Главные вкладки

    Раннее развитие... Быть или не быть?

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Уважаемые коллеги, у меня вопрос по поводу "раннего" развития. Не секрет, что сейчас многие родители воспитывают своих детей иначе, чем 10-20 лет назад. С года, а то и раньше некоторых детей развивают по полной программе: на одного ребёнка приходится несколько кружков. Родители спешат дать своей кровиночке все лучшее. Моя знакомая как-то пожаловать, что упустила своего ребёнка. На мой настороженный вопрос, что же случилась, она ответила: "Ему 4 года, а он ещё читать не умеет!" Мне интересно, коллеги, как Вы относитесь к раннему развитию? Опережают ли детки, которых начали обучать раньше других, своих сверстников? Показывают ли они более высокие результаты по сравнению с другими? Делает ли раннее развитие детей более адаптированными к учебной деятельности и к социуму в целом? Были ли в Вашей практике случаи с негативным опытом, когда, например, ребёнок до школы уже растерял интерес к учебной деятельности или, привыкнув к индивидуальному вниманию, испытывал затруднения в традиционной классно-урочной системе? Перефразируя классика: "Развивать или не развивать? Вот в чем вопрос". Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями.

     

    Комментарии

    Касымова Луиза Макембаевна

    Добрый вечер, Мария Дмитриевна. Все дети разные, по разному воспринимают учебную деятельность. Я являюсь воспитателем всего 2 года, могу сказать, что на моей практике родители уже начали водить с 4-х лет своих детей на дополнительные занятия (грамматика, математика). Все дело в психологическом мышлении самого ребенка. Конечно, родителя необходимо успокоить, что ничего еще не упущено. Больше стараться проводить время с ребенком, выполняя несложные по возрасту художественные работы, играть в настольные игры, читать сказки и истории. Тем самым, ребенок к 7 годам будет готов спокойно, выдержанно принимать учебную информацию в школе. Родителю главное не навредить своему чаду!

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Да, ажиотаж тут не нужен. У ребёнка должно быть детство. Правда, иностранные языки желательно вводить пораньше. Это из моего наблюдения. Срабатывает эффект привыкания.

    Матюшкина Галина Андреевна

    Ну, 4 года как раз возраст начала чтения, если ребенок здоров.
    Если не читает, не дружит с буквами и слогами - пора бить тревогу... лечить
    Мои сыновья, один из которых в 4 читал, а второго просто развивали дома и активно лечили, опережают)))
    И от этого увереннее себя чувствуют, а это важно

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Придать ребёнку уверенности - это очень важный момент, согласна. Главное на любом этапе обучения не отбить охоту и интерес.

    Касымова Луиза Макембаевна

    В таких ситуациях в игровой форме знакомить с буквами и правильному произношению звуков. Когда, ребенок поймет, ему будет легче и самое главное интересно учиться читать. Конечно, если ребенок не запоминает буквы, звукопроизношение, то конечно нужно бить тревогу! Например, мой собственный ребенок в 4 года не хотел учиться читать, но буквы знал все. Признаюсь, я заставляла. Все бесполезно. Я решила не заставлять, направила его на кружок плавания и ИЗО. Когда ему исполнилось 5 лет. Он самостоятельно сам потянулся к Букварю. Мы сразу начали соединять буквы в слоги, правильно произносить звуки. Сейчас ему 6, он читает и пишет слова. Теперь тренируем скорость чтения. Все индивидуально!

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Да, часто ребёнок знает буквы, но не понимает, как складывать, но это быстро проходит:) А заставлять - только охоту отбивать, надо набраться терпения:)

    Матюшкина Галина Андреевна

    Коллеги, речь о развитии вообще или только о чтении?
    Желание читать и настоящее чтение (НЕ послоговое!!)- один из показателей желания ребенка познавать.
    А в понятие "развитие" входит ой как много еще компонентов))) И они НЕ являются компонентами именно УЧЕБНОЙ деятельности. Учебная будет в школе, а пока мир надо познавать в чтении, в поездках, в походах, в экскурсиях, в мастер-классах,в спорте, в просмотре телепередач, через интернет, в познавательных и обучающих играх...
    Меня совершенно не пугает, если мой ребенок, например, не будет к школе знаком с графическими диктантами, это мелочи, познакомится еще.
    А вот если ему будет неинтересно этими навыками овладевать - тут надо призадуматься.

    Вообще в саду много внимания уделяют развитию каких-то технических мелочей: готовят руку к письму, дают определения геометрических фигур (часто, кстати, неправильно), знакомят с животным и растительным миром весьма ограниченно, читают какие-то совсем уж устаревшие и чересчур детские книжки, учат считать свои неуклюжие рисунки шедеврами, 5 песен учат целый месяц, а то и два...

    По мне, так одна передача NatGeoWild или один поход в лес даст ребенку больше, чем целый день в саду.

    Так что ответ однозначный - развивать! И чем раньше, тем лучше.

    Причем развивать должны родители.

    Вот такие выводы из опыта мамы двух сыновей.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    И я как мама двоих детей поддерживаю каждое Ваше слово. Развивать детей должны родители. Я с некоторым недоверием отношусь к ажиотажу вокруг дополнительных занятий с пелёнок. По принципу: "Все побежали - и я побежал". Проще переложить ответственность на педагога, чем заниматься ребёнком самому. Исключение здесь - иностранные языки.

    Нарсеева Мария Александровна

    Уважаемая Мария Дмитриевна! Вопрос скорее стоит об опережающем развитии, касающиеся прежде всего когнитивной сферы ребенка. И тут встаёт вопрос, как быть с такой категорией детей? Однозначного ответа нет. Мама в вашем примере, озадачена тем, что ребенок в свои 4 года-читать не умеет. Но её волнение связано, скорее всего,как показывает консультационная практика детских психологов, не с фокусировкой родительского внимания на индивидуальную особенность своего ребенка, а на сравнение с другими детьми. То есть родитель не видит актуального этапа развития,ему хочется видеть больше, чем может ребенок! В моей профессиональной деятельности я встречала и такую категорию родителей, которые стремились настолько "перегрузить" своего ребенка, что он просто "уставал", так 5 летнему ребенку, у которого появился интерес к изучению букв русского алфавита,мама не теряясь пыталась уже научить его читать, а помимо прочего начать изучать второй иностранный язык, стала нанимать репетиторов, "заставлять" в буквальном смысле этого слова читать ребенка не только по русски, но и по английски! Видите ли, коллега по работе этой самой тревожной мамы, рассказывает целыми днями о своем 7 летнем ребенке, у которого также появилась ранняя тяга к изучению букв. Но, мы все с вам знаем, что в основе развития детей лежат их индивидуальные психологические особенности. И если у одного ребенка возник интерес к изучению, его надо поддержать со стороны взрослых,лишь на том уровне, который соответствует данному этапу развития, т.е., пока "здесь и сейчас", а не усложнять дополнительной нагрузкой.
    Говорить об учебной деятельности детей дошкольного возраста -это неправильно, игра-вот основной ведущий вид деятельности детей данного возраста, использование познавательных игр, вот один из приемлемых путей поддержки интереса детей с опережающим когнитивным развитием.Конечно бывают и противоположные случаи, и таких в нашей стране,не побоюсь обобщить, куда чаще, чем поддержка детей с опережающим развитием. Вот пример, в семье, вполне благополучной ребенок 3 лет с опережающим развитием. Это заметили педагоги дошкольной организации, но постепенно стали отмечать, что развитие словно остановилось и приняло соответствующую возрастную норму. Т.е. зафиксированый скачок в развитии, в сравнении со сверстниками, посещающие эту же дошкольную групп,всё же имел место. Но вопрос,куда пропал интерес, почему он не получил дальнейшего развития?! А все просто,родители упустили, посчитали, что это чистой воды какое-то "детское зазнайство", как сказал мне папа этого ребенка, на мою просьбу обратить внимание, поддержать ребенка, использовать те или иные познавательные игры, в том числе тренинги, что это ни к чему, она у нас, в бабушку, зазнается, мы ей постоянно делаем замечание "будешь много знать, скоро состаришься, во, посмотри на бабашку!". Вот и парадокс, и что при этом может сделать педагог, дошкольная организация, когда ребенок, получив стимул в стенах детского сада, возвращается в ту среду, где все просто подавляется?! Вот так вот бывает. Поэтому одна из первостепенных задач педагогов сделать родителя партнером, правильно донести до родителя всё о развитии его ребенка с психолого-педагогической точки зрения. Для этого необходим постоянный комплексный мониторинг (дома и в учебной организации) за развитием ребенка и только потом назначать дозировку дополнительных занятий и пр. В том числе мы не в праве говорить о высоких, низких результатах развития детей, так как всё сугубо индивидуально! А на вопрос "развивать не развивать?", отвечу одним словом-поддерживать актуальный уровень развития ребенка, перестать сравнивать одного ребенка с другим.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Уважаемая Мария Александровна, благодарю Вас за столь глубокий ответ!

    Смарыгина Наталья Генндьевна

    Добрый день, хотела бы добавить свои наблюдения именно по изучению иностранного языка с малышами.. Существует масса мнений по этому поводу- начиная с того, что чуть ли не с младых ногтей надо изучать иностранный язык, что больше и лучше усваивается эта информация.
    Но! по факту и по опыту (преподаю много лет английский, пару лет жила в Штатах, много общалась с разными мамочками) считаю, что в 3 года РАНО учить доп язык - сколько ни занималась с детками такого возраста и даже старше - практически всегда можно научить ребенка базовым словам, стихам, песням и тп - но! если не поддерживать эти знания то уже буквально через полгода после отмены занятий на 90% сокращается запас, а часто идет проблема - замещения звуков например - так как в английском много специфических звуков, а в 3-4 года часто еще не все русские звуки поставлены у ребенка, то потом возникают у родителей проблемы и приходится с логопедом ставить русские звуки заново.
    ИМХО раннее обучение языку - не более чем маркетинговый ход, и способ заработать на максималистах-родителях)) Ведь так приятно в кругу мам-одногодок похвалиться - а мой то вон - стихи на англиЦком читает и песни поет))
    И опять же ИМХО - когда придет время и осознание что ребенку это действительно нужно, то за полгода-год осознанных целенаправленных занятий вы добьетесь бОльшего результата, чем за годы в младенчестве.
    Я бы рекомендовала в младшем возрасте лучше развивать артикуляцию, делать артикуляционную гимнастику с ребенком - это создаст отличную базу и без лишних затрат для изучения любого языка, в том числе и родного.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Все так, думаю, что все очень индивидуально. По своим детям могу сказать, что ушко привыкает к иностранным звукам очень быстро. Мы песни слушаем и смотрим видео на английском с раннего возраста. Никогда не заставляю, только, когда ребёнок сам бежит с книжками: "Давай учиться!" Уверена, что пока не сформируется артикуляционная база в родном языке, нагружать ребёнка иностранным с пристрастием не стоит, действительно может произойти смешение звуков - и - здравствуй логопед! По поводу маркетингового хода, согласна, в родительской среде сейчас большое желание вырастить гениев. Но такое рвение может загубить мотивацию к учебе в дальнейшем.

    Смарыгина Наталья Генндьевна

    Вот именно, а здоровый интерес к иностранному языку посредством каких то мультфильмов (Даша-Следопыт и тому подобные), музыки, акцентов на вывесках магазинов на иностранном языке - это всегда только на пользу.

    Часто вижу в саду детей ,которых родители тащат на разные кружки силком. Дайте детям детство!!! И не надо скидывать всю ответственность за знания и умения ребенка на других! Да, развивать ребенка надо, но в меру и желательно самим.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Мне близка Ваша позиция.

    Алена Викторовна Алексеева

    Ну, а как же мы росли, телефоны обычные появились, в школу я пошла...сейчас компьютеры, планшеты...а дети идут в первый класс начитаны как по институтской программе. моему сыну-3, я уже тревогу тоже бью...что он будет хуже по сравнению с другими. я за то, чтобы всё шло плавно, куда торопить время...садик, значит садик, 1 класс школы-значит начало школьной жизни....

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Поддерживаю.

    Иванова Ольга Александровна

    Время покажет ) Будем наблюдать за результатами.

    Латышева Екатерина Алексеевна

    Моя дочь до первого класса не ходила ни в один кружок, а теперь в удовольствием занимается пением и игре на фортопьяно.Просто каждый ребенок индивид.Если он не хочет в 4 года идти ( а он уже может разобраться с этим) на какие то кружки, то и не стоит заставлять. Всему свое время,я считаю.

    Ершова Татьяна Георгиевна

    Тема,которую вы подняли очень актуальна в наше время.Я считаю,что ранее развитие совсем не обязательно приведет к хорошим результатам. По моему опыту я два раза наблюдала ,как ребенок будучи уже обученным писать,читать и считать,все это умение и интерес терял уже к середине первого класса.Поэтому я считаю,что дети должны все вышеперечисленное проходить непосредственно в школе,чтобы не потерять интерес к учебе.

    Эпова Светлана

    Добрый день! Не могу не откликнуться на ваш комментарий. Тема очень злободневная. В наши дни существует два понятия: "раннее развитие" и "раннее образование детей" и родители зачастую их путают. Развитие детей предполагает действия взрослых, которые стимулируют интерес ребёнка к познанию окружающего мира, к игре, к общению. Обучение подразумевает использование каких-либо методик, освоение конкретных знаний и умений (счёт, чтение).Как показывает мой опыт, за ранним обучением стоят амбиции родителей, которые желают показать неординарность своего чада. Между тем, раннее развитие, в привычном понимании имеет несомненные плюсы:
    -оно вносит разнообразие в жизнь ребёнка,используя различные дидактические материалы;
    -помогает ребёнку воспринимать и обрабатывать полученную информацию, что немаловажно, т.к. именно до 3-х лет идёт формирование нейронных связей;
    - формирует режим дня ребёнка, т.к. имеется чёткий план занятий.
    Обучение во многом перегружает нервную систему, развивает интеллект, но не другие способности В результате у маленького человека не успевают сформироваться лобные отделы мозга. Последнее чревато ещё снижением "пластичности мозга". У подобных "заученных" детей зачастую может страдать самооценка.
    Так что родителям стоит взвесить все "за" и "против", перед тем, как отдавать ребёнка в студию раннего развития.Учение должно быть в радость а не наносить моральные или физические "раны" от подобных взрослых амбициозных экспериментов.
    -

    Мошнина Татьяна Валерьевна

    Самое главное не переусердствовать в вопросах раннего развития ребенка. Выбирать более щадящие режимы. За частую усиленное рвение современных мам, когда ребенок с детского сада бежит на 3-4 занятия ежедневно, и единственный отдых это уже сон, может пагубно сказаться на здоровье крохи, и самом отношении к процессу обучения в целом.

    Баранова Юлия Анатольевна

    Добрый день!Я тоже думаю, что у ребенка должно быть детство!Не надо лишать его этого важного и интересного этапа. Моя дочь пошла в школу, когда ей исполнилось 7 лет и 6 месяцев.Хоть она уже умела и читать,и считать, и писать. Я сама занималась развитием ребенка. Сама была всеми "кружками"!! У нее был интерес ко всему этому,просила меня каждый день: "Давай заниматься!" Конечно все занятия в игре, без перегрузок, ненавязчиво.Покупалось много развивающих и интересных пособий для родителей, книжек, детских журналов, расскрасок и игрушек.Сейчас она в 4 классе. Интерес к обучению не пропал.Учится отлично. Участвует в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Ей это нравится! Здесь получается все индивидуально. Есть ли у ребенка тяга к этому и интерес, готов ли он психологически. Главное не перегружать ребенка. В моей практике есть ребенок, которого родители на множество кружков записали,и даже в детскую арифметическую гимназию.Ребенок занимается с 3 лет. Сейчас ему 5 лет. Периодически даже дни в саду пропускают, почти каждый день намного раньше забирают из садика.Потому что у них платные занятия.У мамы навязчивая идея с 6 лет отправить ребенка в школу.Я пробовала поговорить с мамочкой, убедить ее не торопиться. Но безрезультатно! И я не понимаю этой гонки!О ребенке получается не думают! На лицо усталость у ребенка, рассеяность,медлительность, проблемы с моторикой. Ребенку бы полноценно посещать детский сад, заниматься по программе по возрасту, играть и развиваться с детками-одногруппниками. И тогда будет гармоничное развитие!Всему свое время!! Кто-то готов в 6 лет в школу, а кто-то позже. Но я все-таки придерживаюсь своей позиции! К школе ребенок готов в 7 лет.

    Балданова Баярма Борисовна

    Да, раннему развитию быть. Особенно это касается мелкой моторики, воображения, памяти, логики.Дети,которых перегружали кружками и секциями,в подростковом возрасте начинается неприятие.

    Иванова Нина Сергеевна

    Уважаемые коллеги, здравсвуйте! У меня к вопросу "раннего" развития двоякое отношение. С одной стороны хорошо, когда ребенок раньше других овладевает некоторыми знаниями и умениями. Это хорошо, что родители стараются дать своим деткам как можно больше. Важно не переусердствовать, не навредить здоровью деткам. И все-таки я считаю, что главное учитывать индивидуальные возможности ребенка.

    Добрый день, Мария Дмитриевна! Хочу присоединиться к поднятой к обсуждению животрепещущей (на мой взгляд )теме. Я педагог- дошкольник с достаточно большим опытом. и по этому поводу придерживаюсь следующего мнения: всему свое время. Хорошо ели это раннее развитие, по меньшей мере, просто не принесет положительных результатов.А в худшем случае не нанесет вред. К этому вопросу нужно подходить очень индивидуально. Известны случаи,(не только в моей педагогической практике) когда из-за раннего обучения ребенка языкам последствия были плачевными. Из-за недостаточного созревания головного мозга у детей начинали развиваться серьезные проблемы с обучением грамоте, а конкретно сложный логопедический недуг -зеркальная дисграфия.

    Мороз Виктория Сергеевна

    Доброй ночи!)Хотелось бы сказать,что я являюсь мамой двухлетнего ребенка и конечно мне хотелось бы ,чтобы сын опережал сверстников в развитии,много проговариваю с ним обыденных ситуаций.
    Как любой маме просто хочется гордиться своим ребенком!А работаю в садике я 3 года,за это время я никогда не критиковала детей ,которые "отставали" от сверстников,но часто слышу это от коллег,в нашем обществе,есть какое-то пренебрежение что ли..
    Видите ли этот ребенок ложку не держит...
    Этот сидит неправильно...
    Уважаемые педагоги,а мы для чего работаем вообще?!Дабы научить!
    С этой проблемой чаще думаю сталкиваются,как родители,так и адекватные воспитатели.

    Ермакова Марина Михеевна

    О раннем развитии спорят много и жарко. Казалось бы, что плохого в том, что ребенок еще до школы получит максимум знаний, которые пригодятся ему в дальнейшем обучении, выборе профессии и своего места в жизни? Но оказывается развитие развитию рознь.
    Достаточно хорошая мама может своими руками дома создать такую развивающую среду, которой позавидует любой детский центр. Но все же, не каждая мама имеет профессию связанную с психологией и педагогикой , и не всегда может полноценно заниматься дома с ребенком , не отвлекаясь на посторонние лица и дела. Ведь профессиональная подборка игр и упражнений – это кропотливый труд, требующий время.
    Поэтому, гораздо легче вместе с ребенком прийти к хорошему педагогу в хорошую школу по раннему развитию.
    Именно там профессиональный педагог будет проводить развивающие занятия, которые принесут массу удовольствия и радости ребенку.
    Именно в коллективе сверстников, играючи получая знания, повысится самооценка ребенка от ощущения собственной силы и компетентности. Он научится быть успешным, уверенным в себе, значимым. Научиться соблюдать границы, порядки и правила. Будет на глазах повышаться не только его логический интеллект, но и эмоциональный, что немаловажно при поступлении в школу. Повысится его усидчивость. Так же будут тренироваться и совершенствоваться его психические процессы: память, внимание, мышление, речь. А физкульт-минутки , проводимые на занятиях, будут способствовать развитию чувства ритма и координации.
    Так что , решение остается за вами , уважаемые родители. Вам решать – каким путем вы пойдете при выборе способа раннего развития вашего малыша!?
    Удачи Вам , любите своих детей и будете любимы!

    Данилова Лейсан Муллаяновна

    Лучшее развитие ребенка - это совместное времяпровождение, личный пример,беседы, прогулки и наблюдения.

    Лебедева Татьяна Геннадиевна

    Меня зовут Татьяна, я педагог дошкольного обучения, и отношусь как раз к тем родителям, которые воспитывали своих малышей по - другому. Я постаралась своим детям до школы дать представления по максимуму о разных вещах, которые их окружают:литература, природа, география и т.д.,но они не читали, а научились этому в школе, и я считаю это правильным. Мы все сейчас куда то бежим, за кем - то гонимся, а главное что нужно ребенку получить до школы безусловную любовь родителей. Он должен быть уверен, что его родители любят и принимают его таким какой он есть и не в коем случае не сравнивают его успехи с успехами других детей, если даже они и не такие блистательные!

    Белохвостова Ксения Сергеевна

    Это на самом деле спорный вопрос и как показывает практика ответ на него может быть разным. Я например не согласна с слишком ранним развитием, как например читать в 4 года и изучать ин.язык! Но у меня в группе есть девочка, которая очень хочет ходить на кружки, в саду 3 кружка (шахматы, Математика,Природа и художник) и вне сада 2 раза в неделю подготовка к школе. И это не считая занятия по программе. По мне это слишком большая нагрузка на ребенка, но ребенку же нравится. А вот что будет в школе? Надеюсь тяга к знаниям не пропадет

    Солосятова Екатерина Александровна

    Добрый вечер. Я работаю педагогом раннего развития с малышами от 2 до 3 лет. И считаю, что конечно же всему свое время. Когда мы (взрослые) предлагаем ребенку "опережающие задания", он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. Можно затормозить естественное развитие малыша, помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь использовать. Но можно сделать так, что у него пропадет интерес. Желание некоторых родителей обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что этим они идут против природы ребенка и что-то нарушается.Малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Осваивать пространство, исследовать возможности своего тела. Также в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Все это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти ,мышления. И конечно важно, чтобы занятия были в первую очередь увлекательной игрой, а не развивающим тренингом по расписанию .Ведь различные занятия (кружки) не оставляют времени для спонтанной игры. Все чаще специалисты соглашаются во мнении, что раннее развитие -это всего лишь модная история(