Программа дополнительного образования «Читай-ка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)
рабочая программа ( класс) на тему

Куликовская Евгения Вячеславовна

Программа дополнительного образования «Читай-ка» разработана по методике Н.А.Зайцева, рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_chitay-ka.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования «Читай-ка»

(подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)

Куликовская Евгения Вячеславовна

Учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»»

г. Югорск

Тюменская область, ХМАО-Югра

Пояснительная записка.

Актуальность.

Традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики дисграфических нарушений.

Система обучения детей, разработанная Н.А. Зайцевым, (более известная как «кубики Зайцева»), позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются логопеды  в процессе работы.

Пособия Зайцева предназначены для организации развивающего пространства детей дошкольного и школьного возраста, которое позволяет  творчески подходить к готовым программам, содержанию образования, способам его подачи (методам и приемам); вносить в работу элементы исследовательской деятельности; кардинально сокращать время овладения навыками счета, чтения, грамотного письма.

Данная система  дает прекрасную возможность для профессионального роста педагогов, коллективного творчества педагогов и детей, формирования целостной неискаженной системы взглядов. И ребята, и взрослые при этом сохраняют физическое и душевное здоровье (а часто и восстанавливают его).

Цель программы:

создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

Задачи:

1) расширению словарного запаса, в том числе по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях;

2) развитию речевого дыхания (при регулярном пропевании песенок по таблицам и кубикам);

3)  развитию зрительно-моторной координации (при манипуляциях с кубиками и работе с таблицами);

4) развитию ритмико-интонационной стороны речи;

5) развитию фонематического слуха и формирование таких операций, как фонематический анализ и синтез;

6) автоматизации и дифференциации звуков;

7) профилактике дисграфии и дислексии;

8) закреплению навыков словообразования и словоизменения.

Принципы:

• От простого – к сложному.

• Доступность содержания программы.

• Систематичность и последовательность учебного материала.

• Наглядность.

• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

• Дифференцированное обучение.

• Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.

Формы организации деятельности дошкольников:

индивидуальная;

работа в парах;

групповая;

коллективная.

Методы:

словесные;

наглядные;

практические;

игровые;

поисковые;

исследовательские.

Содержание программы

Программа рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.

Обучение грамоте по системе Н.А. Зайцева проходит в удобные для логопеда часы. Занятие длится 25-40 минут. Логопед проводит занятия с подгруппой детей по 3-4 человека (реже по 5 человек). Занятия проводятся в кабинете логопеда первое время -два раза, затем — один-два раза в неделю. Дети, овладевшие навыком чтения быстрее остальных, посещают занятия один раз в неделю.

Для работы необходимы: комплект кубиков Зайцева с таблицами и методическим руководством; пособие Н.А. Зайцева ; «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию»; складовые картинки «Кто вокруг меня живёт?, «Что вокруг меня растёт?», «Продуктовый магазин»; «Читай и пой Скороговорки. Чистоговорки»; И.А.Крылов. Басни Книжка-выставка;  «Пишу красиво. Печатные буквы»; «Пишу красиво. Пропись».

 Занятия обычно проводятся в активной, игровой форме, но допускаются варианты игры, когда дети сидят за столами, например, при составлении слов педагогом по таблице или из кубиков.

Планирование занятий по обучению грамоте включает 3 периода: подготовительный, основной и итоговый.

Детей занимающихся в подгруппах целесообразно поделить исходя из следующего принципа:

- группа А — дети, владеющие механизмом чтения в рамках открытых слогов;

- группа Б - дети, не владеющие механизмом чтения и не знающие букв или знающие только некоторые буквы.

Первые 5 занятий в подготовительном периоде обучения проводятся одинаково  для всех детей, как по продолжительности, так и по содержанию.

Планы занятий в основном и итоговом периодах представлены в виде таблицы для групп. А и В, поскольку занятия для сильной и слабой подгруппы несколько различаются.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цели: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Цели: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Цели: научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а также научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске. Для сильной подгруппы: учить письму слов и предложений карандашом на листах бумаги формата А4.

Виды работ:

1. Работа на уровне слова.

Письмо слов кубиками и по таблице 1, упражнения: «Смешные слова», «Поездка», «Загадки», «Посмотри и повтори», «Угадай-ка», «Задуманное слово», «Инструкции», «Живое слово»; выкладывание слов из заданных кубиков; игра «Твое словечко»; складовые картинки; грамматика с кубиками; «Чудесный мешочек» (вариант с игрушками).

2. Работа на уровне склада.

Упражнения: «Какую песенку тебе спеть?», «Поющие башенки», «Говорящие башенки», «Найди заданный кубик», «Прочитай склады на кубике соседа», «Где такой склад?», «Кубики разбежались», «Найди-ка песенку», «Паровоз», «Классификации», «Чудесный мешочек» (вариант с кубиками); игра «Братики»; работа с таблицей 2; пение по таблице 1.

3. Работа на уровне предложения.

Упражнение «Найди игрушку»; работа с предложением.

4. Игры и задания для детей со сниженной мотивацией к занятиям; с повышенной истощаемостью нервной системы.

Занятия проводятся индивидуально. Последовательность предлагаемых заданий (некоторые выполняются сидя, по желанию ребенка):

- совместное с ребенком склеивание нескольких кубиков-образцов;

- дать ребенку свободно поиграть с кубиками; -упражнения «Башенки», «Какую песенку тебе спеть?»;

- пение части таблицы 1 (на каждом занятии по чуть-чуть);

-  игры «Поездка», «Паровоз», «Классификации», «Братики», «Чудесный мешочек» (сначала вариант с кубиками, затем - с игрушками),

- упражнение : «Смешные слова»;

- письмо 3-5 слов вместе с ребенком (имен родителей, друзей, кличек животных, названий игрушек, сладостей);

- игра «Угадай-ка» (сначала выбор из трех);

- выкладывание слов из предложенных логопедом кубиков;

- работа со складовыми картинками.

По мере того как ребенок овладевает навыком чтения и у него появляется желание заниматься, педагог начинает предлагать любые игры и задания, привлекая ребенка сначала к работе в паре, затем — в подгруппе.

Ожидаемые результаты.

К концу года старшие дошкольники должны уметь:

- составлять предложения;

- членить предложения на слова;

- соотносить буквы и звуки;

- называть звуки и слоги в словах;

- находить слова с определённым звуком;

- определять место звука в слове;

- проводить звуковой анализ слова;

- владеть основами плавного слогового чтения;

- пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;

- проявлять активность, самостоятельность;

- обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;

- правильно держать ручку, карандаш;

- классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Календарно - тематическое планирование

Тема НОД

 № зан.

Содержание

Рекомендации

Подготовительный этап  (5 зан.)

«Чудо-кубики, здравствуйте!»

1

1. Показ и совместное с детьми обследование кубиков, показ наполнителя.

2.Упражнение: «Какую песенку тебе спеть?»

3. Игра «Классификации»

4. Игра «Паровоз» (вариант 1)

5. Коллективное выкладывание имен детей из кубиков

Если педагог видит, что дети утомились, а занятие еще не окончено, его объем надо сократить (за счет п. 2, 5). Можно добавить дополнительное занятие.

2

«Твоё имя, имена кубиков»

2

1. Пение песенок по таблице 1 в вертикальной плоскости

2. Коллективное выкладывание имен детей из кубиков.

3.Упражнение «Поющие башенки», «Говорящие башенки»

4. Игра «Паровоз» (вариант 2).

Нужно обращать внимание на неуверенность детей в процессе манипуляций с кубиками. Педагогу необходимо побуждать таких детей к прокручиванию кубика в руке под обязательным контролем зрением.

3

«Моя семья»

3

1. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости

2. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости

3. Коллективное выкладывание слов МАМА, ПАПА из кубиков.

4. Игра «Смешные слова»

5. Игра «Паровоз» (вариант 2) (букву дети выбирают сами)

При пропевании педагогом таблицы 1 необходимо активно побуждать детей к подпеванию. Сначала получается что-то вроде невнятного гула, но с каждым занятием у ребят получается все лучше и дружнее

4

«Я и моя семья»

4

1.  Организационный момент. Дети входят в кабинет, где на полке написано слово ПЕТЬ. Педагог спрашивает: «Угадайте, что мы сейчас будем делать?» Дети пробуют прочитать.

2.Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости.

3. Коллективное выкладывание слов МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, БРАТ, СЕСТРА из кубиков.

3. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости

4. Упражнение «Письмо слов по таблице 1»

5. Игра «Поездка» .

Организационный момент рекомендуется проводить только для детей,  успешно усвоивших  материал предыдущих занятий.

5

«Любимая игрушка»

5

1. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости

2. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости

3. Упражнение «Загадки»

4. Игра «Любимая игрушка»

Во время игры «Любимая игрушка» дети сильной подгруппы пишут слова сами, педагог старается не вмешиваться. Хорошо, если каждый ребенок вспомнит не одну, а 2-3 любимые игрушки или игры (лото, домино, наклейки) и вся подгруппа детей лишний раз потренируется в написании слов. Понятие о заглавной (большой) букве лучше ввести, написав имена любимых игрушек мелом на доске. Кубик с ударением и заглавной буквой (ЗБ) используется во всех упражнениях по написанию слов кубиками. Его устанавливают сверху на соответствующие кубики.

Основной этап (15 занятий)

6

«Братики и сестрички»

6

1.Игра «Паровоз»

2. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости

3. Игра «Инструкции» вариант № 1

4. Упражнение «Письмо слов по таблице 1» (письмо имен близких родственников и своих фамилий) индивидуально с каждым ребенком)

5. Игра «Обед»

В случае, если дети  утомились, можно сократить п. 3, но оставить последнюю игру, так как работа по письму слов кубиками предпочтительнее.

7

«Загадки»

7

1. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости

2. Упражнение «Письмо слов по таблице 1»  (слова придумывают дети и пишут их совместно с педагогом)

3. Игра «Угадай-ка»: выбор из 6-7

4.  Работа со складовыми картинками

В процессе первых игр со складовыми картинками дети могут быть неактивны. Задача педагога -пробудить интерес детей, поощряя их угадывать написанное на картинке слово, громко называя его. Не надо бояться, что на занятии будет шумно.

8

«Готовимся встречать гостей»

8

1. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости  

2. Игра «Братики»

3. Написание имен родителей из кубиков с проставлением ударений и кубиков с заглавной буквой (далее ЗБ).

4. Игра «Посмотри и повтори» из слов, написанных в п. 3

5. Упражнение: на стульчик садится тот ребенок, чье имя напишет кубиками педагог.

6. Работа со складовыми картинками

На этом этапе вводятся карточки с крупно напечатанными именами и фамилиями детей для упражнений в группе и кабинете.

9

«Встреча гостей»

9

1. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости

2.    Упражнение    «Где   такой склад? », вариант №2

3. Игра «Кондитерская»

 4. Работа со складовыми картинками

10

«В магазине»

10

1. Игра «Живое слово» (винегрет - на 5 детей)

2. Игра «Чудесный мешочек» с кубиками

3. Командная игра (слова: «каша», «суп»)

4. Игра «Сварим суп»

Педагог практически не помогает детям пропевать песенки по таблице. С помощью песенок также можно автоматизировать тот или иной звук. Например, педагог просит: «А теперь спой, пожалуйста, песенку ШУ-ШО-ША-ШЭ-ШИ-ШЬ, только следи за своими язычком и губами». Этот прием поможет педагогу уточнить, насколько уверенно ребенок ориентируется в таблице, находит нужный столбец на слух.

11

День рожденье куклы Кати

11

1.    Командная   игра.    Слова: «лес», «река»

2. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости

3. Игра «Подарок на день рождения»

4. Письмо имен и фамилий детей кубиками.

5. Работа со складовыми картинками

Если некоторые дети овладели механизмом чтения или свободно читают короткие слова, педагогу рекомендуется перегруппировать детей. С этой же недели обучения рекомендуется вводить складовые картинки в индивидуальную работу (подбор маленьких карточек к большим; письмо слов из кубиков по образцу; по складовой картинке).

12

«Приглашение на праздник»

12

1. Игра «Кубики разбежались»

2. Упражнение: «Прочитай ку-

бик у соседа»

3.Игра   «Задуманное  слово»

4.Работа со складовыми кар-

тинками

В процессе игры «Задуманное слово» вводится новый прием, который используется на протяжении всей дальнейшей работы с кубиками. Педагог называет склад, а один или двое читающих детей находят его на таблице с помощью указки (педагог почти не помогает).

13

«Праздник»

13

1. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости

2. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости  

3. Игра «Задуманное слово» вариант

4. Игра «Угадай-ка»: выбор из 7-8

5.Работа со складовыми картинками

Во время выкладывания слов из кубиков в игре «Задуманное слово» логопед просит детей начинать чтение с первых же выложенных кубиков

14

«Что такое Новый год?»

14

1. Пение по таблице 1 складов в горизонтальной   плоскости

2. Игра «Твое словечко»

 3. Игра «Найди заданный кубик»

4.  Работа со складовыми картинками

Для детей,  не научившихся соотносить склады на таблице и кубиках рекомендуется провести серию занятий на соотнесение предметов, форм, цветов («Найди такой же»), на развитие зрительного восприятия и логического мышления.

15

«Новый год и Дед Мороз каждому мечту принес»

15

1. Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости

2. Игра  «Найди заданный кубик»

3. Игра  «Чудесный мешочек»

4.  Работа со складовыми картинками

С таблицей 2 работать сложнее, чем с таблицей 1: буквы на ней мельче и написаны не в квадратиках; отвлекает внимание песенка ЙА-ЙО-ЙЮ-ЙИ-Й, которая не используется в работе. Тем не менее необходимо учить детей работать с этой таблицей, так как она является помощником для отработки некоторых тем

16

«Наш детский сад»

16

1. Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости

2. Упражнение «Прочитай кубик у соседа»

3. Упражнение «Что мы делаем в детском саду»

4.  Работа со складовыми картинками

Если в подгруппах есть дети, читающие склады по буквам, стоит отработать с ними все игры на уровне склада - кубика

17

«Мы играем и поем»

17

1.  Упражнение  «Найди-ка песенку»

2. Игра «Инструкции» (вариант № 2)

3. Игра «Чудесный мешочек» (с. 33).

4.  Работа со складовыми картинками

На этом этапе большинство детей должно хорошо находить заданную песенку на таблице.

18

«Магазин игрушек»

18

1. Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости  

2. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости

3.   Игра   «Магазин   игрушек»

4.  Работа со складовыми картинками

19

«Загадки Зимушки-Зимы»

19

1. Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости

2. Письмо слов по таблице 1: каждый   ребенок   пишет   свое придуманное слово

3. Игра «Поездка: вариант 2» («Тарелочки») из заданных ку-

биков. Слова: чай, хлеб, яго-

ды, салат, каша

4.  Работа с пособием  «Пишу

красиво»,   буквы   Л,   У,   К

Некоторые дети  довольно долго переворачивают буквы на кубиках «вниз головой», путают их по графическим признакам. Это связано с последствиями психоречевой патологии, нарушениями внимания, памяти и т.д. Другие же дети уже могут с первого раза написать буквы мелом на доске по образцу, попробовать написать и прочитать слово

20

«На ферме»

20

1. Работа с таблицей 2

2. Игра «Ферма» с использованием фигурок домашних животных

3. Игра «Посмотри и повтори» из слов, написанных в п. 3

4.  Работа с пособием  «Пишу красиво»

Нужно иметь в виду, что чтение мягких слияний усваивается сложнее, поэтому игры с маленькими кубиками необходимо проводить чаще

Итоговый этап (12 занятий)

21

«Поиграем с куклой Таней»

21

1. Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости  

2. Игра «Инструкции» .

3.  Работа с пособием  «Пишу красиво» .

4. Работа со складовыми картинками

22

«Зоопарк»

22

1. Работа с таблицей 2 .

2. Игра «Найди игрушку»

 3.  Работа с пособием  «Пишу красиво» .

4.  Работа со складовыми картинками

23

«Домашние животные»

23

1. Работа с таблицей 2

2.  Работа с предложением

3. Игра «Твое словечко»

 4.  Работа с пособием   «Пишу красиво»

Очень часто дети не хотят играть в игры с предложениями. Это может быть связано с тем, что некоторые дети не готовы с ними работать (составлять, разбирать и записывать). Работа с предложениями должна проводиться только с детьми, свободно читающими слова любой длины

24

Кукла Таня к нам пришла, игры всем нам принесла

24

1. Орг. момент: дети, войдя в кабинет читают и анализируют предложение «Будем читать.»

2. Коллективное написание придуманного детьми предложения

3.  Работа с пособием  «Пишу красиво»

Если есть дети, уже овладевшие чтением предложений без предлогов, то педагогу целесообразно проводить с ними занятия 1 раз в неделю, уделив, таким образом, больше внимания остальным детям.

25

«Письмо для Королевы страны знаний»

25

1. Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости

2. Игра «Живое слово»  

3.  Работа с пособием   «Пишу красиво»

26

«Весна  идет»

26

1. Игра «Найди игрушку»

 2.  Работа с пособием  «Пишу красиво»

27

«Поздравляем куклу Таню»

27

1. Игра «Найди игрушку»

 2.  Работа с пособием  «Пишу красиво»

28

«Играем -грамматику изучаем»

28

1. Грамматика с кубиками

2.  Работа с пособием  «Пишу

красиво»

29

«Гласные и согласные буквы и звуки»

29

1.  Работа с предложением

2. Письмо слов на пластиковых

досках под диктовку

30

«Мы читаем. Буквы, звуки различаем»

30

1.  Работа с предложением

2. Письмо слов и словосочета-

нии на листах разлинованной

бумаги А4 под диктовку.

31

«Путешествие в сказочный лес»

31

1.  Работа с предложением

2. Письмо слов и словосочета-

нии на листах разлинованной

бумаги А4 под диктовку.

32

«Кубики - пока, прощаться нам пора!»

32

1. Грамматика с кубиками

2. Письмо коротких предложений на листах бумаги А4 под диктовку

Литература:

  1. Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А. Зайцева» Методическое пособие для родителей и педагогов. М., 2000
  2. Ахмылова Н.В. под ред. Н.Е.Ильяковой.Учимся читать с удовольствием! Система быстрого обучения чтению детей 5—6 лет с речевыми нарушениями по методике Н.А. Зайцева. / Н.В. Ахмылова ; М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  3. Вартапетова Г.М. Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация / Г.М. Вартапетова, Е.Э. Петрова. - Новосибирск : ин-т повышения квалификации, 1997.
  4. Зайцев НЛ. Письмо, чтение, счет / Н.А. Зайцев. - СПб. : Лань, 1997.
  5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Академия, 1998.
  6. Пятибратова Н.Домашняя тетрадь  к занятиям по «кубикам Зайцева»
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. - М.; 2004.
  8. Токарева ОЛ. Расстройства чтения и письма / О. А. Токарева. - М., 1969.
  9. Упражнения с Монтессори-материалами / под ред. Е. Хилтунен. -Рига ; М. : Пед. центр «Эксперимент», 1998.
  10. Цветкова JI.O. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.О. Цветкова. - М.: Юристъ, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования — на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школь­ника умения учиться и достижение пр...

Основные направления и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье представлена система обучения дошкольников основам грамоты; даны рекомендации и примеры игр и упражнений по развитию у детей различных умений и навыков, которые необходимы для успешного овлад...

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....

Программа дополнительного образования по шахматам для детей группы риска в возрасте 12- 16 лет

Не секрет что, обучение игре в шахматы помогает детям, особенно подросткам группы риска, не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству  сотням тысяч детей некоммуник...

Рабочая программа дополнительного образования "Иностранный язык для детей дошкольного возраста"( немецкий язык)

Рабочая программа дополнительного образования "Иностранный язык для детей дошкольного возраста"( немецкий язык)...

Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР

Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подтовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма...