Будко Наталья Петровна

сайт учителя русского языка и литературы

Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество – это формула успешности ученика!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: внедрение современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс

Увлечения: чтение классической литературы, вязание, кулинария

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: с.Камбулат, Туркменский район

Место работы: МБОУ СОШ 3

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/budko-natalya-petrovna
Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд
В.А. Сухомлинский

«Век живи – век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, scio me nihil scire (ничего не знаешь)», - утверждал Козьма Прутков. Что ж, им, мудрецам, виднее, и трудно с ними не согласиться. Ведь чем больше человек знает, тем больше его размеры незнания. Новые знания рождают новые вопросы. Нельзя знать всё. Познать непознанное и совершенствовать свои знания – это те цели, ради которых стоит жить, а для этого нужно не созерцать, а действовать. Добро пожаловать на мой мини-сайт.

О себе

«Я – учитель»

  C  детства мечтала быть учителем. Почему? Сейчас я могу точно ответить на этот вопрос:на моем пути были прекрасные творцы человеческой души, мои учителя. Это люди, которые и определили мой дальнейший путь. Вспоминаются слова великого писателя Федора Михайловича Достоевского: «Удивительно, что может сделать один лучик солнца с душою человека». Такими лучиками солнца для меня были учителя. Я поняла одно - буду только учителем, именно таким учителем, без которого бы в школе, на уроках было скучно, о котором бы дети говорили через много лет после школы: «Как нам не хватает ваших уроков !». Вот это то, без чего учителя не может быть, не может быть хорошего преподавателя! К этому я стремлюсь, это мой ориентир в профессии.

«Вся жизнь театр, а люди в ней актеры», - так говорил английский поэт и драматург Уи́льямШекспи́р. Как же эта истина верна! Разве наша жизнь не похожа на пьесу жизни, в которой каждый из нас   играет   определенную роль, порой нелегкую, но интересную, важную.

Моя жизнь представляется мне спектаклем, но главная роль отведена тем людям, которые  вели меня по жизни, помогли мне встать на ноги, сформировали педагогический характер и «подковали» меня. Моя роль – роль рассказчика, подобно Гриневу - герою произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Постановка пьесы идет не так давно, поэтому сцены запечатлены в моей памяти яркими красками. Вот некоторые из них.

Сцена первая «Образец для подражания»

Образ учителя русского языка и литературы Скрынниковой Татьяны Александровны я помню до сих пор. Она-то и стала примером для подражания. Добрая, но строгая и справедливая учитель. Мой первый наставник стал для меня  маяком,   указывающим  верный путь в жизни – путь учителя.Своеобразным маяком по жизни для меня стали и книги. Хорошая литература формировала мое мировоззрение. Любовь к чтению, сформированная в раннем детстве, а также подражание  учителю  часто в дальнейшем  становятся основой для  будущей профессии. Так случилось и со мной.  После окончания школы, не задумываясь, поступила в педагогический университет на филологический  факультет.На пятом курсе обучения была определена на работу учителем в заветный уголок Туркменского района.С тех пор, вот уже 15 лет,   стараюсь привить любовь к чтению     подрастающему поколению,  пытаюсь убедить в том,  что  русский  язык –    «великий  и могучий», потому что это язык А.С.Пушкина,Н.В.Гоголя, А.П.Чехова и других классиков русской литературы.  

Сцена вторая«Приход в профессию»

Да, начинать свой педагогический путь сложно. Все новое: новый коллектив, новый статус, новые обязательства. Начинается труд, не работа, а труд учителя. Ежедневный труд над собой. Ежедневная борьба с собой. Поэтому наивно полагать, что учитель-это тот, кто учит. Я уверена, что учитель-это тот, кто учится сам у своих учеников, коллег каждый день,всю жизнь.

Вспоминая приход в любимую школу №14 ( за 12 лет учреждение стало для меня родным), в моей душе теплится чувство благодарности тем, кто учил меня педагогическому мастерству.Тогда, в 2005 году, не было такого человека в коллективе, который бы не оказал помощи разного рода, не отозвался на просьбу. Я и по сей день обращаюсь за советом к опытным учителям, которые искренне готовы помочь.

Сцена третья «Никто не забыт»

Особую признательность мне бы хотелось выразить тем людям, которые уже на заслуженном отдыхе: Лещине Таисии Николаевне,Михайленко Ольге Николаевне, Печуриной Валентине Андреевне, Костюченко Ольге Васильевне, Дудниковой Валентине Владимировне. Они - то и дали мне дорогу в жизнь.

Со стороны Таисии Николаевны ( в то время завуча школы) я чувствовала огромную поддержку, она всегда меня защищала, понимая, что я еще несмышленыш, но в то же время, как она признавалась, видела мой потенциал. Со стороны ей говорили, что я её любимица.

Ольга Николаевна Михайленко была уже тогда на заслуженном отдыхе. Она приглашала меня домой, где мы вместе проверяли, а точнее она меня учила проверять сочинения. При этом я ощущала доброту и огромное желание помочь.

Валентина Андреевна Печурина была ко мне строга, консультировала, но до конца никогда «не раскрывала карты» с тем, чтобы я доработала сама, изучая методическую литературу. Сейчас я понимаю, что такое воспитание было правильным.

К Ольге Васильевне Костюченко я всегда обращалась за мудрым советом. Она поддерживала меня. Ее мнение для меня много значило и всегда помогало разобраться в ситуации.

Дудникова Валентина Владимировна- строгий, требовательный руководитель. Стиль ее работы был для меня примером.

Считаю, что я не стала таким педагогом, как есть сейчас, если бы в моей жизни не было встреч с этими людьми.

Сцена четвертая «Роль педагога в современном обществе»

В условиях модернизации российского образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов возрастает роль педагога. Появляются новые методы обучения и стратегии, а также новые слова, характеризующие деятельность учителя: «компетенции»,«профессиональные качества». Это можно объяснить тем, что с течением времени изменяется государство и общество, а вслед за ними остальное: наименования, требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.

Труд учителя самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Сегодня в школах развито преподавание с использованием компьютерных технологий, популярны электронные учебники, мультимедийные технологии. Также существуют собственные сайты, которые обеспечивают интерактивную коммуникацию, отражают жизнь сегодняшнего дня школы, а также работу преподавателя. Но роль учителя остается на первом месте. Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, потому что его личность, образованность, культура, нравственные ценности являются образцом для учащихся.

Современная эпоха предъявляет новые требования, но в то же время позволяет всем участникам процесса оптимизировать свою деятельность и даёт большие возможности для самореализации и учителю, и обучающемуся. В этих условиях у учащихся часто возникает страх перед неудачей. Учитель должен быть не только тонким психологом, чтобы понять ученика, знать его потребности и вовремя прийти ему на помощь в трудных жизненных ситуациях, но и творческой натурой, чтобы заинтересовать школьника 21 века. Свою роль как учителя я вижу в том, чтобы помочь обучающимся преодолеть страх и добиться успехов в жизни.Я стараюсь осуществить свою деятельность от запроса обучающегося, создать условия для устранения дискомфорта, оказать помощь для дальнейшего развития личности через сотрудничество: «Учитель-Ученик», «Ученик-Учитель», «Учитель –Учитель», «Учитель-Родитель».Я рада, что мне удалось выстроить отношения таким образом, что каждый в этой цепочке взаимодействия сегодня чувствует себя полноценной личностью.

Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники. Нынешние дети требуют учёта разнообразия уровней подготовки к школе, способностей, интересов, психологических особенностей. Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения.

Каким же должен быть современный педагог? Какова его роль в современном обществе? 

Учитель (наставник, мастер, педагог) – личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс школы; человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Учитель должен обладать красноречием, крепкими нервами, быть авторитетом среди учеников, и, разумеется, любить детей. Умение передавать знания, увлекаться самим процессом обучения детей. Можно сказать, учитель формирует будущее ученика, а может и всего государства. Многое зависит от коммуникативных способностей учителя, силы воли, и, в некотором смысле, мужества. Поэтому учитель одна из самых трудных и в тоже время интересных профессий из всех. Функции учителя сохраняются всегда, меняются только их содержание. Как меняется жизнь и условия, так меняются и требования к учителю, рождается новое содержание образования, воспитания, обучения. Появляются и новые учителя.

Я считаю, что учитель будущего не обязательно должен быть ярким внешне, так как он только передаёт через себя послание ученику. И это не только сумма знаний, но и отношение к миру, к людям, к стране, к жизни в коллективе. Итак, вот качества, которыми, на мой взгляд, должен обладать современный учитель: понимать ученика, уважать его мнение, уметь слушать и слышать; заинтересовывать своим предметом; любить детей, быть доброжелательным, гуманным, общительным, хорошим другом, открытым, искренним; быть изобретательным, творческим, находчивым, сообразительным; применять психологические знания, приёмы для решения трудных ситуаций; владеть собой, уметь сдерживать эмоции; быть эрудированным, интеллигентным, уметь говорить; обладать чувством юмора, незлой иронией, артистизмом.

Да, может быть, в наше сложное время профессия педагога не ценится и не считается престижной и актуальной. Но пока в школах будут слышаться звонки и детский смех на переменах, одна из самых благородных профессий не исчезнет, а будет и дальше зажигать огонь знаний в глазах учеников.

Так какой же он, современный учитель, и какова его роль в обществе?

Я считаю, что учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, а самое главное - отдающий свое сердце детям!

Вспоминаются слова Сократа: «Более полезен государству тот, кто сделает многих способными управлять государством, чем тот, кто управляет им сам».

 

Сцена пятая «Миссия учителя русского языка»

«Жить – значит иметь проблемы, а решать их  - значит расти интеллектуально», - так считал     американский психолог Джой Пол Ги́лфорд.  

Часто сталкиваюсь с проблемой непонимания текстов.Чтобы вызвать интерес к чтению, в начале года с ребятами составляем список увлекательных произведений, которые притягивают и не отпускают до последней страницы. А главное - героями этих произведений являются сами подростки. Чтобы получить удовольствие от «Дубровского» надо любить читать, чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых обучающийся не оторвется к компьютеру или телевизору. Потом, когда человек проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой по содержанию литературой, которая ожидает его в старших классах.

Моя же задача - научить детей проникать в мир произведения, познавать его тайны и загадки, делать увлекательные открытия. Как бывает приятно видеть, когда дети, анализируя произведения, загораются желанием говорить, делают   выводы, учатся мыслить. Свои уроки строю так, чтобы   размышления   над словом    помогли   обучающимся познакомиться и с особенностями видения мира, понять и познать себя как представителя нации.  Объясняю,  что проявить свой ум, вкус, такт, выразить свои взгляды, отношение к окружающим, проявить себя поможет красивая и грамотная речь, так как именно речь является показателем общей культуры, интеллекта человека. Не зря  народная мудрость гласит:   «По одёжке встречают, по уму провожают».          

Каждый из моих учеников - личность, неповторимая,   индивидуальная. Свою задачу  как учителя  вижу  еще в том, чтобы помочь детям полностью раскрыться, проявить свои способности. По-моему, работа учителя родственна   работе хлебороба и строителя – из зерен  доброго и справедливого выращиваю я  душу человека, из кирпичиков знаний составляю их ум. Мой стиль отношений с учениками состоит в том, чтобы отдавать   не только сумму знаний, но и частичку своей души, своего сердца. Знания доношу   через простые формы, жизненные ситуации, путём общения и обмена опытом. Для меня каждый новый урок  – это возможность открыть в себе скрытые резервы работоспособности и выносливости, артистизма и обаяния, духовной красоты. И если после моих уроков учащиеся становятся хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не остаются для многих фразой – значит, я на правильном пути. Значит, моя роль УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ важна.

 

Будущие сцены

Я надеюсь, что в моей жизни будет ещё много интересных и счастливых встреч с коллегами, учениками, которым я буду полезна. Как в свое время «взрастили» меня, так и я готова помогать тем, кто будет нуждаться в моей поддержке. И наконец-то состоится премьера спектакля «Я- УЧИТЕЛЬ».

 

 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мой внутренний мир сформировали произведения классиков.Среди них нет таких, которые не оказали бы влияние на мой внутренний мир.Каждое творение оставило след в моей душе, заставило почувствовать, что испытывают герои,  прислушаться к советам великих людей.

Мой взгляд на мир

«Вся жизнь театр, а люди в ней актеры», - так говорил английский поэт и драматург Уи́льямШекспи́р. Как же эта истина верна! Наша жизнь  похожа на пьесу жизни, в которой каждый из нас   играет   определенную роль, порой нелегкую, но интересную, важную.

Мои публикации:
Внеклассная работа
Классное руководство
Коррекционная педагогика
Материалы методических объединений
Общепедагогические технологии
Работа с родителями
Русский язык
Сценарии праздников
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио