Главные вкладки

    Раннее развитие... Быть или не быть?

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Уважаемые коллеги, у меня вопрос по поводу "раннего" развития. Не секрет, что сейчас многие родители воспитывают своих детей иначе, чем 10-20 лет назад. С года, а то и раньше некоторых детей развивают по полной программе: на одного ребёнка приходится несколько кружков. Родители спешат дать своей кровиночке все лучшее. Моя знакомая как-то пожаловать, что упустила своего ребёнка. На мой настороженный вопрос, что же случилась, она ответила: "Ему 4 года, а он ещё читать не умеет!" Мне интересно, коллеги, как Вы относитесь к раннему развитию? Опережают ли детки, которых начали обучать раньше других, своих сверстников? Показывают ли они более высокие результаты по сравнению с другими? Делает ли раннее развитие детей более адаптированными к учебной деятельности и к социуму в целом? Были ли в Вашей практике случаи с негативным опытом, когда, например, ребёнок до школы уже растерял интерес к учебной деятельности или, привыкнув к индивидуальному вниманию, испытывал затруднения в традиционной классно-урочной системе? Перефразируя классика: "Развивать или не развивать? Вот в чем вопрос". Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями.

     

    Комментарии

    Касымова Луиза Макембаевна

    Добрый вечер, Мария Дмитриевна. Все дети разные, по разному воспринимают учебную деятельность. Я являюсь воспитателем всего 2 года, могу сказать, что на моей практике родители уже начали водить с 4-х лет своих детей на дополнительные занятия (грамматика, математика). Все дело в психологическом мышлении самого ребенка. Конечно, родителя необходимо успокоить, что ничего еще не упущено. Больше стараться проводить время с ребенком, выполняя несложные по возрасту художественные работы, играть в настольные игры, читать сказки и истории. Тем самым, ребенок к 7 годам будет готов спокойно, выдержанно принимать учебную информацию в школе. Родителю главное не навредить своему чаду!

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Да, ажиотаж тут не нужен. У ребёнка должно быть детство. Правда, иностранные языки желательно вводить пораньше. Это из моего наблюдения. Срабатывает эффект привыкания.

    Матюшкина Галина Андреевна

    Ну, 4 года как раз возраст начала чтения, если ребенок здоров.
    Если не читает, не дружит с буквами и слогами - пора бить тревогу... лечить
    Мои сыновья, один из которых в 4 читал, а второго просто развивали дома и активно лечили, опережают)))
    И от этого увереннее себя чувствуют, а это важно

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Придать ребёнку уверенности - это очень важный момент, согласна. Главное на любом этапе обучения не отбить охоту и интерес.

    Касымова Луиза Макембаевна

    В таких ситуациях в игровой форме знакомить с буквами и правильному произношению звуков. Когда, ребенок поймет, ему будет легче и самое главное интересно учиться читать. Конечно, если ребенок не запоминает буквы, звукопроизношение, то конечно нужно бить тревогу! Например, мой собственный ребенок в 4 года не хотел учиться читать, но буквы знал все. Признаюсь, я заставляла. Все бесполезно. Я решила не заставлять, направила его на кружок плавания и ИЗО. Когда ему исполнилось 5 лет. Он самостоятельно сам потянулся к Букварю. Мы сразу начали соединять буквы в слоги, правильно произносить звуки. Сейчас ему 6, он читает и пишет слова. Теперь тренируем скорость чтения. Все индивидуально!

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Да, часто ребёнок знает буквы, но не понимает, как складывать, но это быстро проходит:) А заставлять - только охоту отбивать, надо набраться терпения:)

    Матюшкина Галина Андреевна

    Коллеги, речь о развитии вообще или только о чтении?
    Желание читать и настоящее чтение (НЕ послоговое!!)- один из показателей желания ребенка познавать.
    А в понятие "развитие" входит ой как много еще компонентов))) И они НЕ являются компонентами именно УЧЕБНОЙ деятельности. Учебная будет в школе, а пока мир надо познавать в чтении, в поездках, в походах, в экскурсиях, в мастер-классах,в спорте, в просмотре телепередач, через интернет, в познавательных и обучающих играх...
    Меня совершенно не пугает, если мой ребенок, например, не будет к школе знаком с графическими диктантами, это мелочи, познакомится еще.
    А вот если ему будет неинтересно этими навыками овладевать - тут надо призадуматься.

    Вообще в саду много внимания уделяют развитию каких-то технических мелочей: готовят руку к письму, дают определения геометрических фигур (часто, кстати, неправильно), знакомят с животным и растительным миром весьма ограниченно, читают какие-то совсем уж устаревшие и чересчур детские книжки, учат считать свои неуклюжие рисунки шедеврами, 5 песен учат целый месяц, а то и два...

    По мне, так одна передача NatGeoWild или один поход в лес даст ребенку больше, чем целый день в саду.

    Так что ответ однозначный - развивать! И чем раньше, тем лучше.

    Причем развивать должны родители.

    Вот такие выводы из опыта мамы двух сыновей.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    И я как мама двоих детей поддерживаю каждое Ваше слово. Развивать детей должны родители. Я с некоторым недоверием отношусь к ажиотажу вокруг дополнительных занятий с пелёнок. По принципу: "Все побежали - и я побежал". Проще переложить ответственность на педагога, чем заниматься ребёнком самому. Исключение здесь - иностранные языки.

    Нарсеева Мария Александровна

    Уважаемая Мария Дмитриевна! Вопрос скорее стоит об опережающем развитии, касающиеся прежде всего когнитивной сферы ребенка. И тут встаёт вопрос, как быть с такой категорией детей? Однозначного ответа нет. Мама в вашем примере, озадачена тем, что ребенок в свои 4 года-читать не умеет. Но её волнение связано, скорее всего,как показывает консультационная практика детских психологов, не с фокусировкой родительского внимания на индивидуальную особенность своего ребенка, а на сравнение с другими детьми. То есть родитель не видит актуального этапа развития,ему хочется видеть больше, чем может ребенок! В моей профессиональной деятельности я встречала и такую категорию родителей, которые стремились настолько "перегрузить" своего ребенка, что он просто "уставал", так 5 летнему ребенку, у которого появился интерес к изучению букв русского алфавита,мама не теряясь пыталась уже научить его читать, а помимо прочего начать изучать второй иностранный язык, стала нанимать репетиторов, "заставлять" в буквальном смысле этого слова читать ребенка не только по русски, но и по английски! Видите ли, коллега по работе этой самой тревожной мамы, рассказывает целыми днями о своем 7 летнем ребенке, у которого также появилась ранняя тяга к изучению букв. Но, мы все с вам знаем, что в основе развития детей лежат их индивидуальные психологические особенности. И если у одного ребенка возник интерес к изучению, его надо поддержать со стороны взрослых,лишь на том уровне, который соответствует данному этапу развития, т.е., пока "здесь и сейчас", а не усложнять дополнительной нагрузкой.
    Говорить об учебной деятельности детей дошкольного возраста -это неправильно, игра-вот основной ведущий вид деятельности детей данного возраста, использование познавательных игр, вот один из приемлемых путей поддержки интереса детей с опережающим когнитивным развитием.Конечно бывают и противоположные случаи, и таких в нашей стране,не побоюсь обобщить, куда чаще, чем поддержка детей с опережающим развитием. Вот пример, в семье, вполне благополучной ребенок 3 лет с опережающим развитием. Это заметили педагоги дошкольной организации, но постепенно стали отмечать, что развитие словно остановилось и приняло соответствующую возрастную норму. Т.е. зафиксированый скачок в развитии, в сравнении со сверстниками, посещающие эту же дошкольную групп,всё же имел место. Но вопрос,куда пропал интерес, почему он не получил дальнейшего развития?! А все просто,родители упустили, посчитали, что это чистой воды какое-то "детское зазнайство", как сказал мне папа этого ребенка, на мою просьбу обратить внимание, поддержать ребенка, использовать те или иные познавательные игры, в том числе тренинги, что это ни к чему, она у нас, в бабушку, зазнается, мы ей постоянно делаем замечание "будешь много знать, скоро состаришься, во, посмотри на бабашку!". Вот и парадокс, и что при этом может сделать педагог, дошкольная организация, когда ребенок, получив стимул в стенах детского сада, возвращается в ту среду, где все просто подавляется?! Вот так вот бывает. Поэтому одна из первостепенных задач педагогов сделать родителя партнером, правильно донести до родителя всё о развитии его ребенка с психолого-педагогической точки зрения. Для этого необходим постоянный комплексный мониторинг (дома и в учебной организации) за развитием ребенка и только потом назначать дозировку дополнительных занятий и пр. В том числе мы не в праве говорить о высоких, низких результатах развития детей, так как всё сугубо индивидуально! А на вопрос "развивать не развивать?", отвечу одним словом-поддерживать актуальный уровень развития ребенка, перестать сравнивать одного ребенка с другим.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Уважаемая Мария Александровна, благодарю Вас за столь глубокий ответ!

    Смарыгина Наталья Генндьевна

    Добрый день, хотела бы добавить свои наблюдения именно по изучению иностранного языка с малышами.. Существует масса мнений по этому поводу- начиная с того, что чуть ли не с младых ногтей надо изучать иностранный язык, что больше и лучше усваивается эта информация.
    Но! по факту и по опыту (преподаю много лет английский, пару лет жила в Штатах, много общалась с разными мамочками) считаю, что в 3 года РАНО учить доп язык - сколько ни занималась с детками такого возраста и даже старше - практически всегда можно научить ребенка базовым словам, стихам, песням и тп - но! если не поддерживать эти знания то уже буквально через полгода после отмены занятий на 90% сокращается запас, а часто идет проблема - замещения звуков например - так как в английском много специфических звуков, а в 3-4 года часто еще не все русские звуки поставлены у ребенка, то потом возникают у родителей проблемы и приходится с логопедом ставить русские звуки заново.
    ИМХО раннее обучение языку - не более чем маркетинговый ход, и способ заработать на максималистах-родителях)) Ведь так приятно в кругу мам-одногодок похвалиться - а мой то вон - стихи на англиЦком читает и песни поет))
    И опять же ИМХО - когда придет время и осознание что ребенку это действительно нужно, то за полгода-год осознанных целенаправленных занятий вы добьетесь бОльшего результата, чем за годы в младенчестве.
    Я бы рекомендовала в младшем возрасте лучше развивать артикуляцию, делать артикуляционную гимнастику с ребенком - это создаст отличную базу и без лишних затрат для изучения любого языка, в том числе и родного.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Все так, думаю, что все очень индивидуально. По своим детям могу сказать, что ушко привыкает к иностранным звукам очень быстро. Мы песни слушаем и смотрим видео на английском с раннего возраста. Никогда не заставляю, только, когда ребёнок сам бежит с книжками: "Давай учиться!" Уверена, что пока не сформируется артикуляционная база в родном языке, нагружать ребёнка иностранным с пристрастием не стоит, действительно может произойти смешение звуков - и - здравствуй логопед! По поводу маркетингового хода, согласна, в родительской среде сейчас большое желание вырастить гениев. Но такое рвение может загубить мотивацию к учебе в дальнейшем.

    Смарыгина Наталья Генндьевна

    Вот именно, а здоровый интерес к иностранному языку посредством каких то мультфильмов (Даша-Следопыт и тому подобные), музыки, акцентов на вывесках магазинов на иностранном языке - это всегда только на пользу.

    Часто вижу в саду детей ,которых родители тащат на разные кружки силком. Дайте детям детство!!! И не надо скидывать всю ответственность за знания и умения ребенка на других! Да, развивать ребенка надо, но в меру и желательно самим.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Мне близка Ваша позиция.

    Алена Викторовна Алексеева

    Ну, а как же мы росли, телефоны обычные появились, в школу я пошла...сейчас компьютеры, планшеты...а дети идут в первый класс начитаны как по институтской программе. моему сыну-3, я уже тревогу тоже бью...что он будет хуже по сравнению с другими. я за то, чтобы всё шло плавно, куда торопить время...садик, значит садик, 1 класс школы-значит начало школьной жизни....

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Поддерживаю.

    Иванова Ольга Александровна

    Время покажет ) Будем наблюдать за результатами.

    Латышева Екатерина Алексеевна

    Моя дочь до первого класса не ходила ни в один кружок, а теперь в удовольствием занимается пением и игре на фортопьяно.Просто каждый ребенок индивид.Если он не хочет в 4 года идти ( а он уже может разобраться с этим) на какие то кружки, то и не стоит заставлять. Всему свое время,я считаю.

    Ершова Татьяна Георгиевна

    Тема,которую вы подняли очень актуальна в наше время.Я считаю,что ранее развитие совсем не обязательно приведет к хорошим результатам. По моему опыту я два раза наблюдала ,как ребенок будучи уже обученным писать,читать и считать,все это умение и интерес терял уже к середине первого класса.Поэтому я считаю,что дети должны все вышеперечисленное проходить непосредственно в школе,чтобы не потерять интерес к учебе.