Тихонова Надежда Геннадьевна

Сайт учителя - логопеда

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди. Коменский Я.

Профессия: учитель - логопед

Профессиональные интересы: коррекционная педагогика, логопедия, психолингвистика

Увлечения: чтение, театр

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Сергиев Посад

Место работы: ГКОУ "Хотьковская школа - интернат "

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ncherno
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.
Толстой Лев Николаевич

Всю свою  сознательную жизнь, начиная с 20 лет я посвятила коррекционной педагогике, воспитывая и обучая детей   с ограниченными возможностями здоровья.  Понимала, что выбрала нелегкий путь, но иначе не могла! Моим главным убеждением является то, что чужих и плохих  детей не бывает!  Каждый ребенок для меня - это близкий мне человек!  Мы - одна семья, со своими  радостями и бедами, достижениями и  неудачами. Пятнадцать   лет назад я начала осваивать новую профессию.  Я   учитель - логопед!  Я горжусь тем, что  не просто учу детей правильно и красиво говорить, но помогаю им приобрести уверенность в себе, в своих силах, почувствовать себя обыкновенными ребятишками, такими же как все ! Осуществляя  свою педагогическую деятельность я всегда помню, что если ребенка часто подбадривать - он учится уверенности в себе, если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,    если ребенку удается достичь желаемого - он учится надежде, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь! 

О себе

 Год и место рождения: 10.09 1968 г, г. Фергана

 Сведения об образовании: К  П Г У, ф-т педагогики и психологии

Оренбургский художественно - исторический колледж, ф-т коррекционной педагогики. 

Московская Академия последипломного образования, ф-т коррекционной педагогики и логопедии

Академия социального управления, г. Москва, факультет "Содержание и методика начального общего образования"

 Занимаемая должность на момент аттестации: учитель- логопед

  Общий трудовой стаж: 26 лет

 Стаж педагогической работы: 24 года

 В данной должности: 14 лет

 Категория: высшая квалификационная категория

 Методическая проблема ( тема самообразования) -

"Изучение методов по формированию и совершенствованию навыков речевой коммуникации у обучающихся с ТНР"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Дейл Карнеги.

Пауло Коэльо. Трилогия.  И в день седьмой...

Джон Стейнбек.

А.Н. Толстой. Анна Каренина.

Т.Драйзер. Американская трагедия.

Никколо Макиавелли.
Государь

Мой взгляд на мир

Для меня важно,  чтобы общение создавало атмосферу психологического комфорта, помогало установить особые доверительные отношения, способствующие взаимопониманию, сотрудничеству педагога и ученика.

 

«Многому я научилась у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников»
                                                           Талмуд 

Я -  учитель. Произношу эти слова с чувством гордости, ибо нет на свете прекраснее и ответственнее профессии, чем учитель.

 Но я  не просто учитель. Я – учитель-логопед. Учитель-логопед – это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма,  но и тот, кто поселит в душе ребёнка  надежду и уверенность в собственных силах. 

 Я помогаю ученикам познать всю прелесть и богатство русского языка, знакомлю ребят со всем многообразием  выразительных  средств речи, помогаю им  научиться управлять органами речи и ещё красиво, правильно, чётко говорить и писать без ошибок. Всё это помогает в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Я не считаю количество детей, которым помогла, но поверьте, приятно слышать от детей: « Юлия Александровна! Возьмите меня на занятие! » Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих учеников. Я  готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд.

Каждый день, из года в год, я учитель, вхожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня.

По-моему мнению,  в руках логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы.

В процессе этой деятельности, видя результат своей работы, эмоции детей, я поняла, что моя профессия самая лучшая для меня и любимая!
И вот так каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами у меня на занятиях  сидит будущее России. От того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. 

 

Моё портфолио

"Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому,

от кого исходит свет, тепло и добрый интерес.

Быть таким человеком – профессиональная обязанность педагога". 

В.А. Караковский.


 

 Анализ своей деятельности   начну с краткой характеристики класса. Всего в классе 8 человек: 4 девочки и 4 мальчика. .  Состав учащихся  очень неоднороден.  У всех детей прослеживаются тяжелые нарушения речи: дизартрия, дисграфия; 1 учащийся с заиканием.  Практически у всех задержка психоречевого развития. Дети пришли с различным уровнем подготовленности и различной структурой отклонений в развитии.  Трое учащихся до 7 лет не посещали дошкольных учреждений.

Поэтому, вся работа, которую я проводила с детьми,  была подчинена решению следующих взаимосвязанных задач:

1. Формирование полноценных учебных умений.

2.  Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, познавательной активности, навыков и приемов самоконтроля ит.д.)

3. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова. Коррекция дефектов произношения.

4.  Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

5. Формирование связной речи.

6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В основе моей работы с детьми, осуществляемой с учетом их возможностей, лежат как общедидактические принципы, так и специальные принципы обучения и воспитания. При этом такие принципы, как наглядность, доступность, индивидуальный подход, имеют особое значение. Помимо общедидактических принципов используются и специальные, применяемые в коррекционной  школе: принцип практической направленности обучения и принцип коррекции. Попытаюсь показать, в чем выражается своеобразие использования этих принципов на практике.

Первоначальным этапом работы является диагностика, которая выявляет наиболее слабые стороны познавательной деятельности, так называемые «белые пятна». Так, в течение первого года обучения,  были заведены индивидуальные карты наблюдения на каждого ребенка.  Социограмма поделена на 2 сектора: «Речь и познавательные способности» и « Социальная приспособленность». Результаты данного наблюдения и стали объективным основанием выбора оптимальных для детей условий обучения, форм и видов требуемой коррекционной помощи во 2 классе. В прошлом учебном году одним из аспектов самообразовательной работы явилось изучение форм и методов педагогической диагностики как основы  индивидуализации обучения и коррекционно – развивающей помощи. Итогом данной работы стало создание папки диагностических заданий и методик. Новинкой в диагностике в этом году явилось создание речевого профиля на каждого учащегося. Обследовав устную речь учащихся по определенным сериям, был составлен речевой профиль. Анализ данного формирования выявил, на какую из сторон речи следует обратить особое внимание в этом учебном году

Одним из важнейших принципов обучения детей, проживающих и обучающихся в условиях школы – интерната  является принцип расширения социальных связей. Эту задачу я решаю  на  уроках  по окружающему миру, на которых благодаря специально созданным ситуациям, дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения. Для этого использую сюжетно-ролевые игры, такие как «В автобусе», «На почте», «В магазине», «Приглашаем в гости» т.п.

Реализация принципа расширения социальных связей предполагает также развитие у детей речевого общения. Даже владея нужным словом или несложной фразой, они часто не пользуются ими. Чтобы вызвать речь, необходимо поставить ребенка в такие условия, чтобы он спросил или попросил что-либо, задал определенные вопросы или ответил на них, пересказал текст, описал сюжетную картинку и т.д.  Этому как раз и содействуют специально создаваемые на наших уроках ситуации. Для облегчения пересказа текстов используются опорные схемы, картинки, планы. В дальнейшем полученные навыки закрепляются на практике, во время экскурсий.

Проведение экскурсий я считаю очень важной формой организации обучения детей, т.к. в ходе экскурсий дети учатся пользоваться транспортом, знакомятся с работой магазинов, предприятий общественного питания и службы быта, знакомятся с достопримечательностями своего района, города. Так, в ноябре месяце мы проводили экскурсию в музей – усадьбу Абрамцево, в ходе которой дети ознакомились с экспозициями музея, материалами  жизни семьи Аксаковых, Гоголя, Тургенева, произведениями художников, связанных с абрамцевским кружком.

В рамках празднования 65 – летия Великой Победы проводилась экскурсия на аллею Славы в г. Хотьково.  Во время экскурсии в магазин мы учились оплачивать мелкую покупку, пользоваться диалогической речью, используя такие слова речевого этикета как «спасибо», «пожалуйста», «извините» и т.п. Часто посещали развлекательные и культурные учреждения ( Парк Чудес в г. Сергиев Посад, театр, Музей игрушки). Такая организация работы способствует социальной адаптации и интеграции учащихся в обществе.

 Закрепление общеинтеллектуальных умений и навыков   и усвоение программного материала  осуществляется и во внеурочной деятельности, в рамках проведения предметных недель и внеклассных мероприятий. В путешествие по Математическому океану,  в страну Царицы Математики, которое организовал наш класс в прошлом  году, отправились все учащиеся младших классов. Дети активно участвовали в мероприятии: отгадывали ребусы, решали примеры, расшифровывали трудные пиратские задания, потешались над несмышлеными клоунами и помогали им исправлять ошибки.  

В программу обучения детей введены систематические занятия по трудовому обучению, направленные на коррекцию сенсорного, моторного и умственного развития, на выполнение ими игровых  конструктивных заданий. В процессе занятий  у  детей проявляются такие личностные качества, как доброжелательность и готовность к взаимопомощи. Учащиеся небезразлично относятся к качеству своей работы. Плохо справившись с работой, они огорчались. Когда же изделие получается хорошим, они стараются показать его всем, чтобы вызвать похвалу и одобрение. Я считаю, что эти занятия формируют определенное эмоциональное отношение к трудовой деятельности и исправляют недостатки, как в умственной, так и в эмоционально-волевой сфере. Наши учащиеся являются постоянными участниками и призерами конкурса поделок «Дары осени», «Умелые руки». В классе организованна выставка наших работ «Юный умелец».

Одним из важнейших уроков в  речевой школе является коррекционное занятие по формированию правильного произношения. Ко второму году обучения дети в значительно степени усвоили звукопроизношение и начинают дифференцировать  свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные. Однако у большинства из них остались трудности в дифференциации твердых и мягких согласных и в обозначении мягкости согласных, в дифференцированном произношении слогов со стечением согласных. Развитием у школьников артикуляторно - акустических дифференцировок, формированием слогопроизносительных  навыков мы занимаемся на уроках произношения. Для повышения эффективности работы на уроках и индивидуальных занятиях по логопедии применяются различные методы и приемы: слоговые таблицы, игры на развитие внимания, памяти, тонкокоординированных движений рук,  работа с текстами различной сложности, наглядные пособия, дидактические игры. В течение первого года обучения хорошим подспорьем в работе явилось применение буквенного конструктора «Развитие», разработанного для коррекционной логопедической работы. С помощью этого конструктора мы учились строить изображения предметов, букв и цифр, различать фигуры, получать представление о симметрии,  осваивали термины простых геометрических фигур. 

Использование игровых и занимательных заданий, эмоциональная стимуляция в ходе работы, интеграция коррекционной логопедической работы со школьной программой по русскому языку и чтению влияет на качество усвоения материала и на результаты обученности учащихся. Дети со сложным речевым дефектом,  с грубыми нарушениями фонематических процессов, с отсутствием предпосылок к овладению грамотой  к концу первого года обучения освоили алфавит,  навык слогового чтения, научились производить звуко-буквенный анализ и синтез. К сожалению, процесс автоматизации и дифференциации  уже поставленных звуков требует более продолжительной работы вследствие наличия поражения нервной системы. В своей работе по коррекции речевых недостатков у детей я опираюсь на дидактические разработки и методические рекомендации  известных логопедов  Чиркиной,  Р.И. Лалавой, А.В. Ястребовой, О.Н. Грибовой и др.

В области коррекционной педагогики я работаю  на протяжении 8 лет. Ранее я работала в специальной коррекционной школе 8 вида, учителем в классе для детей с тяжелой умственной отсталостью.  Отсутствие специальных программ обучения  для таких детей по математике, чтению, письму обусловило необходимость создания адаптированных программ обучения. При создании программ учитывались возможности детей и практическая направленность, как один из основополагающих принципов коррекционного образования.

Последний год  я работала заместителем директора по УВР.  В этот период мною была разработана программа перспективного развития школы на 5 лет, систематизирована работа по социальной адаптации и профессиональному самоопределению учащихся вспомогательной школы,  совместно с медицинскими работниками школы и учителем физкультуры составлена "Программа оздоровления учащихся коррекционной школы". В результате работы по этой программе заметно улучшилось здоровье учащихся:

Таблица заболеваемости

 

Заболевания

2008-2009 год

2009-2010 год

% снижения

Лор заболевания

8

8

-

Нарушения остроты зрения

16

14

-2,7

Простудные заболевания

34

26

-10,7

Нарушения осанки

6

6

-

Невр. заболевания (энурез)

9

7

-2,7,

Заболевание почек

3

2

-1,3

Заболевании  желуд.-кишеч.

4

3

-1,3

 

Работу по укреплению здоровья детей  я продолжаю и в настоящее время. В рамках работы над общешкольной темой в нашем классе разработан перспективный план мероприятий по оздоровлению учащихся  на период с 2007 по 2012  год.

Коррекционно-развивающее образование сегодня – в определенном смысле полигон, где отрабатывается педагогика, известные ценности которой – знания, развитие, духовность –дополнены еще одной приоритетной ценностью – здоровьем ребенка. Мы, совместно с воспитателями проводим огромную работу в данном направлении.

               Для полноценного прохождения процесса обучения  и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением  и семьи в целом.

Поэтому, работе с родителями мы уделяем много внимания,  используя разнообразные формы совместной деятельности: общешкольные родительские собрания, работа с родительским комитетом, оформление стендов в помощь родителям, показ художественной самостоятельности, консультации, индивидуальные беседы, лектории. К сожалению, специфика нашего учреждения, где дети проживают в течение 1-2 х недель, не позволяет чаще общаться с родителями, однако определенная взаимосвязь и система работы у нас есть.

              При организации работы с семьями наших воспитанников мы учитываем:

  • психологические особенности учащихся;
  • положение  ребенка в семье;
  • особенности методов воспитания у обучения  детей;
  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи;
  • удаленность места жительства семей от школы.

                  В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.

                  Большинство родителей  детей имеют низкий уровень образования и культуры. Вследствие педагогической неграмотности, незнания условий обучения и воспитания в речевой  школе, существует предубеждение против школы этого типа. Однако совместная работа  воспитателя, социального педагога и администрации школы по преодолению данной негативной позиции дает свои результаты.

Мною составлен план работы с родителями, в который включены:

  • проведение индивидуальных бесед с родителями;
  • проведение анкетирования родителей;
  • организация круглых столов для обсуждения актуальных проблем воспитания и обучения;
  • родительские собрания.

Работа дает свои результаты: родители активно помогают в организации внеклассных мероприятий, оказывают помощь в ремонте спален и классов, помогают в приобретении методических пособий и т.д.

 Итак, подводя итоги видно, что за полтора  года  достигнуто  многого: дети стали взрослее, серьезнее, дисциплинированнее, социально активнее.  Заметно возросли и учебные показатели (в среднем на 3,7%). Однако предстоит еще очень много работы: выполнение  намеченных планов, реализация творческих проектов, решения проблем воспитания и социализации учащихся. Но я уверенна, что все получится, потому что по – прежнему считаю принцип «Чужих детей не бывает!» основополагающим в своей работе.   

Мои публикации:
Коррекционная педагогика
Логопедия
Материалы для родителей
Общепедагогические технологии
Окружающий мир
Разное
Русский язык
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио