Обобщаем педагогический опыт

 

2018 - 2019 учебный год

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МКОУ "Краснооктябрьская СОШ"

Ковыловой Галины Васильевны по теме

 «Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей

читательской компетентности учащихся основной школы»

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МКОУ "Вашутинская ООШ"

Чижовой Веры Александровны по теме

"Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

через чтение и письмо"




2016 - 2017 учебный год

  Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МКОУ Красноэховской СОШ

Анкуд Елены Владимировны по теме

«ИКТ как средство повышения познавательной активности обучающихся

на уроках русского языка и литературы»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

  Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МКОУ Мезиновской СОШ им. А.И. Солженицына

Колесниковой Екатерины Петровны по теме

"Изучение творчества А.И. Солженицына на уроках и во внеурочное время

как  условие духовно-нравственного развития личности"

Приложения см. ниже.




2015 - 2016 учебный год

  Обобщение  педагогического опыта  учителя русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьской СОШ  Горчаковой Ирины Владимировны по теме

"ТЕХНОЛОГИЯ  «РАЗВИТИЕ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  ЧЕРЕЗ  ЧТЕНИЕ  И  ПИСЬМО» 

КАК ОДИН  ИЗ  СПОСОБОВ  МОДЕЛИРОВАНИЯ  СОВРЕМЕННОГО  УРОКА 

РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ  В  СВЕТЕ  ПЕРЕХОДА 

НА  СТАНДАРТЫ  ВТОРОГО  ПОКОЛЕНИЯ"




2014 - 2015 учебный год

      Обобщение  педагогического опыта   учителя русского языка и литературы    

МКОУ  Золотковской  СОШ  Ивановой Ульяны Васильевны    по теме

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом 

на уроках   русского  языка  и литературы».




2013  - 2014 учебный год

  Обобщение  педагогического опыта  учителя русского языка и литературы

МБОУ Анопинской СОШ

Кохановской Ольги Ивановны по теме

"Использование групповых технологий обучения  на уроках русского языка и литературы".

 

  Обобщение педагогического опыта  учителя русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьской СОШ

Ковыловой Галины Васильевны на тему

"Формирование языковой компетентности  школьника

через приёмы и методы  личностно - ориентированного обучения".

 

  Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МБОУ  Уршельской  СОШ

Панкратовой  Екатерины  Витальевны на тему 

"Формирование  метапредметных  умений   через  организацию

проектно - исследовательской работы учащихся

средних и старших классов во внеурочной деятельности".

Приложение 1.  Визитная карточка проекта "Былина - быль или небыль".

Приложение 2.  Результаты участия в сетевых проектах.

Приложение 3.  Рабочая программа элективного курса "Как стать исследователем?"

Приложение 4.  Таблица.

Приложение 5.  Памятки.

 

  Обобщение  педагогического опыта   учителя русского языка и литературы

МКОУ Василёвской  ООШ 

Гогиной Марины Владимировны по теме 

"Активизация познавательной деятельности  учащихся на уроках

русского языка и литературы через  интегрированные урок".

Интегрированный урок в 7-ом классе по теме "Решение задач с помощью уравнений.  Орфограммы в корнях слов".

Интегрированный урок в 8-ом классе по теме "Вместе будем обобщать" (Односоставные предложения + Квадратные уравнения).

Динамика познавательного интереса учащихся.

Качество знаний по результатам ГИА.

Качество  знаний по итогам школьного мониторинга.

Отношение учащихся к интегрированным урокам.

Анкета.

 

  Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МКОУ Вашутинской  ООШ

Чижовой Веры Александровны по теме

"Развитие речи и орфографической зоркости через диалог со словом".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта Учитель русского языка и литературы МБОУ Уршельская СОШ Никандрова Наталья Геннадьевна

Слайд 2

Передовой педагогический опыт - это итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя. Педагогический опыт - целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

Слайд 3

Обобщение педагогического опыта предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными .

Слайд 4

Этапы работы педагога над обобщением своего опыта Выбор темы. Ознакомление с литературой по избранной теме. Планирование работы по избранной теме. Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта. Анализ и обработка материала. Соответствующее литературное оформление.

Слайд 5

Что я хочу получить из опыта своих коллег? Некий методический продукт , который поможет в дальнейшей деятельности и разобраться в отдельных методических вопросах. Система уроков в рамках какой-то технологии Программа курса или кружка Рабочая программа Методические рекомендации Сборник (копилка) дидактических игр Кейсы заданий для уроков в технологии кейс- стади ЦОРы или ЭОРы Опорные карты для работы в группах Материалы формирующего оценивания Учебные проекты

Слайд 6

Наименование опыта ЧТО? У КОГО? ЧЕРЕЗ ЧТО? ГДЕ? ЧТО КАК ЧТО. Содержание.

Слайд 7

1. Условия возникновения и становления опыта 2. Актуальность и перспективность опыта Выявление противоречий , характерных для Вашего учебного заведения. Исследование проблемы, результаты диагностики и т.п. Аргументированная характеристика своевременности рассматриваемых в опыте вопросов. Ссылка на современные документы, научные исследования, эксперименты.

Слайд 8

3. Ведущая педагогическая идея. Идея — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Из идеи вытекает цель, из цели – задачи. Цель формулируется с отглагольного существительного, задачи – с инфинитива: Цель: Создание, формирование…. Задачи: Формировать, совершенствовать и т.д.

Слайд 9

4. Теоретическая база опыта 5. Новизна опыта Данная часть оформляется как мини исследование: в начале (если необходимо) прописывается понятийный аппарат, далее анализируются конкретные статьи учёных в соответствии с выбранной темой! Краткая часть, в ней отражается степень нового, как правило, степень усовершенствования или внедрения той или иной технологии 6. Адресность опыта Для какой категории (молодые специалисты или специалисты со сложившейся системой преподавания) и профиля (учитель какого предмета) педагогов. .

Слайд 10

7. Технология опыта. Самая объёмная часть опыта. В ней планомерно отражается Ваша работа: «Для решения задачи такой-то применяю ТО-ТО для ТОГО-ТО в ТАКОЙ-ТО учебной ситуации (см. приложение №)». 8. Результативность Иллюстрируем эффективность выбранных методов и приёмов в соответствии с заявленной темой.

Слайд 11

9 . Приложения Методические продукты + диагностические материалы, пронумерованные в соответствии с ссылками в тексте опыта.

Слайд 12

Наша школа работает по теме: «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса». Исходя из этого, назрела необходимость внедрения новых образовательных технологий. Я задумалась над тем, как организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить учащимся условия для свободного общения и одновременно для эффективного овладения ИКТ технологиями?

Слайд 13

К поиску новых форм и методов работы меня побудило противоречие между требованиями современной жизни и уровнем развития информационно-коммуникативной компетентности у учащихся, исходя из которого, была поставлена цель и определены следующие задачи моей педагогической деятельности: Цель: развитие информационно-коммуникативной компетенции учащихся I ступени через участие в телекоммуникационных проектах. Задачи : 1)создать условия для формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся через участие в телекоммуникационных 2)провести диагностику сформированности информационно-коммуникативной компетенции младших школьников; 3) проанализировать возможность телекоммуникационных проектов для развития информационно-коммуникативной компетентности учащихся

Слайд 14

Формат текста Шрифт: Times New Roman Кегль: для печатного текста – 14, для электронного – 12 Межстрочный интервал: 1,5 Поля слева: 2 – 2,5 Поля справа: 1,5 Выравнивание текста: по ширине Сноски для цитат в нижнем колонтитуле Маркированный список применять в едином формате Выделять жирным только понятия и ключевые фразы, с этой целью также возможен курсив. Подчёркнутый шрифт не рекомендован, так как читается как гиперссылка (особенно в электронном варианте)

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ОШИБОК учитель русского языка и литературы МБОУ Уршельская СОШ Рожкова Марина Анатольевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Слайд 2

Значимость опыта в условиях введения ФГОС. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе его употребления в разных условиях общения. Коммуникативная компетенция

Слайд 3

Коммуникативная компетенция- осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме.

Слайд 4

Слабое развитие коммуникативной компетенции у учащихся Явления современной жизни Невербальные (мимика и жесты) средства общения Общение в Интернете Отправления коротких СМС в мобильных телефонах Отсутствие интереса к чтению

Слайд 5

Коммуникативная компетенция Исправление языковых ошибок Совершенство- вание своей речи Р адость творчества, желание общаться Работа с текстом Актуальность опыта

Слайд 6

Педагогические исследования Теоретическая часть опыта основывается на положениях ученых – лингвистов, методистов – исследователей, учителей – практиков: Л.П. Федоренко , Т . А . Ладыженской , М . М . Разумовской,В.В . Бабайцевой , М. Т. Баранова, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной.

Слайд 7

Цель моей педагогической деятельности: Создание условий для развития у учащихся практики коммуникации, творчества в различных ситуациях на основе освоения норм связной речи. Задачи: В недрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие развитию речи учащихся; С оздать комплекс тематического текстового материала, разработать способы практической работы с текстом, направленные на развитие навыков анализа ; С формировать у учащихся на уроках русского языка навыки работы с текстом; В овлечь во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявить одаренных в лингвистическом отношении детей.

Слайд 8

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций и возрастных особенностей учащихся, индивидуально-творческих возможностей.

Слайд 9

Технология опыта. В структуру моей педагогической технологии входят : концептуальная основа; содержательная часть обучения: цели обучения – общие и конкретные; содержание учебного материала; процессуальная часть технологичного процесса: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса;

Слайд 10

Три направления коммуникативного обучения учащихся Овладение нормами литературного языка . Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Выразительное чтение текста Работа со словарями-справочниками Лингвистический кружок «Язык твой-друг твой»

Слайд 11

Стили и типы речи Диалог Доклад, сообщение Изложения, сочинения Факультатив 5 кл . «Развитие речи» 2010г. Элективный курс 9 кл . «Искусство общения» 2011г. Элективный курс 9 кл . «Культура речи-культура поведения» 2012г. Элективный курс 11 кл . «Сочинение-это тоже текст!» 2010г.

Слайд 12

Результативность опыта и его эффективность. Свободное пользование научными терминами Умение грамотно писать сочинения и изложения Умение анализировать тексты разных стилей и типов речи Участие в районных конкурсах творческих работ Написание стихов собственного сочинения Диагностические исследования учащихся

Слайд 13

Отношение к русскому языку. Самый любимый предмет (Мнения всех уч-ся 7 кл .) Количество уроков необходимо увеличить (Мнения всех уч-ся 11кл.) Самый важный предмет (Мнения 12 из 21 уч-ся 6 кл .)

Слайд 14

Уровень сформированности коммуникативной компетенции (диагностика Л.Торлина ) Учебный год Уровень компетенций 2009-2010 стартовая 2011-2012 промежуточная 2012-2013 на выходе низкий 47% 37% 22% средний 38% 43% 53% высокий 15% 20% 25% Здесь представлены средние баллы исследования учащихся 5,6,7кл.

Слайд 15

Результаты ГИА и ЕГЭ Учебный год, класс Количество учащихся сдававших ГИА по русскому яз. Количество сдававших ЕГЭ по русскому языку Успеваемость по предмету Качество знаний выполнения части С 2010 г ,11 кл 10 100% 59% 2011 г ,9 кл . 16 100% 31% 2012 г , 9 кл 22 100% 64% 2013 г , 9 кл 18 100% 50%

Слайд 16

Победители школьных олимпиад Уч . год Ф.И.О. Класс Статус 2010 Никандрова Даша 8 победитель 2011 Ларькина Марина 5 победитель 2012 Ларькина Марина, Никандрова Даша 6 10 Победитель победитель 2013 Городова Валерия, Чернякова Надежда 7 10 Победитель победитель

Слайд 18

Участие во Всероссийских и Международных конкурсах

Слайд 19

Я надеюсь, что работа в этом направлении будет способствовать разностороннему развитию личности ученика, поможет реализовать себя в новых жизненных условиях, овладеть культурой слова, устной и письменной речью.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение №2.Тема: «Маленькие рассказы большого писателя».

Мини-этюды из сборника «Крохотки», автор А. И. Солженицын.

Цели занятия:

- способствовать развитию читательской самостоятельности ученика;

- совершенствовать умение анализа художественного произведения;

- отрабатывать умение опознавать различные тропы, определять их роль в художественном тексте;

- в творческой работе углубить знания о произведениях малых прозаических жанров – мини-этюдах;

- проверить сформированность умений в области лексикологии.

Форма работы: групповая.

Использованы отдельные методические рекомендации почётного академика Академии наук, языковеда Д. С. Лихачёва.

Методические приёмы: «мозговая атака», кластеры.

Оборудование:

выставка рисунков к мини-рассказам А. И. Солженицына из сборника «Крохотки»;

читательские дневники учащихся;

кластеры;

фрагмент видеофильма «Жизнь не по лжи»;

«Толковый словарь» С. И. Ожегова.

Выбрана структура занятия:

стадия «Вызов»;

стадия «Осмысление»;

стадия «Рефлексия».

Ход занятия.

1.        На первом этапе необходимо пробудить интерес к обсуждению темы. Объявлена учителем тема: «Маленькие рассказы большого писателя». Слово учителя: «О доброте и сострадании к братьям нашим меньшим говорим на уроках литературы, на занятиях факультативного курса по литературному краеведению. Это занятие найдёт своё отражение в изучении книги очерков К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона».

К данному занятию ученики самостоятельно прочитали из сборника «Крохотки» следующие мини-рассказы: «Вязовое бревно», «Костёр и муравьи», «Утёнок», «Шарик», «Отражение в воде».

«Отражение в воде»

Представлена выставка рисунков учащихся к названным рассказам.

Вступительное слово учителя о А. И. Солженицыне:

- А. И. Солженицын – русский писатель, лауреат Нобелевской премии, почётный академик Академии наук, языковед, общественный деятель.

Краеведческая страница из биографии писателя ( 1956 – 1957 г.г. )

(Рассказывает ученик).

Учитель:

- Итог путешествий писателя – 18 небольших лирических рассказов. Первые шесть рассказов изданы в России только в 90-е годы. Следующие 12 написаны в 1998 г. Обращение к выставке рисунков.

Работа в читательских дневниках.

Литературоведческие понятия: «Толковый словарь» С. И. Ожегова.

Словарная статья о литературном этюде.

Этюд – небольшое по объёму произведение, посвящённое какому-либо вопросу.

Лексика – антонимы, синонимы.

«Маленькие рассказы большого писателя»

Сборник рассказов назван «Крохотки».

Крохотный, маленький, малюсенький, чуточный, мизерный (Подбирают ученики)

Учитель:

- Действительно это были небольшие, иногда в половину страницы, рассказы.

2. На втором этапе «Осмысление» учитель предлагает послушать, как под музыкальное сопровождение читает «Отражение в воде» сам автор.

Вступительное слово учителя перед прослушиванием.

Краеведческая страница.

- В 50-е годы в деревне Мильцево глубокая и красивая река Караслица. В 1956-1957 годах учитель А. И. Солженицын любил отдыхать душой на мостике через реку.

(Обращение к стенду в музее).

Задание ученикам перед прослушиванием:

Внимательно прослушать и попробовать разделить текст на две части.

Далее анализ и осмысление услышанному по тексту.

В анализе повторяется понятие двучастного повторения текста:

повествование;

вывод, умозаключение, рассуждение.

Воспитательный момент.

Словарь С. И. Ожегова.

«Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек».

- В мини-этюде «Отражение в воде» А. И. Солженицын описал не только «непроглядную глубь реки», но и самого себя. Автор во время своих долгих путешествий даже маленький «мостик» считал в то время трепетным живым существом.

«Мозговая атака». Работа в парах.

Учащимся предлагается подумать все ключевые (главные) слова к рассказу «Отражение в воде» (в чистый кластер).

Далее обсуждение и высказывания мнений учеников.

3.        «Рефлексия».

Переход к продуктивной, самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Выбрана групповая форма работы (4 группы).

В каждой группе – лидер, умеющий вовлечь учащихся в работу.

Предложено учителем создание кластеров к мини-рассказам.

Отдельно задание по лексическому разбору рассказов каждой группе.

Повторяем правила по созданию кластеров:

1.        Не бояться записывать всё, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2.        Продолжить работу, пока идеи не иссякнут.

3.        Постараться построить как можно больше связей.

Заключительное слово учителя.

- Каждая ученическая работа должна иметь свою ценность и своё дальнейшее продолжение.

Созданные вами творческие работы по мини-этюдам А. И. Солженицына войдут в литературный школьный альбом по произведениям писателей и поэтов о родном крае.

Рассуждает о мини-рассказе «Отражение в воде» ученица 7 класса Большакова Анастасия.

«Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба».

Во второй части этого небольшого рассказа А. И. Солженицын употребляет снова слова с частицей «не» и с частицей «лишь».

Лишь – частица, которая поясняет.

В заводи остановившейся. Заводь – небольшой залив в речке с замедленным течением.

Вода не продрогнет – не озябнет сильно, до дрожи.

Листик – уменьшительно-ласкательное значение слова «лист».

Пёрышко – ласкательное значение слова «перо».

Тонкого облака, пишет автор, - это нежное, красиво очерченное  скопление в атмосфере водяных капель.

Рассуждает о мини-рассказе «Отражение в воде» ученица 7 класса Белогорлова Олеся.

В мини-этюде «Отражение в воде» А. И. Солженицын описал не только «непроглядную глубь реки», но и самого себя, можно даже сказать, что он «вывернул наизнанку душу».

А. И. Солженицын много времени скитался по ссылкам и тюрьмам, не находя успокоения, в котором он мог бы прожить счастливую и спокойную жизнь. Такую жизнь, я думаю, он нашёл в деревне Мильцево, у Матрёны Васильевны Захаровой. Конечно, она была больна и несчастлива, но зато в её доме присутствовал покой и уют, которые были так необходимы будущему писателю «Лишь когда...»  Так мог сказать человек, не знающий своего будущего, или отшельник, коим являлся Солженицын долгую часть своей жизни. Реки «в заводи отсановившейся», - пишет А. И. Солженицын. Скорее всего, этими словами он объяснил наконец проявившееся постоянство в его жизни, а если оно есть, то душа успокаивается и даёт волю своим чувствам, «оставшись в заводи и где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба». Под тонким облаком он подразумевал ранимый и уязвимый характер человека, а, скорее всего, себя. Ведь с виду почти все люди «состоят из железа», а стоит его тронуть «огнём», как оно начинает «плавиться». Прозяб до дрожи А. И. Солженицын во время своих долгих путешествий, и даже маленький «мостик» он считал теперь трепетным живым существом.

«Отражение в воде». Вода: зеральная гладь, смена воды, отражение облака, пёрышко, листик.



Предварительный просмотр:

Приложение 3. Словарь народного говора по рассказу «Матренин двор». Фрагмент словаря.

Желадная - ед. ч., им. прилаг., от сущ.- желание - желанная. " - Пей с душою же-ладной. (из рассказа)"

Потай - наречие, откуда? " - Ты, потай, приезжий?

-А вы откуда?- просветлел я..."

Не уборно - наречие, как? От слова - уборка

В запущи - наречие, как? От слова - запущение

... не уборно, в запущи она живёт..."

Не умемши - деепричастие, от глагола - не уметь

Не варемши - деепричастие, от глагола - не варить

" - Не умемши, не варемши - как уваришь?"

Картовь - (картоф) - имя существ, м.р., ед.ч. Картофель

Необлупленная - причастие, от глагола - не облупить, неочищенная  "Картовь необлупленная..."

10.Картонный - имя прилагательное., ед. ч.

" Суп картонный (так выговаривали все в деревне)"

Суп с добавлением картофеля.

11.        К ужоткому - наречие, когда?

"... к ужоткому что приготовить? К ужоткому - к вечеру"

12.        Теперича - наречие, когда? теперь

" Теперича я зуб наложила" (узнала Матрёна, где можно для топки взять торф)

13.        Любота - имя существ., с обобщённым знач. Любовь,  любимое, люблю.

"... местечко, любота одна..

Мятель - (матэл), имя существ., ж.р., ед.ч. Метель

Семячки - (сэмачки), имя существ., мн.ч. Семечки

Ймячко - (имачка), имя существ., ед.ч., ср.р.

Дуёль - (дуэл), имя существ., ед.ч., ж.р.

От глагола - дует. ".. .зима закрутила дуель в окна"

Обапол - наречие, как?, зря " Говорить обапол..."

Летось - наречие, когда? Летом

20.        Сколища - местоимение. Сколько - со значением  преувеличения; добав-ляется суффикс - (ищ).

"Летось торфу натаскала сколища"

21.        Молонья - (маланиа) - имя существ., ж.р., чего?

Молоньи, молния, молнии.

"Боялась Матрёна молоньи"

22.        Трогацать - глагол, несовер. вида; трогается;

Ща-начинает движение

"Поезд трогацать..."

23.        Не знато - наречие, как?, не знаю, не знать

"... не знато.."(Не знали люди тех лет, почему не продавали в: кассах билеты на поезд от станции Торфопродукт)

24. Неуладкой - наречие, как?, не всё как положено, не всё ладно, не в ладу.

"... прихватил неуладкой..."

25.        Забудни - наречие, когда? в какое время? Будни, будничные

дни

" Забудни стояли они тёмные.. ."(Не зажигалась лампадка у иконы Николая Угодника в будничные дни)

26.        Бегма - наречие, как? каким образом? Бег, на бегу.

"Ведь я её бегма подхватил а... "(на бегу, быстро)

"И попросила она у той второй, забитой Матрёны - чрева её урывочек (или кро-виночку Фаддея) - младшую их девочку Киру... У М.В.Захаровой своих детей не было.

28.        Порция - имя существ., ж.р., ед.ч. Порча

" - ждала, что порция из меня лягушкой выбросится..." (якобы порча была в Матрёне, вот и обращалась она к знахарке)

29.        Навильник - имя существ., на вилье (предлог с сущ.)

" Навильник высохшего сена, - это то количество сена, которое можно захватить на одни вилы."

30.        "Серая вязаночка" - имя существ., ед.ч., ж.р.

От глагола - вязать; какая-то вязаная кофта

(Серую вязаночку просит подруга Матрёны Маша у Игнатича после того, как та погибает) В словаре В.И.Даля вязанка - это варежка.

31. Пображивали - глагол, образован от двух основ: бродить и бражничать

"... а по улице будут пображивать пьяные..."

32.        Дивирь - существ., ед.ч., м.р. Дивирь - брат мужа

"Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на   передок подсадить." «(Мат-рёна - о помощи во время работы)

Одново - наречие, когда? Один раз, однажды. "А одново мы с ним в город езди-ли."

Сударушка - сущ., ед.ч., ж.р. Сударка - любовница "Сударку себе завёл"

Два - дни, три - дни - два, три дня (чёрный недуг держит два - дни, три - дни) Болела Матрёна и не один день.

Досветьи - наречие, когда? До света, до рассвета "Русская печь... протопленная раз на досветьи..." (Вставала Матрёна очень рано, в четыре - пять часов утра, и

топила русскую печь)

37.        Подале - наречие, как? каким образом? Даль, в даль, далеко

" - ... всё поглуше, от железной дороги подале, к озёрам..."

38.        Ложку расшибил - глагол, от глагола расшиб.

" - ... я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил. (Матрёна о своём муже Ефиме)"

39.        Захленуться - глагол, неопредел.ф.гл. Захлебнуться

"Захленуться бы вам, подавиться, трутни!"

40. Иззаботилась - глагол, от сущ. с предлогом из-за забот тяжело жить безза-щитной Матрёне. "Иззаббтилась я, - жаловалась Игнатичу Матрена."

41.        По - бывалошному - наречие, как? Глагол - бывало, быть.

Значит; раньше было

«Бывалоча - вводное слово. "Когда, бывалоча, по себе работали..."

Тижелью  - существ., ж.р., ед.ч. Тяжесть, тяжело, тяжелый

Маненько - наречие, как? Мало, маленько, совсем немного

Спокой - существ., м.р., ед.ч. Покой, спокойно "Маненько и я Спокой увидала, Игнатич..."

В дому нет - существ., м.р., ед.ч., в п. пад., 2 скл. В доме нет

"... что на себе припрёшь, того и в дому нет."

К кому часу - местоим., какой? К какому часу "... к кому часу приходить-то?..."

Ни в жисть - жизнь, существ., ж.р., ед.ч., никогда в жизни "... ни в жисть не найдут..."  

49.        Не приспею - глагол, успеваю

"Боялась Матрёна, что не успеет вовремя еду Игнатичу".

Пословицы, поговорки, образные выражения из рассказа А.И.Солженицына « Матрёнин двор.» ( всё названное автор рассказа услышал в речи жителей деревни Мильцево, в рассказе-Тальново.)

1.        « Не умемши, не варёмши - как утрафишь?- долго

отнекивалась Матрёна Васильевна (героиня рассказа), принимая постояльца.

- Добросердечная Матрёна боится того, что вовремя не накормит постояльца.

« Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!»

« Да чего говорить обапол! - Сердилась Матрёна на кого - то невидимого. - Как лошадей не стало, так чего на себе не притрёшь, того и в дому нет.»

«Поточи зубки, Игнатич», - угощала Матрёна постояльца мочёной брусникой.

«Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест, - разъясняла Матрёна»

«Да что говорить, Игнатич! Ни к столбу, ни к перилу эта работа», - размышляла Матрёна после работы в колхозе.

«Как мне в Черусти ехать, с Нечаевки поезд вылезет, глаза здоровенные свои выпучит, рельсы гудят - аж в жар меня бросает, коленки трясутся. Ей - богу, правда! - сама удивлялась и пожимала плечами Матрёна.



Предварительный просмотр:

Приложение 4. Языковая лаборатория по рассказу А.И Солженицына «Матренин двор». Фрагмент лаборатории.

Описывая жизнь людей, живущих в средней полосе России, где многое исконно русское испорчено, исковеркано, уничтожено, писатель не только говорил о нравственных сторонах характеров героев, но и любовался их речью, ее разнообразием, богатством, выразительностью, точностью «Меня поразила ее речь. Она не говорила, а напевала умильно, и слова ее были те самые, за которыми потянула меня тоска».

 Несмотря ни на что и герои, и автор чувствует ее красоту, умеют хранить говор, полученный в наследство от предков.

    Если помните, в рассказе «Матренин двор» А.И.Солженицын, сойдя на станции Торфопродукт. Подыскивает себе жилье и просит помочь в этом торговку молоком, которую встречает на «крохотном базарце». Берет у нее молоко, тут же пьет из бутылки и слышит самобытный говор женщины: - Пей, пей, с душою желадной.

   Ты, потай, приезжий. Говор был такой теплый, от него так хорошо делалось на душе, что молодой учитель математики сразу просветлел. Так и написано в рассказе. Женщина оказалась из деревни Тальново. Это название и попало в рассказ.

Так же, как и названия сел и деревень России, у Игнатича вызывает интерес и речь женщины на рынке: «она не говорила, а напевала умильно, и слова ее были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии».

Он испытывает истинное удовольствие от этих «потай», «пей с душой желадной», « у нее не так удобно»..., подчеркивая, что и в языке, да и во всем образе жизни деревенских, существует особый лад, который нельзя нарушить, не задев всего уклада жизни.

Звучат по радио романсы Глинки. И заслышав их, Матрена выходит из-за перегородки «растепленная», держась за фартук, с пеленой слез в неярких своих глазах». «А вот это по-нашему». - Прошептала она. Наше (свое) она определяет каким-то внутренним чутьем. До этого о пении Шаляпина она уже высказалась отрицательно: «Чудно поет». И добавляла: «... не по-нашему... Ладу не нашего».

В этом эпизоде запечатлена глубокая связь героини с поколениями ее предков, для которых музыкально-речевая культура, красивая образная речь во все времена была важной и неотъемлемой частью их образа жизни, составляла ее незыблемую нравственную основу.

Рассказчик, зачарованный своей героиней, и свою речь строит по ее стилистике. Этот провинциальный говор он перенимает не случайно. Его описания, наблюдения

 

приобретают особую выразительность и выпуклость именно потому, что его лексика нередко мало чем отличается от той, какой пользуются герои.

Напевность и мелодичность речи Матрены создается сочетанием современных старинных русских слов и форм речевого выражения: летось, по-бывалошному, иззаботилась, закружавилась, кому часу приходить-то, не прихватил ли кто неукладкой чужую воду освяченную и так далее.

  Интересны также пословицы, поговорки, образные выражения, которых в рассказе немало. Пословицы, поговорки, образные выражения из рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» ( все названия автора услышал в речи жителей деревни Мильцево, в рассказе - Тальново).

«Не умемши, не варемши - как утрафишь? - долго отнекивалась Матрена Васильевна, принимая постояльца. - Добросердечная Матрена боится того, что вовремя не накормит постояльца.

«Тепереча я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!».

«Да чего говорить, обапол! - сердилась Матрена на кого-то невидимого.- Как лошадей не стало, так чего на себе не притрешь, того и в дому нет».

«Поточи зубки, Игнатич,» - угощала Матрена постояльца моченой брусникой,

    Вообще говоря, Солженицын считает потерянным лад языка, его музыкальный строй. Этот музыкальный строй нашел прибежище в народе, и Игнатич наслаждается распевной речью старой Матрены, просторечными превосходными степенями, унаследованными от былин синтаксисом, образами.

В начале рассказа особую атмосферу ладной жизни Матрены создают уменьшительно-ласкательные формы существительных: базарец, плотника, мостик, дворик, оконца, шумок, местечко, сахарку, сальца, раздобыть сенца, пятнадцать соток песочка (о наделе земли, который выделил колхоз)... Но постоянно, когда ему лад этот нарушается, таких слов становится меньше, а к концу остается только кухонька, да завитые локончики приемной дочери Киры и старушка у гроба, мурлыкающая псалмы.

   Героиня оказалась в родном селе непонятной. Даже после смерти родственники характеризуют ее нелестно - и того она не умела, и другого. Отрицаний много, они буквально нанизаны друг на друга: «у всех поросенок - в каждой избе - а у нее не было, а она не имела... Не гналась за нарядами... Не скопила имущества к смерти... И вдруг еще одно НЕ, как укор, но относится оно не героине, а ко всем нам: «Все мы жили рядом с ней и НЕ поняли... НЕ поняли, оказывается, самого главного, что есть она тот самый праведник , без которого, по пословице не стоит село». И усиливается это авторским добавлением усилительной частицы НИ «НИ город. НИ вся земля наша».

В словаре В.И.Даля эта пословица зафиксирована иначе: «Не стоит город без святого, селение без праведника». Сохранив основную мысль, Солженицын усилил ее, выставив в логический ряд село-город-землю (синонимами последнего могут быть существительные СТРАНА, РОДИНА, МИР).

Особую роль в тексте рассказа играют усилительно-выделительные частицы - ли; выделительные частицы - то, таки: усилительные частицы - же, ж. « Я ли бы и теперь три машины не натаскала». «Ну что ж - тянула она.- Я больна, конечно». «... Крупная ж картошка у нее!». «... Да взойдите ж в сознание!» «Не прихватил ли кто неуладкой»... «И привел-таки себе из Липовки Матрену»... «То есть был-таки раз».

Названные частицы помогают понять смысл тех слов, с которыми они употребляются: уточнить и усилить значение слов. Читая внимательно эпизоды рассказа,

можно заметить следующее: почти, каждый раз, свой разговор с Игнатичем Матрена Васильевна начинает так:

«М-мм-мм также и Вам!» -Фу-у Твоего торфа!»

Во как! - поняла Матрена

«Аж в жар меня бросает»...

Такие звукоподражательные слова помогают раскрыть характер главной героини Матрены Васильевны - добрая, трудолюбивая, откровенная.

Междометия - ой, эх, ах, - и другие - можно услышать в речи и сегодняшних жителей окрестных деревень и поселка.

Эти междометия в устах Матрены очень мелодичны, напевны.

«Э-эх. Игнатич - разъясняла Матрена»

«Ах. Игнатич. и крупная ж картошка у нее».

-«Ой-ой-ойиньки, головушка бедная! - певуче рассказывала Матрена». (Эти междометия подчеркивают различное душевное состояние главной героини.)



Предварительный просмотр:

Приложение 5. Урок внеклассного чтения.

Тема урока: ""Правдивое изображение событий и героев в рассказе А.И Солженицына "Матренин двор".

Цель урока: Познакомить уч-ся с жизнью деревни в пятидесятые годы, с судьбой Матрены, русской крестьянки, автобиографичностью и достоверностью рассказа и с рассказчиком-повествователем

Ход урока:

I. Слово учителя: Вы знаете, ребята, что недавно, II декабря каша страна, наш поселок и школа отмечали 85-летие замечательного писателя А.И.Солженицына. У дверей школы открыта мемориальная доска, повествующая о том, что в 1956-57 годах в Мезиновской школе работал А.И.Солженицын. К 85-летию в школе создан музей Солженицына. А сегодня мы проведем внеклассное чтение по его рассказу "Матренин двор", который связан с нашей местностью, с д. Мильцево, где в 1956-57 г.г. жил А.С.Солженицын. Из воспоминаний Жаворонковой Г.С, ученицы А.И Солженицына: «В этой деревне родилась и жила я. В доме, где жил Солженицын, жила и моя первая учительница Екатерина Васильевна. Идя в школу, мы подходили к воротам дома и ждали, когда выйдет она».

II. Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Солженицына

Рассказ "Матренин двор" был напечатан в 1963 г. в журнале "Новый мир" в S I. Исходное название "Не стоит село без праведника". Окончательное название дал А.Т.Твардовский.

Жанр рассказа привлекает Солженицына. "В малой форме можно очень  много поместить, писал он, - и это для художника - большое наслаждение - работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя.

Учитель: Рассказ "Матренин двор" как бы продолжает Лесковские повествования о русских праведниках. Недаром исходное название рассказа "Не стоит село без праведника". В нем показано жестокое разорение русской деревни, среди которого все-таки   устояла духом почти нищая крестьянка Матрена. Яркой чертой отечественной словесности является изображение жизни человеческой в страдании. Ведь так складывалась русская история, что выражение "смотреть правде в глаза", мы понимаем как "смотреть в глаза страданию". Обязательно в русской литературе появляется писатель, который; пересилив свою собственную страдальческую судьбу, решался говорить о людском несчастье не от своего, а от народного имени. Одним из таких  был А.И.Солженицын.

И. Рассказ "Матренин двор".

1.Поделимся впечатлениями о прочитанном.

2.Что вас особенно поразило? (Картины нищенской жизни Матрены, история ее жизни и выпавших на ее долю испытаний, трагические события, связанные с разрушением ее двора)

Какие чувства у вас вызвала Матрена?

(Сострадание, недоумение, желание помочь, вступиться за нее).

3.        Из скольких частей состоит рассказ?

Догадывались ли вы, читая рассказ, что закончится он трагически?

4.        Какие еще чувства, кроме сострадания, желания помочь пережили вы?

(Чувство просветления).

Вывод: читая рассказ, мы задумываемся и о самих себе. Быть честным по отношению к себе, судить себя судом совести - это нелегкая, но очень нужная работа".

III. Достоверность рассказа.

1.В одной из статей о рассказе написано: "Рассказ полностью автобио-графичен и достоверен. Жизнь Матрены и смерть ее воспроизведены как были. Только истинное название деревни Мильцево, Курловского р-на, Владимирской области. При напечатании по требованию редакции 1956г. подменялся 1953г., когда умер Сталин, дохрущевским временем".

Рассказ подвергся критике. Семен Бабаевский писал: « Не совсем пра-вильно отражает действительность".

2.И другой - Виктор Полторацкий: "Очень жаль, что именно талантливый человек выбрал   такую точку зрения, которая ограничила его кругозор старым забором Матрениного двора. Выгляни он за забор - и каких-нибудь' 20 км от Тальново увидел бы колхоз «Большевик» и мог бы показать нам настоящих праведников". Далее он называл имя А.В.Горшков.

Прав оказался Солженицын. И все в рассказе достоверно. Почему А.И. хотел выбрать тихий укромный уголок? (Зачитать начало рассказа).

3. Почему писатель не поехал в Высокое Поле, в Ставрово? а выб¬рал наш поселок? (Зачитать стр.164).

Автор подменяет Борунова С.М., женщина, с которой встретился Солже-ницын на базарце, ведет его в деревню. И это сделано не случайно. Ибо она - русская крестьянка, тот нравственный островок доброты, силы и духовности - должна приметить обездоленного, исстрадавшегося чело¬века и передать его другой женщине, которая принесет ему духовный покой и мир.

В рассказе дано точное детальное описание дома Матрены (стр.167), ее избы (стр.168). Зое здесь достоверно (стр.180). Вот здесь, в этом доме, Солже-ницын обретает покой и тот душевный настрой, о котором мечтал.  Со всем свыкся ...(стр.170).... в нем не было лжи. У писателя есть статья "Жить не по лжи", где каждого из нас он призывает жить по совести, по правде. "Пусть ложь всем владеет, пусть ложь все покрыла, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня?". Эта мысль звучит и в "Архипелаге Гулаг": "... линия, разделяющая добро и зло, приходит не между государствами, не между клас-сами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце - и через все человеческие сердца".

4. Что еще узнали о жизни Матрены в колхозе?

Всмотритесь в фотографию Матрены - и здесь все точно. Как характе-ризует автор Матрену? (стр.172). "У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей".

5. Сопоставим ее с другими людьми, (с Фаддеем, сестрами, соседями).

6. Смерть Матрены. Есть здесь что-то закономерное? (Уходит из жизни именно Матрена - праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачи-ваются и не за свои грехи.

Разорвалась тоненькая ниточка, соединяющая Матрену с другими жите-лями деревни. Умерла Матрена, а вместе с нею умер Бог, которому она никог¬да не молилась, но который жил у нее в душе.

IV.        Рассказчик-повествователь.

Какова его роль в рассказе?

V.        Какое название больше подходит рассказу?

Каждое имеет свой глубокий смысл. "Матренин двор" как символ особого устройства жизни особого мира. Матрена, единственная в дерев¬не живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпе-нием, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По народному мудрая, рас-судительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой двор. Так выстраивается цепочка: Матренин двор - Матренин мир - особый мир правед-ника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Достоевский и Лев Толстой, гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по брев-нышку ее дом,6 жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень цельное и важное, не поддающееся дележу.

Зачитать последние строки (стр.204)

«Все мы жили с ней рядом и не поняли, что есть она тот самый правед-ник, без которого по пословице, не стоит село».

Ни город.

Ни вся земля наша. Исходное название: "Не стоит село без праведника". Никто Матрену так до конца и не понял. И лишь смерть раскрыла перед писа-телем величественный и трагический образ Матрены. Он преклоняет  голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащит-ным, придавленным всей государственной системой. Матрена - праведница. Праведник   - человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственно-сти. Хотелось бы добавить ко всему сказанно¬му, что рассказ в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой то очень теплой, светлой, пронзитель-ной ноте, настраивая читателя на добрые чувства и серьезные размышления. Пожалуй, в наше время это особенно важно, (стр.364. Лит.)

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение  на тему: « В чем правдивость Матрены.»,

 «Личная и творческая судьба А.И.Солженицына.»



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

УРОК - ДИСПУТ

ТЕМА: Проблема человека и власти.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: в центре – эпиграф:

I.        «Мы живем под собою, не чуя страны».

О. Мандельштам

«Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мире». А. Сахаров.

«Но кто из нас годится в судьи – Решать, кто прав, кто виноват? О людях речь идет, а люди Богов, не сами ли творят?» А. Твардовский.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: планшеты:

        «Портрет Солженицына - заключенного с номером        на груди».

        Сцена обыска (шмона) в лагере.

        Выставки с планшетами: « Разворот рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» с предисловием А.Твардовского».

         «Отзыв Н.С.Хрущева на повесть».

         «Указ о выдворении Солженицына за пределы СССР».

         Образцы выпусков книг Солженицына за границей.

На каждой парте 1-2 книги с текстами повести "Один день Ивана Дени-совича", газетная статья «Жить не по лжи», стихотворение В.А. Сафронова.

ЦЕЛЬ УРОКА: поднять на уровень диспута проблему человека и власти, побудить учащихся высказывать свое мнение, показать умение защищать свою точку зрения, искать убедительные аргументы для ее защиты, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве на материале повести «Один день Ивана Денисовича».

ЗАДАЧИ  УРОКА: формировать представление об историческом устройстве государства, развивать навык анализа произведения в единстве формы и содержания; умение самостоятельно рассуждать и оценивать поведе-ние героев.                                                                                                                

ХОД УРОКА.

 I. 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Политическое руководство страны в начале 60-х годов стремилось удержать культуру в жёстких рамках. Но всё же это время принесло и высокохудожественные, проникнутые правдой, произве-дения. Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объёму, но сильной по гуманистическому звучанию повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой ясно было пока-зано, что наиболее пострадал от сталинщины тот «простой советский человек», именем которого клялись сталинисты всех мастей. Следует отметить, что Хрущёв поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил её выдвижение на присуждение Ленинской премии. Однако премия, вопреки мнению Хрущёва, автору «Ивана Денисовича» присуждена не была, а сам Хрущёв к этому вопросу не возвращался.

     2.  18 мая 1959 года А.И.Солженицын воскрешает в памяти давний и долго вынашиваемый замысел и начинает писать повесть, которую читатели узнали позднее под названием «Один день Ивана Денисовича». Писалась повесть на одном дыхании. Меньше, чем за три месяца.

     3.  Видеофрагмент из фильма «Жить не по лжи».  А.И.Солженицын рассказывает о создании повести «Один день Ивана Денисовича», о появлении в 1962 году в издательстве журнала «Новый мир».

Отзывы Твардовского, который был редактором журнала "Новый мир", о повести были восторженными.   "Ничего подобного давно не читал, Хороший, чистый, большой талант", - сказал А.Твардовский. А при личном знакомстве он сказал: «Вы написали отличную вещь. Не знаю, в каких школах вы учились, но пришли совершенно сформировавшимся писателем".

Удивительно, но сам Н.С.Хрущев одобрил повесть, посчитал ее нужной.

Разминка перед диспутом.

Учитель задает вопрос: Почему Н.С Хрущев разрешил напечатать повесть?

- Ответы учеников.

- Зачитываются слова А. Сахарова о А. Солженицыне – человеке борце.

Недаром, время правления Хрущева называли "оттепелью".

II. Сравнение, сопоставление, проведение параллелей с другими произведениями.

Слово учителя: Совсем недавно мы познакомились с произведением Е.Замятина «Мы», в котором он показывает модель будущего тоталитарного государства. Попробуем сравнить это произведение и повесть А.И Солженицына.

Рассуждают ученики.

1. "Один день Ивана Денисовича", который имел другое название

"Щ-854"

Солженицын считал рассказом. Твардовский предложил назвать рассказ

повестью.

Как вы считаете, повесть это или рассказ? Обоснуйте свой ответ.

        -        (рассуждения уч-ся).

2.    Автор показал нам жизнь зека изнутри. Кто же такой Иван Денисович?

        -        (ответы уч-ся)

«Хотя образ Ивана Денисовича – образ собирательный, от кого-то нужно было оттолкнуться! Для такого вот первоначального толчка и послужил Сол-женицыну уже немолодой боец его батареи – Иван Шухов. Он до какой-то степени увидел его, этого реального Ивана Шухова, в Экибастузском лагере».

(Из мемуаров Н.А.Решетовской об А.И.Солженицыне)

3.        Что известно о его жизни ?

        -        .(ответы уч-ся).

4.  Он не умеет халтурить, ловчить, любит и умеет трудиться.

        -           (рассуждения уч-ся).

Прослушаем запись аудиокассеты с пластинкой рассказа Шухова о кладке стен.

« - Бригадир от поры до поры крикнет: «Раствору!» И Шухов своё: «Раство-ору!» Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится».

Учитель: А теперь давайте послушаем, за что же "сидит" Шухов.

        -        (ответ уч-ся)

Обсуждение. Попробуем определить основную мысль этой микротемы. Поэтому Варлам Шаламов увидел в Шухове мужика праведника: «Это – лагерь с точки зрения лагерного работяги, который знает  мастерство, умеет «заработать»…

5.   Итак, за что же все они «сидят»? Кто-то виноват в их трагедии? Обоснуйте ответ.

6.   Попробуйте объяснить следующие историко-литературные понятия: тоталитаризм, сталинские репрессии, тоталитарное государство.

          -        (рассуждения уч-ся)

III. Подведение итогов диспута.

Как в произведениях Замятина и Солженицына показана проблема человека и власти.

Слово учителя: «Слава после публикации повести в Новом мире была оглушительной, но не долгой. С середины 60-х годов начинается травля. Из-за этого не получена Нобелевская премия в 1970 году, писатель опасается, что назад не вернется.»

         -        (ответы уч-ся)

В феврале 1945 года в Восточной Пруссии в батарее звуковой разведки А.И.Солженицын был арестован за антисоветскую переписку с Николаем Виткевичем. А перед этим событием он выводит свою батарею из окружения. Дальше 8 лет тюрем, лагерей и ссылок. До 1956 года в ссылке, в Казахстане. С августа 1956 года по начало июня 1957 года живёт в д. Мильцево и работает учителем математики в Мезиновской средней школе.

Позже, выпускник Мезиновской средней школы Сафронов Вячеслав Александрович, член союза писателей РФ, напишет о судьбе А.И.Солженицына в стихотворении «Монолог бывшего политзэка».

Строчками из этого стихотворения заканчиваем наш урок.

                «Слаще мёда, дороже медали…

                Покажи мне страну, покажи,

                Где бы вдруг по закону сажали

                За желание жить не по лжи».  



Предварительный просмотр:

Приложение 7. Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему: « Александр Исаевич Солженицын- русский писатель-фронтовик» с театрализацией.

                                           

Военная «дороженька» капитана  А.И. Солженицына

«Нельзя стать большим писателем в России 1941-1945 годов, не побывав на фронте». (Из письма с фронта А.И. Солженицына к своей первой жене Наталье Алексеевне Решетовской)

Участники композиции: учащиеся 14-17 лет.

Техническое обеспечение: аудиозапись «Звуки боя», фрагмент из фильма «Офицеры», аудиозапись голоса А.И. Солженицына, читающего фрагмент из своей поэмы «Дороженька» глава «Прусские ночи»; презентация «Учитель-фронтовик А.И. Солженицын»; фронтовая солдатская фляжка, фронтовые письма- треугольники, небольшой некрашеный стол, табуреты, карта, форма солдата времен Великой Отечественной войны.

1. Звучит лирическая мелодия.

2. Ведущий (Колесникова Е.П.):

Константин Симонов, Борис Васильев, Александр Твардовский, Владимир Солоухин, Александр Солженицын…Это     небольшой список писателей – фронтовиков, прошедших  военными дорогами 1941-1945 –х годов

Сегодня, 11 декабря 2014 года, день рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии, фронтовика Александра Исаевича Солженицына. Наш поселок, средняя школа  тесно связаны с именем этого человека.

В августе 1956 года учитель математики А.И. Солженицын прибыл на станцию Торфопродукт, работать в Мезиновской средней школе. В  после военное время в школе работали учителя- фронтовики : Парамонов М.Е., Процеров Б.С., Титов В.Е., Щепетков В.Н., Якубицкая Ф.Г., Колесников И.В., (приехал после отъезда А.И. Солженицына осенью 1957 года)

Сергей Иванович Фролов,

Сережа Фролов ученик А.И. Солженицына вспоминал:» О Себе он рассказывал немного, что воевал, потом отбывал срок, был в ссылке» (Из воспоминаний, записанных 1 сентября 2004 года)

Документально известно, что капитан батареи звуковой разведки А.И. Солженицын был поставлен на  воинский учет осенью 1956 года в Курловском военкомате.( Копия документа находится в музее).

А долгими   вечерами  Александр Исаевич работал над своими    художественными произведениями, в том числе  и о войне: драмой «Пленники», поэмой «Дороженька» и другими. (Из воспоминаний первой жены Натальи Алексеевны Решетовской, которая приезжала в поселок и деревню Мильцево к своему мужу осенью и зимой 1956-1957 года)

В 90-ые годы писатель- фронтовик пишет произведения о войне. В каждой из них память о тяжелой войне, о подвигах русского солдата- героя.

В ходе литературной музыкальной композиции о войне будут представлены аудиозаписи, видео фрагмент, воспоминания сослуживцев о капитане Солженицыне фронтовые письма. Группа старшеклассников представят инсценированный  эпизод из рассказа А.И. Солженицына «Желябугские Выселки» ( о событиях 1943 года на курской дуге). Рассказ о фронтовике Солженицыне будет сопровождаться слайдами презентации.

3. Вокальная группа школы исполняет песню «Журавли».

4. Сержант Илья Соломин:

Начало 1943 года. Призванный еще до войны, воюющий с 41-го, раненый под Ленинградом, сержант Илья Соломин после госпиталя снова на фронте, под Курском. Зенитный дальномерщик по первой военной  специальности, он направлен в 796-й отдельный артиллерийский  разведывательный дивизион. Там его определяют во вторую звукобатарею, командует который высокий, худощавый, очень серьезный офицер по фамилии Солженицын.

5. Капитан батареи звуковой разведки Александр Солженицын:

Воскресным утром 22 июня 1941 года Александр Солженицын приехал в Москву сдавать экзамены за второй курс Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ). В тот же день он пишет письмо в Ростов матери и жене: «Гитлер на этом деле должен накрыться».

Солженицын рвется на фронт. После окончания артиллерийского училища назначается командиром батареи звуковой разведки, получает боевое крещение на Орловско- Курском и Белгородском направлениях.

6. Вокальная группа школы исполняет песню «Эх, дороги….»

7. Сержант Илья Соломин:

«Попасть на фронт было мечтой Солженицына, и вот она исполняется: Солженицын-  на передовой. Полевая почта стала приносить письма о фронтовых буднях». (держит в руках фронтовые письма- треугольники, передает командиру Солженицыну).

8.Солженицын читает строчки  из военных писем:

 «Удивительно хорошо -и вести с фронта, и то, что я еду на фронт. Чувствую, как успокаиваются у меня нервы, и как стихи и идеи сами просятся на перо»

«Одно только крепнет: перелома в пользу фрицев в военных действиях не будет! Мы победим!»

9. Вокальная группа школы поет песню. «Эх, путь-дорожка, фронтовая…»

10. Сержант Соломин:

«По сравнению со мной Александр Исаевич Солженицын был очень образованный. Я не мог с ним на одном уровне вести беседы, например, о литературе. А он чрезвычайно серьезно к ней относился. Помню, собрал однажды личный состав батареи и прочитал лекцию о роли Тургенева и Чехова в русской литературе. Блестяще прочитал, доходчиво для солдат. Я лично слушал с большим интересом.»

11. Капитан Солженицын:

«Попалась первая правдивая книжка о войне- А.Твардовский «Василий Теркин» Если прочесть эти стихи внимательно, можно увидеть много таких вещей, о которых никто еще не писал…»(зачитывает строки из этой  поэмы)

«Переправа, переправа,

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой  не ради славы,

Ради жизни на земле.»

Вообще, Твардовский – один из лучших советских поэтов. Как – нибудь черкну ему одобрительное  письмо.»

12. Ведущий.

В минуты  затишья между боями лейтенант, а в дальнейшем, капитан Солженицын пишет рассказ «Лейтенант». Но напечатан он не был.

Позже, в 80-90-ые годы, своими воспоминаниями о войне, писатель- фронтовик А.И. Солженицын делится  в своих произведениях: «Старое ведро», «Желябугские Выселки», «Адлиг Швенкиттен»

13. Театрализованная постановка эпизода из рассказа А. Солженицына «Желябугские Выселки»

Включается запись «Звуки боя»

Ведущий: Солдат из солженицынской батареи во многом повторил судьбу своего командира- фронт, лагеря, государственная несправедливость и даже испытание эмиграцией. Наверное, жизнь Ильи Соломина сложилась бы более благополучно, попади он в войну служить в другую часть, но свою встречу с Солженицыным этот человек не считает роковой.

Сержант Соломин:

«Очень хороший парень командовал линейным взводом, старшей лейтенант Овсянников, который потом заменил Александра Исаевича»

Командир батареи звуковой разведки Александр Солженицын :

« Простодушного Овсянникова да с его владимирским говорком, люблю братски. Курсы при училище проходили вместе,  сдружились, когда в одну батарею попали».

Капитан Солженицын (у карты):

«Приблизительно намечаю посты. Они по фронту должны занимать километров пять. А впереди постов нужно найти место  наблюдателю – посту предупредительно. Он должен стоять так, чтобы каждый звук от противника слышал раньше любого из крайних постов и – по выбору своему, тут искусство, - решал, на какой звук нажать кнопку, запустить станцию, - а на какой не нажимать».

 А точно будет знать только Овсянников.

Старший лейтенант Овсянников:( у карты)

«Перед нами на запад – Моховое, оно крупное; у немцев до него еще на той неделе доходили и поезда, разгружались. Моховое – будут держать, тут, наверное, постоим».

Старший лейтенант Овсянников:

 «За считанные минуты я должен по карте уточнить места звукопостов, назначить, кому первый, второй и следующий. И каждому начальнику звукопоста, знать, как ему вести себя, чтобы не сбиться с направления».

 Капитан Солженицын:

 «Хожу, нервничаю, курю. Бессмысленно разворачиваю планшетку и снова, снова смотрю карту, хоть почти на память знаю».

 С Овсянниковым садимся на поваленный ствол – поточней прикинуть места постов»

 Лейтенант Овсянников:

«Весь боевой порядок определяется выбором  центральной станции. Чем мгновенней выбрать её – тем быстрей и безопасней развернемся. Но и выбрать-   она – сердце батареи; осколок в сердце – и всей батареи как нет».

Звуки боя звучат громче.

Солженицын:

« Я четвертые сутки обожжен и взбаламучен, не улегается. Все, все- радостно. Наше общее большое движение, и рядом с Курской дугой, - великанские шаги».

 Звучат громко звуки пролетающих самолетов. Овсянников, подняв голову, слушает гул пролетающих самолетов:

«Пролетают наши в высоте. Рассчитано точно, чтоб немцев заслепило. Вычислительный взвод- слаженно работает, привыкли.»

 Солженицын:

« Подходят наши, подходят Мы не просто в какой - то безымянной местной операции, мы - в  Большом Наступлении!»

14. Сержант Соломин:

« В январе 45-го наш Второй Белорусский фронт сделал стремительный марш-бросок и у Балтийского моря в Восточной Пруссии отрезал крупную немецкую группировку. Очень крупную. Эсэсовцы там отказались, бронетанковые части.  Они перегруппировались и начали пробиваться. А цельная линия фронта еще не успела сложиться, в результате звукобатарея попала в клещи. Александр Исаевич связался со штабом, просил разрешения отступить. Ответили – стоять насмерть. Тогда он принял решение: пока есть возможность – вывезти батарейную аппаратуру (это поручили мне), а самому остаться с людьми. Дал мне несколько человек мы все оборудование погрузили в грузовик… Прорывались среди глубоких, по пояс, снегов, помню, как лопатили разгребали  проходы, как машину толкали… Добрались до деревни Гроссгерманавт, там был штаб дивизиона и командир – полковник Пшеченко Петр Федорович, очень хороший человек. Я ему доложился: дескать, по приказанию капитана Солженицына вывез технику БЗР – 2 (так мы назывались – «батарея звукавой разведки – 2»). Пшеченко приказал строиться в колонну…Добрались мы до штаба корпуса. И там у машины меня вдруг обнял  человек высокого роста – я и не понял сразу, что это Александр Исаевич: «Ильюша, я тебе по гроб жизни благодарен!» Мы расстались, когда они занимали круговую оборону. Но потом пришел приказ из окружения. Как выпутались – не знаю, сам с ними не был. Но Солженицын ни одного человека не потерял, всех вывел. Так что, чего там про него писали – глупости. Батарею Солженицын не бросал, в тяжелой обстановке действовал абсолютно правильно, спас и технику, и людей».

15.Капитан Солженицын читает строчки из фронтовых писем к первой жене Наталье Решетовской (под звуки боя)

«Идет бой. Рядом «катюша» хлещет. Мы их засекли, долбаем по ним. Пехота пошла в перед. Гудят наши штурмовики. Спихиваем немцев с очередного рубежа»

 «Сегодня мы начали, рванули, потопали».

«Второй день топаем по Восточной Пруссии. Адски много впечатлений! Что за жизнь в наступлениях и душа и тело доверху наполнены ею, расплескивают ее!»

16. Звучит  аудиозапись из поэмы А. Солженицына «Дороженька» (5 мин)

Читает автор:

«Распустилась земля чужая,

Растворяй свои ворота.

Это наша удалая

Едет русская пехота….»

17. Восточная Пруссия, 1945 год

Из последнего фронтового письма

«Живу, плаваю, погрузившись в минутное бытие войны. И когда вдруг в тихою минуту перехватит дух от мысли: «Война когда-то кончится» - тряхнешь головой и закуришь- слишком сладко и горько тяжело колится сердце. Конечно, послевоенное будет для большинства совсем не таким, как представляется сей час. – но заревое мгновение – весть о конце войны- будет самым ярчайшим – блаженным днем в жизни каждого».

18.Сержант Соломин:

 « И этот день, День Победы, настал, но капитан А. Солженицын не смог отпраздновать Победу с сослуживцами: он был арестован за переписку со своим школьным другом Николаем Виткевичем.

 9 мая 1945 года капитан А. Солженицын встретил в камере на Лубянке».

На экране фрагмент из фильма «Офицеры» Звучит песня «От героев былых времен».

 В это время участники композиции, старшеклассники, находятся в почетном карауле.

19. Сержант Соломин

«За боевые заслуги командир звукобатареи А.Солженицын был награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени, орденом Красной звезды. За вывод из окружения всего личного состава батареи был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Так как был арестован, фамилия Солженицына была вычеркнута из наградного списка.

20. Ведущий.

«Вот так закончилась фронтовая «дороженька» капитана батареи звуковой разведки Александра Исаевича Солженицына.

В 1948 году уже политзаключенный Солженицын напишет четверостишие, столь актуальное в наши дни:

«Когда я горестно листаю

Российской летопись земли,

Я- тех царей благословляю,

При ком войны мы не вели».