Методическая копилка

Районный семинар

«Содержательные аспекты преподавания учебных предметов 

«Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)»

по теме «Использование современных педагогических технологий и методов обучения

по учебному предмету «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» 

План семинара

Неделя родного (русского) языка и родной (русской) литературы в МБОУ "Купреевская СОШ"

(Якушева Лариса Алексеевна, МБОУ "Купреевская СОШ")

Лингвистический турнир "В замке графа Орфографа"

(Соколова Татьяна Ивановна, МБОУ "Купреевская СОШ")

Участие в проекте "Язык региона 33"

(Минцева Вероника Владимировна, МБОУ "Григорьевская СОШ")

Видеоролики

Задания по видеороликам



С Е М И Н А Р

МБОУ "Золотковская СОШ"

19.12.2018 г.

Формирование гражданской (российской) идентичности на уроках

русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

1. Открытый интегрированный урок  по литературе и географии в 5 классе

«Многоликий Кавказ»  (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

2. «Многоликий Кавказ». Карта впечатлений

3. Литературное кафе «Нет, так любить, как русская душа,.. так любить никто не может!» 



Колесникова Екатерина Петровна

МКОУ "Мезиновская СОШ им. А.И. Солженицына"

Языковая лаборатория на тему

«Диалог с художественным произведением»

Авторская программа факультативного курса

"А.И. Солженицын  в жизни и творчестве"

Схема анализа эпизода прозаического произведения

Словарь нравственных качеств человека




С Е М И Н А Р

МКОУ "Мезиновская СОШ им. А.И. Солженицына"

21.02. 2018 г.

Шарифуллина  Венера Хайруловна

Презентация

Лингвистическая игра

Колесникова Екатерина Петровна

Духовно-нравственная составляющая 

творческого  наследия А.И. Солженицына

через изучение деревенской прозы 60-70-ых г.г.




Ковылова Галина Васильевна

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Подготовка учащихся к написанию ВПР

Подготовка  учащихся к  написанию ВПР (презентация)

Знаки препинания в сложном предложении (см. ниже)

Интеллект - карты (см. ниже)

Комплексный анализ текста (см. ниже)

Памятка "Виды разбора" (см. ниже)

Предложения с обращением (см. ниже)

Памятка "Фонетика" (см. ниже)

Предложения с прямой речью (см. ниже)

Работа с предложениями (см. ниже)

Современные формы диагностики и контроля знаний по русскому языку и литературе (см. ниже)

Тексты для списывания (см. ниже)

Образец ВПР (апрель, 2017) (см. ниже)

Полезные ссылки для учителя (см. ниже)




МАСТЕР-КЛАСС

Минцева  Вероника Владимировна

МКОУ Григорьевская СОШ

Использование элементов технологии критического мышления

на уроках русского языка и литературы

Презентация




Методические  материалы Потаповой Татьяны Борисовны

МКОУ Курловская СОШ № 1

Вечер, посвящённый жизни и творчеству С. А. Есенина

Проект "Слова-паразиты в речи" (6 класс)




С Е М И Н А Р

Развитие УУД на уроках русского языка

и во внеурочной деятельности

МБОУ Иванищевская СОШ

21.04.2016 г.

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Глагол". (А.В. Горькова)

Приложения к уроку

Приложение 7 к уроку

Конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме

«Правописание букв Е - И  в корнях с чередованием».  (О.В. Протасова)

Технологическая карта урока

Презентация к уроку

Приложение к уроку. Карточки.

Тест




С Е М И Н А Р

Метапредметные связи

на современном этапе развития образования.

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

17. 02. 2016 г.

Фотоальбом  смотрите  ЗДЕСЬ.

Доклад "Метапредметные связи на современном этапе развития образования

Презентация доклада

(Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы)

Исследовательская работа «Сопоставительный анализ сходства и различия

грамматических структур русского и немецкого языков

на примере имени существительного»

Презентация исследовательской работы

Лингвистический турнир




С Е М И Н А Р

Проблемы  преподавания  литературы  в  школе 

в современных  социокультурных  условиях. 

Формирование читательской культуры.

МБОУ Уршельская СОШ

15.12.2015 г.

Фотоальбом смотрите  ЗДЕСЬ.

Литературный вечер "Серебряный век. Александр Блок.

"Снежная маска". (Никандрова Наталья Геннадьевна)

Доклад  "Литература как учебный предмет в современных условиях.

Современные подходы к преподаванию литературы в средней школе". 

(Рожкова Марина Анатольевна)

Презентация к докладу.

Создание буктрейлера как один из способов формирования интереса к чтению у подростков.

(Панкратова Екатерина  Витальевна)




Выступление  на  секционном совещании (август, 2014 - 2015 учебный год)

Трифонова М.С. (МКОУ Перовская ООШ)

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Мастер-класс.

Этимология. История  происхождения  названия  "Часлицы". (Презентация)

Обобщение  изученного  по  теме  "Глагол". (Кластер)




Выступление на заседании РМО (2014 - 2015 учебный год)

Жарёнова С.В. (МКОУ Ильинская ООШ)

Развитие мотивации  обучения русскому языку на основе дифференцированного подхода

в обучении и  воспитании учащихся.




Выступление  на заседании РМО (2014 - 2015  учебный год)

Иванова Ульяна Васильевна  (МКОУ Золотковская СОШ)

Системная подготовка у ЕГЭ по русскому языку с учётом изменений  2015 года

Презентация. Подготовка к ЕГЭ. Задание  7.

Презентация. Подготовка к ЕГЭ. Задание  7.

Презентация. Подготовка к ЕГЭ. Задание  7.

Презентация "Изобразительно - выразительные средства языка".




Выступление на заседании РМО (2014 - 2015 учебный год)

Гладилкина  Ирина  Ивановна (МКОУ  Уляхинская ООШ)

Современный диктант как средство формирования УУД




Выступление  на  заседании РМО (2014 - 2015  учебный год)

Рожкова  Марина  Анатольевна (МБОУ Уршельская СОШ)

Проектирование  современного урока на основе СДП

Проектирование современного урока на основе СДП

Проектирование современного  урока на основе СДП (презентация)

Технологическая карта урока русского языка на тему "Подготовка к  написанию подробного изложения с элементами сочинения"




Выступление  на  заседании РМО (2014 - 2015 учебный год)

Волюшкина  Валентина Ивановна (МКОУ  Тащиловская СОШ)

Развитие творческих способностей учащихся   на   уроках  русского языка, литературы   в процессе

внеурочной деятельности  через  проектную технологию.




Выступление на заседании РМО (2014 - 2015 учебный год)

Ефремова  Александра Валентиновна (МКОУ Золотковская СОШ)

Урок развития речи в 7 классе.  Подготовка к сочинению-рассуждению(эссе) на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Тема урока « Милосердие - это…».

Конспект урока.

Самоанализ урока.

Анализ урока Ефремовой А.В.

Работа  обучающихся. Презентация к рассказу  А.П.Платонова "Корова".

Работа  обучающихся. Презентация к рассказу А.П. Платонова "Юшка".

Работа обучающихся. Презентация в рассказу Л.Н. Андреева "Кусака".




Выступление на заседании РМО (2014 - 2015 учебный год)

Савинова Наталья Валерьевна (МКОУ Великодворская СОШ)

 

Кружковая работа как продолжение системы творческой работы с учащимися.

Презентация.




Выступление на заседании РМО (2014 - 2015 учебный год)

Качуркина  Елена Евгеньевна (МКОУ Великодворская СОШ)

Компетентностный подход в организации работы над речевыми и грамматическими ошибками  в 

изложении и сочинении при  подготовке к ОГЭ.

Презентация.    




Выступление на заседании РМО (2014 - 2015 учебный год)

Иванова Ульяна Васильевна (МКОУ Золотковская СОШ)

Урок литературы в 5-ом классе по рассказу  В.А. Солоухина "Мститель"

Конспект и анализ урока.

Презентация к уроку.




Ученик 10-ого класса МКОУ Мезиновской СОШ имени А.И. Солженицына Булдаков Вадим

под руководством учителя русского языка и литературы,

руководителя литературно-краеведческого музея

"Жизнь и творчество А.И. Солженицына" Колесниковой Екатерины Петровны

Презентация "И это всё о нём", посвящённая  памяти  поэта-земляка В.А. Сафронова.




 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знаки препинания в сложном предложении (7 задание)

1.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.

2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.

3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.

4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости

2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить

3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила

4) Я поздоровался и Павел кивнул мне в ответ

1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли

2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась

3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе

4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул

1) Поднял Иван богатыря и бросил его в море

2) Подарил атаман ему коня и за это попросил открыть тайну

3) Заря разгорается и золотые полосы тянутся по небу

4) Николай похудел и даже осунулся от работы

1) Ветер внезапно налетел и промчался со свистом по полю

2) Заря запылала пожаром и охватила полнеба

3) Я согласился на его предложение и сел в тарантас

4) Болезнь застала меня в гостинице и я послал за доктором

1) Лошадь стояла на реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом

2) Трещали кузнечики и где-то рядом кричала перепела

3) Я оглянулся и увидел человека лет пятидесяти

4) Я отправился по тропинке и скоро дошёл до пасеки

Постановка ударения (4 задание)

1.Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

Торты, облегчить, цемент, квартал, ворота, алфавит, выздоровею, создал, документ, цемент, руководить, каучук

начали, повторим, каучук, углубить, столяр, облегчить, ворота, начал, магазин, повторит, километр, квартал, досуг, молодёжь, создала, цемент, звонишь, сантиметр, начался, выздоровеешь, начаться, километр, расположить, руководить, алфавитный, кварталы, поняла, документы, (они) начали, каучук, положила, позвонит



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Задания 8-10

Текст 1

 

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

 

(По Г. Скребицкому)

1.Определите и запишите основную мысль текста

2.Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

3.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10—13 текста. Запишите ответ.

4.В предложениях 9—11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.

5. В предложениях 4—6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.

Текст 2

(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!» — сказал я.

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

 

(По К. Г. Паустовскому)

1.Определите и запишите основную мысль текста.

2.Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером? Запишите ответ.

3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7 текста. Запишите ответ.

4. В предложениях 3—6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности». Выпишите это слово.

5.В предложениях 6—10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.



Предварительный просмотр:

Задание 2

Виды разборов

Виды разборов

1-фонетическийразбор (разбор по звукам и буквам /характеристика звуков)

2-морфемный разбор (выделение в словах морфем: окончания, корня, приставки, суффикса, основы слова)

3-морфологический разбор (характеристика частей речи)

4-синтаксический разбор (выделение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)

1-фонетическийразбор (разбор по звукам и буквам /характеристика звуков)

2-морфемный разбор (выделение в словах морфем: окончания, корня, приставки, суффикса, основы слова)

3-морфологический разбор (характеристика частей речи)

4-синтаксический разбор (выделение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)

Виды разборов

Виды разборов

1-фонетическийразбор (разбор по звукам и буквам /характеристика звуков)

2-морфемный разбор (выделение в словах морфем: окончания, корня, приставки, суффикса, основы слова)

3-морфологический разбор (характеристика частей речи)

4-синтаксический разбор (выделение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)

1-фонетическийразбор (разбор по звукам и буквам /характеристика звуков)

2-морфемный разбор (выделение в словах морфем: окончания, корня, приставки, суффикса, основы слова)

3-морфологический разбор (характеристика частей речи)

4-синтаксический разбор (выделение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)

Виды разборов

Виды разборов

1-фонетическийразбор (разбор по звукам и буквам /характеристика звуков)

2-морфемный разбор (выделение в словах морфем: окончания, корня, приставки, суффикса, основы слова)

3-морфологический разбор (характеристика частей речи)

4-синтаксический разбор (выделение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)

1-фонетическийразбор (разбор по звукам и буквам /характеристика звуков)

2-морфемный разбор (выделение в словах морфем: окончания, корня, приставки, суффикса, основы слова)

3-морфологический разбор (характеристика частей речи)

4-синтаксический разбор (выделение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)

Виды разборов

Виды разборов

1-фонетическийразбор (разбор по звукам и буквам /характеристика звуков)

2-морфемный разбор (выделение в словах морфем: окончания, корня, приставки, суффикса, основы слова)

3-морфологический разбор (характеристика частей речи)

4-синтаксический разбор (выделение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)

1-фонетическийразбор (разбор по звукам и буквам /характеристика звуков)

2-морфемный разбор (выделение в словах морфем: окончания, корня, приставки, суффикса, основы слова)

3-морфологический разбор (характеристика частей речи)

4-синтаксический разбор (выделение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)



Предварительный просмотр:

Предложения с обращениями (6 задание).

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо,   к которому обращена речь:   Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше.  Здравствуй, солнце да утро весёлое!  

 Обращение выражается именем существительным в именительном   падеже и может находиться в начале, в середине и в конце предложения.  
 Обращение не является членом предложения.   

1.Прочитайте предложения, найдите обращения.

А) Свети нам, солнышко, свети.   Б)Сергей Сергеевич, разрешите мне завтра поехать с вами.   В)Чем вы, гости, торг ведѐте?   Г)Здравствуйте, дорогой Иван Федорович!

2.Найдите предложения с обращениями

А)Вылезайте муравьи после зимней стужи.     Б)Муравьи – санитары леса.   В)Ребята идут на речку купаться.

Г)Ребята пойдем на речку купаться.   Д)Сладко спит моя красавица.   Е)Сладко спи моя красавица.

Ж)Над степью Алтая высокие звезды сверкайте.   З)Над степью Алтая высокие звезды сверкают.

3.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки

препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы

сделали свой выбор.

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

 

1) Свежий снег лежит у самой кромки воды.

2) Вскоре я бросил писать стихи и стал сочинять роман.

3) Ворона сидела на ветке и смотрела с высоты на прохожих.

4) Сколько же Антипыч тебе лет стукнуло?

1) Трудно было собаке привыкать к дикой жизни.

2) Красный цвет пугает волков и заставляет их сторониться флажков.

3) Лёд под ногами у Вали становился тоньше и местами потрескивал.

4) А где у вас Петя ложки хранятся?

1) Я вам братцы ещё одну историю расскажу.

2) Совсем недалеко стояла и смотрела на нас рыжая собака.

3) Порыв ветра унёс крик в другую сторону.

4) Большой пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается.

1) Ребята рассказали нам во всех подробностях о произошедшем.

2) Я остановился в недоумении и быстро оглянулся.

3) Ступай Иван на почту за письмом!

4) Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней.

1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.

2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.

3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.

4) А где же ты Федя лешего видал?

1) Бабушка стала молча подогревать самовар.

2) Зачем Дашенька тебе понадобился циркуль?

3) Он долго не замечал меня и глядел куда-то мимо.

4) Дед тихонько смеётся и щекочет меня за ухом.

1) Ночная жара неподвижно висела в воздухе улиц.

2) Кто же тебя Полкан так сильно покусал?

3) Я испугался и побежал домой.

4) Петя потёр кулаками глаза и широко зевнул



Предварительный просмотр:

http://niklud2011.ucoz.ru/lenta_bukv.jpg

1.Букв гласных звуков – 10, звуков гласных 6: [ а ] [ о ] [ у ] [ ы ] [ э ] [ и ].

  • Гласные бывают только ударные или безударные.
  • Верхний ряд показывает твердость согласных звуков на письме.
  • Нижний ряд служит для обозначения мягкости согласных на письме.

Звуков: я, ё, ю, е – не бывает!

 

2. Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука [ й'а ] [ й'о ] [ й'у ] [ й'э ], когда: 
Стоят в начале слова (
яма, ёлка). Стоят после ь и ъ знаков (семья, подъём, съем). Стоят после гласных букв (моя, поёт, улетает).

 

3. В некоторых случаях буква и может обозначать два звука [ й'и ]: соловьи

4. Букв согласных звуков – 
21.

  • Согласные бывают твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.

5. Буквы л, р, м, н, й – обозначают звонкие непарные согласные звуки. 

6. Буквы 
х, ц, ч, щ – обозначают глухие непарные согласные звуки. 

7. Парные буквы по глухости – звонкости: 
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.

  • Верхний ряд – обозначают звонкие парные согласные звуки.
  • Нижний ряд – обозначают глухие парные согласные звуки.

8. Буквы й, ч, щ – обозначают только мягкие согласные звуки. 
9. Буквы 
ж, ш, ц – обозначают только твердые согласные звуки. 
10. Буквы 
ъ и ь звуков не обозначают



Предварительный просмотр:

Предложения с прямой речью (задание 5)

hello_html_m31c33d53.png

1.Составьте схему каждого предложения (с точки зрения прямой речи)

“Я в школу пойду”,- сказал Филиппок матери. 

И чайник шепнул утюгу: “Я больше идти не могу”. 

И спросили блюдца: “Не лучше ль вернуться?”

2. Найдите предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания, составьте схему предложений

А)А зеркальце промолвила с усмешкой прекраснее всех Белоснежка.

 Какая красавица  воскликнули гномы.

 Гномы предостерегли её берегись своей мачехи.

 У гномов в лесу вы ищите ответ – милей Белоснежки на свете нет.

 Обрадованный королевич ответил ты мне дороже всех на свете, будь моей женой.

 На пир была приглашена и злая мачеха Белоснежки.

Б)• Кот в сапогах спросил можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше

• Людоед ответил конечно, могу.

• Кот в сапогах сказал тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь.

3.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте

необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

1) По словам медсестры Ивану Петровичу прописали строгую диету

2) Мама попросила, чтобы я на обратном пути забежал в магазин

3) Ольга Петровна сказала Анечка уже купила новые сапожки на зиму

4) Когда будет контрольная по математике Любовь Ивановна

1) По утверждению тренера все члены команды готовы к соревнованиям

2) Кто будет борщ со сметаной спросила бабушка

3) Охранник сказал что нам следует предъявить паспорта

4) Какие цветы лучше купить Наталья Петровна

1) Контролёр потребовал чтобы предъявлили билеты

2) А когда у вас сегодня уроки кончаются поинтересовался папа

3) По сообщению прессы новый торговый центр откроется в конце месяца

4) Во сколько вам позвонить Ирина Ивановна

1) Мошкин ты почему опять спеёшься на уроке

2) Любовь Ивановна поинтересовалась Старченков сегодня в школу приходил

3) Я попрошу старшеклассников чтобы они перенесли стулья в зал

4) По словам пожарных возгорание было быстро потушено


1) По заявлению старшей по дому ремонт в подъездах перенесён на лето

2) Не обманывай старших возмутилась тётя Аня

3) Писатель сказал что новая книга выйдет примерно через полгода

4) Саша а где работает твой папа



Предварительный просмотр:

Задания 6,7

Работа с предложениями

  1. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  2.  Когда же придёт наша посылка спросила Света
  3. Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
  4. Расскажите мне ребята всё по порядку.
  5. А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
  6. Прошло жаркое лето и наступила осень.
  7. Приходите соседи к нам на новоселье.
  8.  Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
  9. Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
  10. Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
  11. А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
  12. Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
  13. Помнишь Мария этот старый дом?
  14. Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
  15.  Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
  16. Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Работа с предложениями

  1. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  2.  Когда же придёт наша посылка спросила Света
  3. Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
  4. Расскажите мне ребята всё по порядку.
  5. А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
  6. Прошло жаркое лето и наступила осень.
  7. Приходите соседи к нам на новоселье.
  8.  Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
  9. Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
  10. Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
  11. А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
  12. Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
  13. Помнишь Мария этот старый дом?
  14. Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
  15.  Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
  16. Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Работа с предложениями

  1. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  2.  Когда же придёт наша посылка спросила Света
  3. Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
  4. Расскажите мне ребята всё по порядку.
  5. А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
  6. Прошло жаркое лето и наступила осень.
  7. Приходите соседи к нам на новоселье.
  8.  Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
  9. Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
  10. Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
  11. А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
  12. Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
  13. Помнишь Мария этот старый дом?
  14. Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
  15.  Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
  16. Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.



Предварительный просмотр:

 

Доклад 

на тему  «Современные формы диагностики и контроля знаний

по русскому языку и литературе.

Из опыта использования  тестового контроля и зачетов

по русскому языку и литературе».

(РМО учителей русского языка и литературы)

                                 

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьской СОШ Ковылова Г.В.

2017г.

          С вхождением России в мировое образовательное пространство происходит постепенная адаптация образования, переход к европейским стандартам оценки результатов обучения - независимой экспертизе оценивания объема, содержания, качества и уровня подготовки обучающихся.

Важной составной частью процесса обучения является диагностика качества знаний. Она позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения.

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно выбирать и применять существующие формы и методы диагностики, четко определять цели и функции контроля.  Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний.

Контроль присутствует практически в любом педагогическом процессе. Каждый педагог проверяет результативность обучения и выясняет причины слабой успеваемости. Применительно к повседневному учебному процессу  под «контролем» понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности обучающихся. Под словом «оценка» имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки.

      Диагностика, выполняя функции обратной связи, позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.

В педагогике выделяются следующие основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

 Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом        уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.

Тематический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача такого контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, зашиты творческой работы, тестирование. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или только часть из них.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.                                

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или дифференцированные задания, проверяют результаты письменно - графического задания, выполненного учениками по двое, или практического,  которое выполняется  каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.                                                                        

Для организации диагностики важно определить содержание и методы контроля, то есть выяснить, что именно и как будет контролироваться. В практике преподавания в настоящее время используются различные методы контроля качества знаний учащихся. Чаще всего применяются  разные формы устной проверки и проведение разнообразных письменных работ. 

При фронтальном устном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

  • выяснения готовности класса к изучению нового материала,
  • определения сформированности понятий,
  • проверки домашних заданий,
  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:

  • обращение с вопросом ко всему классу,
  • конструирование ответа,
  • рецензирование ответа,
  • оценка ответа и ее обоснование,
  • постановка вопросов ученику самими учащимися,
  • взаимопроверка,
  •    самопроверка.

         Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.

Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

                                                 Диктант

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

                                         Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

                                           Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата  обучения по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида. С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу. Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

                                          Практическая работа

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

                                          Лабораторная работа

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

                                                        Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.                                                

Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.

Формы контроля могут быть разнообразны. Традиционные формы диагностики качества знаний основаны на непосредственном общении учителя с учеником. Это очень важно, ведь такой контроль выполняет обучающие функции, вооружает педагогов информацией об уровне знаний, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии класса. Но существующие традиционные формы диагностики не позволяют учителю осуществить регулярную обратную связь в обучении, проводить оперативную обработку информации и принимать соответствующие решения по коррекции учебного процесса.

Кроме того, контроль, проводимый традиционными формами, не лишен субъективизма, несмотря на рекомендуемые общие критерии оценки, уровень требований преподавателей различен. У каждого имеется свое понимание принципов требовательности и справедливости, свои критерии качества знаний. На оценку преподавателя влияют его личностные установки по отношению к оцениваемому ученику и предыдущий процесс общения с учащимся. Поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний.

 В последнее время в практику преподавания  активно внедряется более объективная  форма контроля -  тестирование.

 Преподаватели неоднозначно относятся к тестированию: одни являются активными сторонниками этого метода, повсеместно внедряют его и используют, а другие – не приемлят тесты, считая их недостойным инструментом контроля. Обычно, доводы, как сторонников, так и противников тестирования не отличаются достаточной аргументацией или научным обоснованием. Чаще всего и те и другие ссылаются на опыт США, где тестирование применяется повсеместно и является основным методом контроля знаний. Сторонники отмечают высокий уровень развития американского общества и науки в частности, а противники справедливо отмечают, что в большинстве своем, качество американского образования находится на невысоком уровне.

Тестирование с учетом ограничений и условий применимости имеет ряд преимуществ: объективность, возможность тренинга, технологичность, оперативность обработки результатов, возможность автоматизации диагностики качества знаний, обработка и накопление статистических данных, что ставит их на одно из ведущих мест в диагностике качества знаний.

Педагогические тесты позволяют выявить не только уровень подготовки, но и  степень отклонения от идеальной структуры, планируемой педагогом на момент начала обучения. Так как один и тот же уровень подготовки может быть получен при ответах на различные по трудности задания, то можно сравнить ответы учащихся с одинаковым уровнем знаний. Общий вывод о качестве подготовки учащихся сделать довольно просто: чем меньше пробелов в ответах ученика на задания теста, тем выше качество его знаний в группе других учеников, имеющих одинаковый с ним уровень учебных достижений.  

Тесты  также формируют навыки самоконтроля, что является одной из важнейших функций контроля. Их удобно использовать и при организации самостоятельной работы и при повторении учебного материала. Специально созданные тестовые программы в соединении с компьютерной техникой и шкалой для самооценки позволяют разгрузить преподавателей и реализовать идеи самоконтроля в условиях массового обучения.

Это связано со следующими возможностями компьютерного тестирования:

1.  Графика (рисунок, опорная схема, фотография и т.д.) может быть включена в формулировку как вопросов, так и вариантов ответов. При этом графический вариант ответа может быть представлен выбор на экране. Истинность или ложность ответа, выбранного испытуемым, тоже может быть представлена графически. Использование анимированной графики, видеофрагментов позволяют сделать более наглядными задания на определение последовательности действий, продемонстрировать развитие ситуации в зависимости от ответа, выбранного испытуемым и т.д. использования цепных, текстовых, ситуационных заданий и даже не тестовых, например, кроссвордов, ребусов и т.п.

 2. Применения подготовленного теста не только для контроля, но и для
самоконтроля знаний. В этом случае обучающийся после выполнения такого теста получает сведения об успешности своих действий, а после окончания
самоконтроля может вновь вернуться к заданиям, на которые давал
неправильные ответы и попробовать снова ответить. Таким образом, будет
реализован элемент тренажа, использования алгоритмов адаптивного
тестирования, обусловливающих выбор очередного задания в зависимости от
ответов тестируемого на предыдущие вопросы; применения гипертекстовых
ссылок в режимах самоконтроля и тренинга; проведения тестирования в
сетевом варианте.

3. Подлинным преимуществом компьютерного представления теста
является то, что при этом становится возможным автоматическая обработка и
немедленное представление результатов, а также автоматизированное
хранение данных в любой необходимой форме, чем обеспечивается их
статистический анализ. Таким образом, с точки зрения разработчика тестов
это в значительной мере упрощает трудоемкий процесс отбора и оценивания
заданий, так как все необходимые расчеты для анализа заданий и факторного
анализа могут выполнять программы.

                          Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

                       Избирательные тесты могут быть различными:

1. Одновариантные тестовые задания предполагают на  каждое  задание только один верный вариант ответа и нескольких неверных. (Н-р, укажите слово, на конце которого не пишется ь: 1)дышиш… 2)тиш… 3)жгуч… 4 )испеч…).

2.  Многовариантные тестовые задания предполагают несколько верных и неверных ответов на вопрос, либо среди ответов может не быть  верных  ответов.  Тогда  в  результате каждому номеру заданий должны быть выставлены номера правильных  ответов или прочерк. Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Учащемуся необходимо подчеркнуть или отметить определенным знаком номер ответа, который он считает правильным. (Н-р, укажите звонкие согласные:1)к 2)д 3)т 4)в), Подчеркни верное утверждение: а) Корень - это часть слова. б) Корень - это часть речи. в) Корень - это часть предложения).

3. Альтернативные тестовые задания  предполагают наличие двух вариантов ответов (да - нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. (Н-р, подчеркни правильный ответ.  Имя существительное -  это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. ( Да.  Нет. ) Имя существительное в предложении является только подлежащим. (Да.  Нет. ) Имя существительное является изменяемой частью речи.  (Да. Нет. )

  Задания с выбором ответа  особенно  ценны  тем, что каждому  учащемуся  дается  возможность  четко  представить  себе  объем обязательных требований к овладению знаниями, объективно оценить  свои успехи, получить конкретные указания для  дополнительной, индивидуальной работы.

4. Задания свободного изложения характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения. (Н-р, впиши  правильный  ответ. Окончание – это изменяемая  часть слова, которая служит для…. Имя существительное -  это ............).

 5. Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий.  (Н-р, соедини стрелками .   Имя существительное весёлый, Имя прилагательное читает , Глагол через, Предлог рабочий. В усложненном варианте возможно один столбик пронумеровать цифрами, второй столбик буквами и внести дополнительно третью графу, соответствующую цифре и букве правильного ответа.

1. Мужской род  А окно В

2. Женский род  Б машина 2Б

3. Средний род  В каравай ЗА

6. Тестовые задания на дополнение. В этих тестах задания  оформляются  с  пропущенными словами  или  символами.  Пропущенное  место   должно   быть   заполнено учащимися. Задания дополнения накладывают ограничения на ответы учащихся и предполагают один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.  (Н-р, а) вставь нужное слово: а) Лексика- раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его …. б)  Часть слова, стоящая перед корнем, называется ................).

7.  Тестовые задания по аналогии могут быть предложены учащимся в открытой форме - не  имеют  готовых вариантов  ответов, учащиеся самостоятельно дополняют, заканчивают, предлагают свой вариант ответа  (Н-р, запишите согласные, которые всегда мягкие) - или закрытой (сделать выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов). ( Н-р,  вместо точек впиши правильный ответ: Слово мяч так относится к имени существительному,  как слово красный  к ........... а)  предлогу,  б)  имени прилагательному, в)  глаголу) 

8. Тестовые задания с конструированием требуют от учащегося восстановления логической последовательности в соответствии с поставленным условием. (Н-р, укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5.  Друг придёт на верный помощь ( ) ()()() ( ).

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов                        приводятся графики, схемы, чертежи и т.д. Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

  Приведем примеры тестов по теме: «Имя существительное» (5 класс). 

                                                   Тест 1

1. Существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Да. Нет.

2. Слова, выраженные существительными, в предложении являются.

Подлежащим (а). Сказуемым (б).

3. Слова, выраженные существительным, в предложении являются только подлежащим. Да. Нет.

4. Имена существительные изменяются по числам. Да. Нет.

5. Имена существительные изменяются по родам. Да. Нет.

                                                   Тест 2

1. Соедини стрелками. Имена существительные одушевленные неодушевленные

кто?          чем?

что?          кем?

2. Вопросы

кто?       город,    горожанин

что?      учение ученица

3. Слова, отвечающие на вопрос кто? в предложении являются только подлежащим. Да. Нет.

4. Слова, отвечающие на вопрос что? в предложении являются только подлежащим. Да. Нет.

5. Слова, отвечающие на вопрос что? в предложении могут быть только второстепенными членами. Да. Нет.

                                                Тест 3

1. Имя существительное изменяется по родам.Да. Нет.

2. Соедини стрелками.

Мужской род         земля,   мороз                

Женский род        стекло,   песня

Средний род        поле,  день

3. Исключи лишнее слово.

а) Зима, стена, весло, девочка.

б) Снег, льдина, ветер, холод.

в) Небо, гнездо, пальто, ручей.

4. Слово зелёный так относится к имени прилагательному, как слово кот к ...........

а) глаголу, б) предлогу, в) существительному

Слово река так относится к имени нарицательному,  как слово Волга к имени ..........

                                                    Тест 4

1. Выбери верное утверждение.

а)  Имена собственные пишутся с большой буквы.

б) Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

 2. Дополни предложение существительным в нужном роде.

а) Интересная......... стоит на полке.

б) Ночное звёздное ......... привлекает моё внимание.

в) Как прекрасно кататься на лыжах в морозный ............ !

 3. Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные бывают только мужского и женского рода.

б) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

4. Укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5.

             Науки, требующие точного знания, конкретных научных формулировок, определенных формул и правил (в том числе в большой степени и русский язык) хорошо укладываются в систему тестового контроля. А как быть с таким предметом, как литература?

 Искусство же логикой, как известно, не измеряется. Цель литературного образования предполагает освоение художественных ценностей, формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, развитие эмоциональной культуры личности и специальных художественно-творческих способностей (творческого, воссоздающего, образного и ассоциативного мышления, способности к эстетическому наслаждению искусством), воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения. Вряд ли система тестового контроля способна показать, насколько достигнута эта цель, так как прежде всего направлена на контролирование знаний репродуктивного порядка. А в основе процесса постижения произведения искусства лежит художественная творческая деятельность. Литературное произведение не может быть воспринято всеми одинаково, как воспринимается физическая формула, у каждого читателя свой путь к пониманию художественной идеи и в итоге – рождение своей интерпретации.
        Однако это не означает, что использование тестов в процессе преподавания литературы невозможно. С помощью тестов с успехом проверяется понимание темы произведения, знание текста, истории и теории литературы, умение находить и отличать художественные средства и приемы, то есть тесты позволяют осуществлять фронтальный контроль за “кругом чтения” и уровнем “знаний о литературе” (по определению стандарта литературного образования).

Например, ряд заданий в тестах по литературе для 5 класса.  При изучении новеллы В.И.Белова “Скворцы” предлагаются следующие задания, выявляющие понимание темы произведения и знание  текста:

1. Новелла рассказывает: а) о болезни Павлуни; б) о нерадивости отца Павлуни; в) о добром сердце и любви к природе мальчика.

2. Скворечник упал потому, что: а) отец не прибил его; б) был очень сильный ветер и он сломал жердь; в) отец закрепил нижний конец жерди в ледяной лунке, а когда лед растаял, жердь опрокинулась.

В тестах по стихотворению М.Ю. Лермонтова “Бородино” предлагаются задания, определяющие знания по теории литературы, умение отличать жанр произведения и художественные средства:

1. По жанру это произведение является: а) исторической песней; б) балладой; в) стихотворным рассказом.

3. При описании сражения поэт использует: а) звукопись и гиперболы; б) олицетворения и символы; в) постоянные эпитеты и антитезы.

        Таким образом, даже беглый анализ тестовых заданий еще раз подтверждает: в основном они контролируют формальные знания, что может привести к простому заучиванию, и мало способствуют развитию эмоциональной сферы, художественно-творческих способностей и читательских  навыков учащихся.
        Кроме того, при выполнении таких тестов достаточно высок процент “случайного угадывания” и списывания.

         И все же работа школьников с тестами может помочь в изучении литературы как вида искусства, формировании у учащихся умения анализировать текст в единстве содержания и формы, развитии воссоздающего, образного и ассоциативного мышления, если на первый план выдвигать не контролирующую функцию тестирования, а обучающую.
        Для этого необходимо, чтобы в тестах преобладали задания не
репродуктивного, а продуктивного уровня, которые позволяют учащимся задуматься над характером и поступками героев, над ролью эпизода, образа, художественного средства или приема в тексте, над авторской позицией. Это задания типа:

- рассказ начинается с пейзажа для того, чтобы …;

- автор вводит сон в композицию рассказа, чтобы …;

-герой совершил…потому, что …(для того, чтобы …)

- образ … выступает в произведении как …;

- автор использует …, чтобы …;

- мир в произведении изображен глазами …;

- автор относится к герою (событиям, проблеме)…

В подобных заданиях реализуется не только контрольная, но и обучающая функция: задания фиксируют внимание учащихся на средствах и приемах создания художественной реальности, их роли в произведении, а значит, учат эстетическому прочтению текста, основам литературоведческого анализа, то есть формируют читательские качества.

Тестовые и дополнительные задания.

Что проверяем, чему обучаем.

И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”.

  1.Содержание этой басни:                                     

а) сказочно;

б) аллегорично;

в) правдоподобно.

Знание и понимание особенностей басни

  2. Мораль басни содержится:

а) в первых трех строках;

б) в последней строке;

в) в предпоследней строке.

Знание особенностей басни и понимание идеи

3.Автор басни стремится показать:

а) различия между животными;

б) нежелание трудиться;

в) необходимость единства при выполнении общего дела.

Понимание авторской, позиции, умение ее выявить

4.Мораль басни подтверждается тем, что:

а) "воз и ныне там";

б) животные взялись за непосильное для них дело;

в) животные потянули воз в разные стороны.

Понимание того, как выражается идея.

5.Мораль в басне это:

а) ее краткое содержание;

б)нравоучительный вывод из рассказанного;

в) объяснение происходящего в басне.

Знание теории литературы, понятие “мораль басни”.

6.Задача басни:

а) объяснить на доступном примере сложную проблему;

б) преподать нравственный урок;

в) изложить житейскую мудрость.

Понимание целенаправленности басни.

недостатки, предлагаем задания типа “выбери нужный ответ” сочетать с вопросами и заданиями творческого, исследовательского характера: “почему?, зачем?, обоснуй …, докажи …, объясни ”…. Контрольно-обучающие задания такого смешанного характера лучше всего использовать по ходу изучения произведения на целом ряде уроков. Подобные тесты фактически представляют собой план анализа произведений с учетом их жанровой специфики, чем оказывают большую практическую помощь  учителю литературы.

Н. В. Гоголь “Майская ночь или утопленница”.

  1."Майская ночь" по жанру является:

а) сказкой;

б) легендой;

в) новеллой.

Дополнительное задание. Обоснуй свой выбор.

Знание жанровых признаков, умение определять жанр.

2.Главным героем "Майской ночи" является:

а) Левко;

б) Голова;

в) панночка-русалка.

Знание текста, понимание системы образов.

  3.Описание украинской ночи дается в произведении, чтобы:

а) объяснить название;

б) показать красоту мира, в котором живет человек;

в) объяснить, как парубкам удалось обмануть Голову.

Дополнительное задание. Если хочешь, напиши свой вариант ответа.

Понимание роли пейзажа, умение ее определить.

  4.Встреча с русалкой-панночкой:

а) приснилась Левке;

б) произошла на самом деле;

в) была придумана Левкой

Дополнительное задание.  Почему ты так думаешь?

Понимание сочетания фантастического и реалистического в художественном произведении, умение их отличать.

  5.В основе "Майской ночи" лежит:

а) фантастика (сказочность);

б) жизнеподобие (реальность);

в) сочетание фантастики и жизнеподобия.

Дополнительное задание. Докажи свою позицию.

Та же проблема вымысла и реальности в художественном произведении.

6. Действие "Майской ночи" происходит:

а) в глубоком прошлом;

б) в XVIII веке;

в) в XIX веке.

Дополнительное задание. Обоснуй свой выбор текстом.

Умение ориентироваться в эпохе.

   7. Песни Левка включаются в повествование, чтобы:

а) полнее раскрыть характер парубка;

б) внести дополнительные сведения в

развитие событий;

в) объяснить происходящие события.

 Дополнительное задание. Если хочешь, Напиши свой вариант ответа.

 Понимание роли эпизода, умение выявлять главное.

  8.Образ Каленника вводится для того, чтобы:

а) придать рассказу занимательность;

б) дать характеристику Голове;

в) объяснить происходящие события.

Понимание системы образов, роль данного образа в произведении.

9.* "Майская ночь" написана:

а) для развлечения читателей,

б) для прославления человеческой смелости;

в) для знакомства с украинским бытом.

Дополнительное задание. Дай свой вариант ответа.

Выявление авторской цели.

  10."Шутки" парубков - это:

а) шалости невоспитанных юношей;

б) безобидная игра;

в) один из способов борьбы за справедливость.

*Примечание: На наш взгляд данное задание является некорректным, т.к. замысел Н. В. Гоголя гораздо шире. Использовать задание не рекомендуется.

Осмысление и оценка поступков героев.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ "БОРОДИНО".

1. По жанру это произведение является:

а) исторической песней;

б) балладой;

в) стихотворным рассказом Дополнительное задание. Объясни свой выбор.

Знание жанровых признаков, умение определить жанр

2. Стихотворение:

а) описывает воинские подвиги;

б) противопоставляет старое поколение молодому ;

в) воспевает любовь русских людей к Отчизне.

Понимание идеи произведения, умение ее выявлять

  3. При описании сражения поэт использует:

а) звукопись и гиперболы;

б) олицетворения и символы;

в) постоянные эпитеты и антитезы.

Дополнительное задание. Почему автор использует именно эти художественные средства?

Знание художественных средств, умение их отличать и  понимать их назначение

4. Стихотворение начинается с вопроса молодого солдата, чтобы:

а) противопоставить старое поколение новому;

б) напомнить о забытом событии;

в) показать связь поколений и гордость за славу предков

Осмысление роли эпизода, выявление авторской позиции.

5. Москва в стихотворении выступает:

а) как символ России;

б) как город, который солдаты обещали защищать;

в) как столица государства.

Понимание символической роли образа в стихотворении, умение осмыслить образ

6. Отношение солдат и командиров к предстоящему сражению:

а) одинаково;

б) различно;

в) не описано.

Дополнительное задание. Как выражено это отношение в стихотворении?

Умение определять позицию героев.

7. В стихотворении слышатся:

а) два "голоса";

б) три "голоса";

в) много "голосов".

Дополнительное задание. Почему автор использует этот прием?

 

Понимание приема “многоголосия”.

8. В последних словах старого солдата звучит:

а) досада;

б) упрек;

в) чувство вины.

Дополнительное задание. Докажи текстом, что твой выбор верен.

Выявление позиции героя.

9. В строках: “ Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи” автор использует:

а) метафору;

б) сравнение;

в) гиперболу.

Дополнительное задание. Почему именно это художественное средство использует автор?

Знание художественных средств, умение их распознавать.

        Большинство тестов, позволяющих обучать анализу литературного произведения, принадлежат к закрытому типу (выбери правильный ответ). Тесты открытого типа (допиши, закончи фразу), где учащиеся дополняют не более двух слов, обычно используются при контроле на знание терминов:

1. Употребление слов в переносном значении для создания яркого художественного образа называется …                                                         (Метафорой)

2. Яркое, красочное определение для создания единого художественного образа – это…                                                                                      (Эпитет)

Интересны тесты на соответствие:

- установи, кому принадлежат слова …,

- чей это портрет,

- из какого произведения данный пейзаж, интерьер … и т.п.

  1. Установи соответствие термина и понятия:

1. Эпитет.                                                        а. Противопоставление.

2. Антитеза                                                     б. Преувеличение.

3. Гипербола                                                  в. Красочное определение.

1;                      2;                     3 .

Тесты на установление последовательности применимы при работе над сюжетом и композицией произведения, над явлениями литературного процесса и фактами.

Таким образом,   Правильно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3.  Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4.  Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.  Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.                                                                                                                                                                                                                                                

     Итак, тестирование, как форма контроля знаний, вполне способно выполнять все основные функции педагогического контроля и при правильном сочетании с другими контрольными мероприятиями должно повысить эффективность всего образовательного процесса.                                                  

 

 

 

                                                 

 

                                                       


                                                       

                                                                                                           



Предварительный просмотр:

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.

Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас всятундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.

В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.

Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас всятундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.

В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.

Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас всятундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.

В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.



Предварительный просмотр:

ВПР – апрель 2017

Проверочная работа по русскому языку

5 класс

Вариант 1

                   Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,               пропущенные буквы и знаки препинания.   

Текст 1

                       Лунная ночь

Хороша осе(н/нн)яя лу(н/нн)ая ноч(?) в окрес..ностях села (и/И)льинского! По сторонам проезжей дорог.. застыли м..лодые д..рев..я берё..ки1 ели сосны осинки4.

Ре..кие сн..жинки падают на спящую землю и ярко-жёлтая луна осв..щает избушку л..сника которая ра..пол..жилась2 около у..кой реч(?)ки (л/Л)юбани. Мрачное небо п..стрит частыми звёздами и свысока ра..сматривает3 н..чную землю.

Кругом стоит необыкновенная тиш..на. Но вдруг слева п..слышался какой-то лё..кий шелест л..ствы. Да это же белочка прокричал я. На меня п..сыпались л..сточки когда она п..р..прыгнула с одной веточк.. на другую.

Луч(?) бр..сает свет на п..ляну и д..рев..я г..рят всеми цв..тами радуги оранжевыми з..лотыми б..гряными. Вокруг б..гровые огни поз(?)ней ос..ни. Здра(?)ствуй лу(н/нн)ая ноч(?)

              Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

1 - фонетический разбор;

2 – морфемный разбор;

3 – морфологический разбор;

4 – синтаксический разбор

               

            Поставьте знак ударения в следующих словах:

             Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите,     какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Вокруг багровые огни поздней осени.

     

            Выпишите предложение с прямой речью из текста 1. (Знаки препинания не расставлены.)  Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.            Ответ: «Да это же белочка!» -  прокричал я

            Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Осторожно ветер из калитки вышел.

2)  Ветер ветер ты могуч.

3) Ветер поиграл немного ветками черёмух и пожурил за что-то воробьёв знакомых.

4) Прочитай-ка в энциклопедии статью о ветре.

                Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)  Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 1) Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый берёзовый лесок.

2) Дятел срывает с ветки шишку и достаёт острым клювом.

3) Легче других деревьев можно узнать берёзу по цвету коры и расположению ветвей в кроне.

4)  Берёзки эти отпоили и выходили и они прижились в приморском парке.

 

Текст 2

(1)Мама всегда разделяла мои увлечения – будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария; как-то исподволь, незаметно направляя, не давала потерять веру в себя. (2)В деревне она «объяснила» мне весь окружающий мир. (3)У неё не было специальных знаний, но ради меня она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых. (4)Дома мне разрешали держать животных. (5)У нас жили щенок Джек, четыре певчие птички, кошка, одно время – даже лисица... (6)Птицы: чиж, щегол, чечётка и канарейка – совсем не боялись нас, летали по комнатам, стремились садиться на руку, на плечо. (7)Бережное отношение к зелёному миру, к младшим братьям естественно входило в душу, без назиданий и скучных проповедей.

(Ю.Нагибин)

              Определите и запишите основную мысль текста.

                             Ответ: надо бережно относиться к зелёному миру, к младшим братьям.

              Какие факты свидетельствуют о том, что мама разделяла увлечения рассказчика.

                          Ответ: она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых

                  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-4 текста. Запишите ответ.

                               Ответ: рассуждение

               В предложениях 1-3 найдите слово со значением «коллекция засушенных растений». Выпишите это слово.

                              Ответ: гербарий

                Из  предложений  1-5 выпишите антонимы.

         

               Ответ: съедобных и ядовитых

                 

                   Вы хотите рассказать бабушке о том, что у вас в доме появился новый жилец – маленький котёнок:

http://85.142.162.126/os/docs/BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8/questions/D88D34EF8D74911249B14A772BCBDDC3/innerimg0.jpg

Но ваша бабушка живёт в другом городе. Напишите письмо бабушке, расскажите о котёнке, при этом постарайтесь дать подробное описание нового питомца.

Объём письма – не менее 70 слов. Письмо пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Предварительный просмотр:

Полезные ссылки на интернет-ресурсы, незаменимые для работы учителя начальных классов

 

  • http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы.

 

  • http://ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-83.html Некоторые вопросы использования Интернет в начальной школе, доклад на конференции "Информационные технологии в образовании".

 

  • http://edu.h1.ru/plan/plan10.htm Компьютер в начальной школе, авторская программа Салтановой Н.Н., учителя информатики многопрофильной гимназии 13 г. Пензы.

 

  • http://www.ug.ru/02.26/po4.htm - Вопросы применения компьютера в начальной школе: от психологических и педагогических аспектов до подборки различных упражнений для глаз при работе с машиной.

 

  • http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/gr/okurs.htm- Инфоррматика в играх и задачах. (Бескомпьютерный курс)

 

  • http://baby.com.ua/igr.html - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка. Согласитесь, что обучать ребенка в форме игры эффективнее и интереснее. Для тех, кто уже умеет читать и говорить по-английски, Интернет предлагает сайты, на которых Вы можете развить свои навыки.


  • http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.

 

  • http://www.funbrain.com/kidscenter.html - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума". На нем Вы найдете развивающие, логические, математические игры, тесты для детей, планы и методические материалы для преподавателей, советы и рекомендации.

 

  • http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 - Всем известно, что чем младше ребенок, тем ближе он к природе, тем ему интереснее растения и животные. Ведь дети воспринимают флору и фауну в первую очередь как объект изучения, познания, а не как объект уничтожения. Для младших школьников в Интернет есть всевозможные экологические игры, конкурсы. Например, на сайте "Зеркаленок" в разделе "День природы" собраны некоторые эко-конкурсы, эко-игры, экологические проекты младших школьников. Также есть раздел экологических советов. В нем даны рекомендации по бережному отношению к природе, по тому, что можно сделать для того, чтобы вокруг стало светлее. Этот ресурс полезен не только детям, но и классным руководителям, учителям биологии, экологии, руководителям кружков.

 

  • http://www.ug.ru/02.26/po4.htm - По адресу сайта "Учительской газеты" можно найти письмо Министерства Образования, в котором указаны рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Авторскую программу курса информационной культуры для 1-4 классов.
  • http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10001519 - В этой программе указаны требования к минимуму содержания образования, требования к уровню подготовки, основные понятия, которые должны быть сформированы. На сайте конференции "Информационные технологии в образовании" расположено большое количество тезисов докладов, среди которых есть и доклады, посвященные изучению информатики в младших классах.


  • http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа". Архив этого журнала начинается с 1998 года. Для просмотра журнала на Вашем компьютере должна быть установлена программа Adobe Acrobat Reader. (Кстати, скачать эту бесплатную программу можно по адресу http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2.html) На этом же сайте Вы можете написать письмо в редакцию и принять участие в форуме.

 

  • http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа". Его архив включает номера с 1997 года. Учитывая, что газета выходит каждую неделю, это огромный материал для учителей младших классов. Если Вы не можете найти эту газету в своей школе или в библиотеке, Интернет всегда поможет Вам.

 

  • http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". Разделы книги: загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах, литературные кроссворды, загадки в кроссвордах, русские народные загадки в кроссвордах, ответы. Книга предназначена для детей 5-12 лет, воспитателей детского сада, учителей, вожатых, библиотекарей, родителей.


  • http://suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. Речевой материал для работы с детьми с недостатками произношения: пояснение методики, сборник упражнений и заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.


  • http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке.


  • http://psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе.

 

  • http://www.advise.ru/articles/80 - Советы родителям первоклассников. Жесткая ориентация на отличную учебу нередко заставляет ребенка думать, что учиться стоит не ради узнавания нового, а ради "пятерок", чтобы не огорчать папу с мамой. Рано или поздно такой ребенок может потерять всякий интерес к учебе.

 

  • http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников. Cоциальные и методические аспекты работы с детьми 7-10 лет в досуговой деятельности.

 

  • http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. Памятка родителям первоклассников.

 

  • http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки.. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.
  • http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • http://www.rfh.ru- Российский гуманитарный научный фонд
  • http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий.
  • http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.
  • http://www.gnpbu.ru- Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.
  • http://lib.ru - Библиотека Максима Мошкова.
  • http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
  • http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
  • http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
  • http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
  • http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  • http://www.referat.ru- Сайт Московской коллекции рефератов.
  • http://www.maro.newmail.ru- Сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова)
  • http://www.meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования.
  • http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  • http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
  • http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка».
  • http://www.cofe.ru/read-kas - Электронная версия журнала «Костер».
  • http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.
  • http://www.solnet.ee - Детский портал «Солнышко».
  • http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
  • http://vkids.km.ru - Сайт для детей и родителей «Virtual Kids».
  • http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.
  • http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».
  • http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.
  • http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.
  • http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству
  • http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование