Анатолий Гин. Педагогика + ТРИЗ = ?

Словом «ТРИЗ» сейчас мало кого удивишь: публикации не только в специализированных изданиях, но и в «Огоньке», «Смене», «Учительской газете»... И все же — какое, самое общее, определение ТРИЗ вы можете дать для наших читателей? 
Позволю аналогию: возможно, вы наблюдали когда-нибудь, как строит гнездо оса... Упорно, слой за слоем, не покладая «рук». Хороший строитель? Да! Но только в стандартной ситуации, выверенной поколениями ос. Вот экспериментатор разрушает часть гнезда. А что оса? Да она не замечает разрушения! И достраивает свой дом, как будто ничего не произошло. К сожалению, в умении не замечать проблемные ситуации люди и осы — «близнецы-братья»...

  1. Ситуация 
    Большинство первоклассников (и не только первоклассников) аккуратно начинают новую страничку в тетрадке, но их терпения хватает до первой помарки — дальше ребенок стремится дописать лишь бы как, чтобы начать «новую жизнь» со следующей страницы. Эффект этот знаком учителям начальной школы. Но в нем можно увидеть и задачу: чем чаще дети будут открывать новую страницу, тем чище будут писать. Но не оставлять же по пол-листа недописанными? 
    Как быть?

Вот решение преподавателя курса РТВ (развития творческого воображения) на базе ТРИЗ школы № 51 Светланы Гин: тетрадки были порезаны пополам. И страница стала в два раза короче, и писать дети стали чище... Просто?

  1. А вот случай, с которым мы столкнулись, консультируя в Латвии. Заказчик — руководитель крупного частного предприятия, организовал вуз для молодых бизнесменов. Реклама обеспечила конкурс девять человек на место. И тут оказывается (пусть причина останется тайной Заказчика), что свежеиспеченных студентов придется отправить в колхоз на картошку. Казалось бы, разочарование студентов и падение престижа неизбежно... 
    Как быть?

Мы нарочно привели примеры изобретательских ситуаций в педагогике. Но их вокруг — в любой области деятельности — многие тысячи, если не миллионы...

А теперь — внимание! Задач — миллионы. А способов грамотного анализа ситуации, приемов разрешения противоречий, прогнозирования последствий принятого решения — значительно меньше. И ими можно научить пользоваться любого нормального человека. Собственно говоря, ТРИЗ — это и есть система инструментов «вскрытия» и решения проблемных ситуаций.

Но так ли необходимо изучать ТРИЗ, — ведь задачи появлялись и решались человеком с того момента, как он встал на «задние лапы» (и без всяких теорий...)? 
Человечество, люди прошли долгий путь. Но чем больше они узнавали, тем больше становилось точек соприкосновения с неизвестным, неоткрытым, непознанным. Колумб вдали от Европы увидел берег — всего один новый факт. Но за этим фактом скрывался целый континент неизвестного. 
Больше знаний — больше и проблем. Они всегда решались «природными» талантами, гениями. Но мир меняется все стремительнее. Проблемы нарастают лавиной — экономические, технические, общественные. И их нужно решать вовремя, иначе... 
Сколько миллионов жизней сохранилось благодаря открытому А. Флемингом в 1929 году антибиотику — пенициллину? Не сосчитать... А скольких трагедий удалось бы избежать, будь он открыт на год, два, пятьдесят лет раньше? Но ведь пенициллин изучали, и свойства его были известны задолго до открытия Флеминга! Русские ученые В. Манассеин и А. Полотебнов опубликовали результаты своих опытов с пенициллином еще в 1871 году. Оставалось сделать один шаг, но помешал стереотип: разве может быть лекарством эта плесень? 
Последнее десятилетие «подарило» нам полтора десятка новых болезнетворных вирусов, да плюс модификации «старых знакомых». И это — норма, лучше не будет... Говорят, скупой платит дважды. А сколько раз мы будем расплачиваться за неумение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке? 
Что делать? Назад — в пещеры? Технику под пресс и стройными рядами на лоно природы — кто в пастухи, кто в пастушки, а кто в овечки? Но История знает только одно направление... 
Выход один: нам придется — никуда не денешься — готовить много сильных решателей.

В необходимости обучения ТРИЗ вы меня убедили. А достаточно ли этого, чтобы — пользуясь вашими словами — подготовить сильных решателей? 
Для стабильного, подчеркиваю — стабильного (!) решения нестандартных задач прежде всего необходим инструментарий. И это не только ТРИЗ. В идеале надо знать все то лучшее, что наработало человечество в технологиях разрешения проблемных ситуаций. 
Творческого человека отличает интуиция. Нет, это не только «божий дар». Это особым образом организованный творческий опыт. Вбитый в подсознание опыт решения нестандартных задач. Если хотите — это невербальное, скрытое знание закономерностей. Растущему человеку-решателю необходимо буквально купаться в творчестве. Для этого педагогам нужна база творческих, или так называемых открытых. задач. В ТРИЗ собрано большое количество учебных задач, как не требующих специальных знаний, так и по направлениям: физика, химия, биология, социология, бизнес, искусство, литература... Однако никакую базу задач нельзя считать достаточной. Задачи устаревают, и достаточно быстро. 
Кстати — развитая интуиция и серьезный инструментарий — это именно то, что дает человеку уверенность в своих силах. Согласитесь — немаловажный компонент характера. 
Что еще важно? Навыки организации творческого труда. Сюда входит планирование работы и учет времени, умение работать с базами данных, владение критериями оценки научной разработки и многое другое...

У нас страна — сплошная нестандартная ситуация. А как на далеком Западе — считают ли они воспитание изобретательского мышления актуальной задачей? 
Да, хоть на дальнем Западе, хоть на Ближнем Востоке, извините за каламбур. Это новое приоритетное направление педагогики развитых стран. Пока сделаны первые шаги. Чтобы не быть многословным, просто перечислю несколько фактов:

  • клуб юных инженеров «Розбери» в Англии регулярно проводит изобретательские конкурсы, имеет свои печатные издания;
  • руководители университета «Мэрдок» в Западной Австралии ввели экзамен по фантастике для будущих учителей;
  • в министерстве образования Израиля разрабатывается спецкурс по ТРИЗ для школьников. А в Иерусалимском Политехническом институте курс по ТРИЗ читается бывшим гомельчанином Г. Френклахом;
  • японская «Белая книга по науке и технике» рекомендует в качестве одной из главных задач на 1990-1994 годы разработать системы и концепции поиска талантов;
  • компания «Вестингауз» совместно с общественными организациями США ежегодно проводят конкурс школьных работ, именуемый «Поиск научных талантов»;
  • патентное ведомство США разработало специальную программу PROJECT XL, призванную поддерживать развитие навыков изобретательского мышления на всех уровнях учебы. Ведомство разработало также «Справочник ресурсов изобретательского мышления» для преподавателей...

Как бы не получилось, что ТРИЗ, как это не раз случалось с другими изобретенными у нас сильными технологиями, вернется к нам с Запада, но уже в новых одеждах — как чужеземное открытие... И все же традиционно «наш» вопрос: что Вы скажете о воспитании? 
Мы с вами знаем — воспитывают не слова и лозунги. Воспитывает деятельность. Например, решение изобретательских задач. В них нет раз и навсегда установленного правильного ответа, зато всегда есть простор для вариантов. А это лучше любых призывов и душеспасительных бесед воспитывает уважение к другим мнениям. Уважение, столь необходимое нашим народам сегодня. 
Часто решаем с ребятами задачи, связанные с предотвращением аварий, спасением людей в сложных ситуациях.

  1. Например: человек упал в море с борта корабля. Пока он держится на плаву, нужно — как можно быстрей — ему помочь. Остановить сразу морской лайнер невозможно. Спускать шлюпки — долго. Спасательный круг далеко не бросишь, да и точность мизерная. 
    Как быть?

Вот одно из ряда решений, предложенных 
школьниками-кружковцами: прицельно выстреливаемая из специального ружья капсула «плюхается» рядом с «купающимся». Из нее выскакивает эластичная оболочка, мгновенно раздувающаяся под действием сжатого газа... 
Понятно, мы хотим получить результатом школы не громадную голову на тоненьких ножках, а Творческую Личность — с большой буквы! Хотя вырастить творческую личность гораздо сложнее, чем обучить основам ТРИЗ.

Предположим, ТРИЗ начнет широко распространяться в школы. Какие нежелательные эффекты можно при этом ожидать? 
Больше всего боюсь, что ТРИЗ будут школам и институтам навязывать. Любую идею можно погубить плохим исполнением — прецедент уже был в одной из бывших Союзных республик. Были также случаи, когда родители притаскивали своих детей в кружок ТРИЗ чуть ли не за шиворот. Но творчество не терпит насилия. Все известные мне кружки ТРИЗ хорошего уровня основаны на добровольном посещении — никакой «принудиловки».


Интервью брала Мария Ладина, учитель биологии, г. Гомель. Опубликовано в журнале «Адукация и выхаванне », № 2, 1994. — С. 111.

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересная статья

Ивлиева Наталия Алексеевна

Спасибо за статью. Использую в своей работе элементы ТРИЗ. Да, необходимо развивать креативное мышление и умение решать нестандартные задачи.

Очень интересная статья. Для себя почерпнула много нового. Большое спасибо.

Ковальчук Жанна Владимировна

Очень интересное было выступление на 3-ем Международном фестивале Лиги образования "Сотрудничество. Сообразование. Сотворчество" 16 - 22 августа, можно посмотреть видеозаписи выступлений на их сайте и заказать сертификаты.

Корнева Ирина Владимировна

статья замечательная , интересная , полезная для работы. обязательно возьму на заметку и буду применять элементы ТРИЗ в работе

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Спасибо за информацию. Есть над чем подумать.

Фенина Светлана Анатольевна

спасибо за статью.применяем элементы ТРИЗ в работе с малышами-дошкольниками уже давно.интересно наблюдать, как дети своими высказываниями (иногда очень неожиданными)ломают все стереотипы.

Бордунова Вера Николаевна

Согласна. Мои дошколята очень любят игру "Простуда", те же "Кошки - мышки", но объясняется по другому. Они всегда в восторге. Часто использую разные элементы ТРИЗ.

Устинова Валентина Ивановна

Спасибо! Очень интересно!

Куликова Наталья Эриковна

Очень интересная статья. Большое спасибо. Боюсь,что широко распространяться она всё таки не сможет ,т.к это требует больших усилий со стороны педагогов.

Осипова Наталья Александровна

Думай. Учись. Преуспевай. - Лозунг образования новой эры. В современном образовательном пространстве мы-педагоги все чаще осознаем тот факт, что если ты желаешь научить других, ты обязан постоянно учиться сам. Очень важно быть не только на одной ступени с теми, кого учишь, но при этом сохранять свою значимость и полезность для тех, кто идет рядом с тобой, а также уметь сохранять достоинство и признавать преимущество своих конкурентов и самому стремится к высотам успеха.

Абрамова Ольга Анатольевна

Вы правы, я соглашусь с вашим мнением.

Большое спасибо за Ваш труд.Буду использовать в своей работе.

Мустафина Лилия Петровна

Используя примеры из истории человечества, автор с легкостью показывает даже несведущему человеку необходимость использования этой важной технологии в образовательным процессе. Спасибо за интересную статью.

Зотова Юлия Викторовна

Спасибо большое за ваш опыт, который несомненно пригодится очень многим педагогами мне в том числе.Очень интересная технология ,которая всегда даёт результат.Я в своей работе использую только элементы.

Гребенева  Любовь

Интересно. Но я думаю ТРИЗ обычно применяют очень поверхностно, так что особых опасений не может вызывать. Хотя, может быть я сужу как дошкольный работник.

Спасибо за статью! взяла на заметку)

Федорцова Наталья Аркадьевна

Я за ТРИЗ! Творческие Личности могут сделать нашу жизнь интересней и благополучней.

Алексеева Галина Васильевна

Спасибо за статью. Использую в своей работе элементы ТРИЗ. Да, необходимо развивать креативное мышление и умение решать нестандартные задачи.

Федорцова Наталья Аркадьевна

Спасибо за статью.

Гурьянова Светлана Анатольевна

Спасибо. Интересная статья.

Россова Маргарита Валериевна

Современная ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классическую ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, то есть имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекаются (как со стороны, так и взаимно) в бесплодии и пустословии. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.

Малиновская Екатерина Владимировна

Спасибо за статью, очень интересная и полезная информация. Есть над чем подумать.

Пронина Людмила Константиновна

Спасибо за статью! Полезная и нужная информация!!!!!

Кололеева Наталья Анатольевна

ТРИЗ - потрясающая технология для дошкольников,которая способствует всестороннему развитию интеллекту воображению,умению ребёнка находить выход из искусственно созданной ситуации.Хотелось чтобы такую технологию дающую потрясающий результат как можно чаще использовали в дошкольной педагогике.

Кошелева Ольга Анатольевна

В своей работе использую элементы технологии ТРИЗ (творческое решение изобразительных задач),с помощью которой дети учатся находить позитивные решения возникающих проблем, развивается мышление и творчество, фантазия и речь.

Павленко Ольга Юрьевна

Интересная статья.Всегда в классе есть ребенок нестандартно мыслящий.Учитель должен поддерживать таких детей, выслушивать их решение.Иногда, даже учитель не сразу понимает как ученик размышлял.

Шуткова Татьяна Михайловна

Спасибо за поднятый актуальный вопрос о ТРИЗ в педагогике. Я работаю воспитателем в детском саду и применяю в своей деятельности только элементы ТРИЗ (в первую очередь при рассматривании картин и последующем составлении рассказа). Технология ТРИЗ востребована в дошкольной педагогике, конечно, педагог решает сам, использовать ли её в своей работе с детьми.

Мыльникова Алина Сергеевна

Замечательная статья! Нет одинаковых классов, одинаковых групп, людей. Гениальность и креативность идут рука об руку и заметить маленький талант и развить его - большое дело! Да, соглашусь в автором, в том что нельзя ТРИЗ навязывать свреху,но обучать учителей методике ТРИЗ просто необходимо. Недавно в техникуме я организовала креатив-бой о научных открытиях. Конечно, приняли участие кому это было интересно, самые способные разработали задания и провели для других студентов.Кому интересно заходите на мой сайт, там выложена готовая презентация для проведения креатив-боя. Берите, пользуйтесь,развивайте креативность своих учеников!

Слажнева Оксана Александровна

5 лет использую ТРИЗ-технологию работая воспитателем в детском саду. Одно могу сказать точно-детям намного интересней самим добывать знания, сколько всяких идей роится в их голове, не каждый взрослый, воспитанный на традиционной педагогике, может даже просто предположить неординарный ответ на,казалось бы, простой вопрос, зато дети-тризовцы непременно удивят вас своими самыми необыкновенными гипотезами. Триз помогает вырастить думающую ЛИЧНОСТЬ, способную находить ответы на вопросы нашего стремительно меняющегося мира.

Гулиева Надежда Алексеевна

Спасибо за статью!

Алексеенко Ольга Борисовна

Спасибо за статью. Хочу добавить, что даже эпизодические обращения к данной технологии дают видимый результат. Ученики не боятся думать, отвечать. А если её применять в системе, то результаты поражают. В современном мире гибкость мышления просто необходима. Ещё раз спасибо.