Подбор типов задач для детей с разной сенсорно-перцептивной модальностью.
консультация на тему

Тихонова  Надежда Геннадьевна

Подбор типов задач для детей с разной сенсорно-перцептивной модальностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_formirovaniyu_informatsionnyh_uud_2.docx664.65 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы формирования ИКТ- компетентности у младших школьников

Подбор типов задач для детей с разной сенсорно-перцептивной модальностью.

Типы восприятия информации

Типы задач

Зрительно ориентированный ребенок (визуал)

Слухово ориентированный ребенок (аудиал)

Кинестетически ориентированный ребенок (кинестетик)

Вербальные

(работа со словом)

  1. Прочитай слова. Найди и выпиши другие слова, которые спрятались в этом слове:

Крот, голова, газета, раковина.

  1. Не считая буквы в словах, определи, какие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.

Прослушай слова. Выдели на слух другие слова, которые спрятались в данных словах:

Крот, голова, газета, раковина.

  1. Внимательно прослушай и прочитай слова, найди и выдели цветным карандашом слова, спрятавшиеся  в данных словах:

Крот, голова, газета, раковина.

  1. Построй буквы из данных элементов.

Текстовые

(работа с текстом)

Прочитай текст[1]. Подчеркни предложение, которое помогло тебе догадаться, что это за птица.

Прослушай текст. Угадай, что это за птица. Составь рассказ – описание по плану

 Прочитай текст. Подумай, что это за птица и нарисуй ответ.

Словарные

(работа со словарем)

Дети сделали макет города. Им осталось надписать названия магазинов. Какие магазины ты знаешь? Найди названия магазинов в толковом словаре. По предметам,

изображенным на картинке[2], определи, какие магазины есть в этом  городе?

Найди в словаре определение что такое «Универсам» и «Гастроном». На слух заполни таблицу:

Что, где продается? (учитель диктует названия товаров)

Универсам

Гастроном

Впищи названия магазинов и проверь по словарю. Нарисуй, что продается в  данных магазинах

Универсам

Гастроном

Табличные

(работа с таблицей)

Запиши данные в таблицу. Подведи итог:

Ассортимент

Цена

Количество

Стоимость

Итого

Прослушай задачу. Заполни таблицу. Подведи итог. Реши задачу.

Ассортимент

Цена

Количество

Стоимость

Итого

Прочитай задачу. Нарисуй условие задачи. Заполни таблицу. Реши задачу.

Ассортимент

Цена

Количество

Стоимость

Итого

Графические (работа со схемой)

  Найди в тексте предложение, соответствующие схеме, подчеркни его:

Наступила весна. Проснулся лес. Засуетились муравьи и жучки. Птицы хлопочут, строят себе гнезда на деревьях. Ярко светит теплое солнышко. Хорошо в лесу!

                              ,                         .                

 - Прослушай слово. Изобрази при помощи условных знаков каждый звук.

Сорока, рыба  и т.д.

Гласный –

Согласный твердый -

Согласный мягкий -

- Подели слова на слоги (проговаривая слово про себя). Назови, сколько слогов в каждом слове.

Рассмотри рисунки. Назови что изображено. Закрась схему к слову.

                                          ДЫМ

дым        

       

 Заполни пропуски:

Гласных звуков ______.

Согласных звуков ______.

Почему важно знать, каким образом человек воспринимает информацию?

1) Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др. и каждому нужно выбирать свой способ усвоения информации и организации пространства.

2) На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

3) Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал (аудиальный, визуальный или кинестетический) развит у учащегося лучше. При этом обязательно следует помнить, что в «чистом» виде любой тип встречается редко.

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Особенности восприятия учащимися информации

В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате.
Красивый, аккуратный почерк.
Мало отвлекается на шум. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации
Организован, наблюдателен, как правило — спокоен.
Имеет живую, образную фантазию.
 

При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
Сильно отвлекается на шум.
Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо.
В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
Чувствителен к интонации.
 

При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция Часто вертит в руках какой-либо предмет.
На столе, парте, в комнате возможен беспорядок. Возможен неряшливый почерк.
Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
Хорошо помнит общее впечатление о событии.

Словарь общения

В  своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).

Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

В  основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Особенности внимания

Шум практически не мешает.

Легко отвлекается на звуки.

Трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;

Особенности запоминания

Помнит то, что видел, запоминает картинами.

Помнит то, что обсуждал; запоминает слушая.

Помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Работа на уроке (переписывание с доски домашнего задания)

Пишет с доски то, что задано. Предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников или просит сделать это родителей и сказать ему.

Чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Поведение на переменах

Чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах

Использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Предъявление требований в учебной деятельности

От визуала можно требовать быстрого решения задач;

От аудиала — немедленного повторения услышанного им материала;

От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Работа на уроке

Визуалу рекомендуется разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

Аудиалу рекомендуется не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием;

Кинестетика рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Как общаться с ребенком на «его языке»

С  визуалом использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

С кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Как делать замечания на уроке

Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

Аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»;

Положить руку на плечо, похлопать по нему.


[1] Я самая крупная птица в мире – мой рост свыше двух метров и вес около 80 килограммов. У меня длинная тонкая шея, небольшая голова с крупными глазами и длинные сильные ноги , на которых всего два пальца. Летать я не умею, но зато могу быстро бегать. Обитаю я в Африке.

[2] На картинке изображены различные предметы, продукты питания, овощи, фрукты и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка \'Типы задач. Оформление задач в тетрадях\' 1 класс

Эта памятка поможет учащимся и их родителям в оформлении простых задач в тетрадях....

Формирование сенсорно-перцептивных процессов на уроках математики

В работе представлен дидактический материал по развитию сенсорно-перцептивных процессов, который можно использовать на уроках математики в начальной школе,...

Рекомендации педагогам и родителям по подготовке к школьному обучению детей с разными типами темперамента

Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальной для учеников условий обучения....

Методика диагностики сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной умственной отсталостью

Данная методика разработана для для изучения особенностей состояния простейших сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной а...

Психологические особенности детей с разным типом темперамента

Информация для стенда. Особенности поведения, общения и развития детей с разными типами темперамента. Информация может быть полезна как родителям, так и педагогам, работающим с детьми....

Подбор матем задач для 1-4 классов

Подбор матем задач для 1-4 классов...

Диагностика сенсорно-перцептивной сферы для учащихся с ТМНР и глубокой умственной отсталостью.

На современном этапе развития системы специального образования большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Разработка диагностики разви...