Подбор типов задач для детей с разной сенсорно-перцептивной модальностью.
консультация на тему
Подбор типов задач для детей с разной сенсорно-перцептивной модальностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 664.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы формирования ИКТ- компетентности у младших школьников
Подбор типов задач для детей с разной сенсорно-перцептивной модальностью.
Типы восприятия информации Типы задач | Зрительно ориентированный ребенок (визуал) | Слухово ориентированный ребенок (аудиал) | Кинестетически ориентированный ребенок (кинестетик) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вербальные (работа со словом) |
Крот, голова, газета, раковина.
| Прослушай слова. Выдели на слух другие слова, которые спрятались в данных словах: Крот, голова, газета, раковина. |
Крот, голова, газета, раковина.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текстовые (работа с текстом) | Прочитай текст[1]. Подчеркни предложение, которое помогло тебе догадаться, что это за птица. | Прослушай текст. Угадай, что это за птица. Составь рассказ – описание по плану | Прочитай текст. Подумай, что это за птица и нарисуй ответ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарные (работа со словарем) | Дети сделали макет города. Им осталось надписать названия магазинов. Какие магазины ты знаешь? Найди названия магазинов в толковом словаре. По предметам, изображенным на картинке[2], определи, какие магазины есть в этом городе? | Найди в словаре определение что такое «Универсам» и «Гастроном». На слух заполни таблицу: Что, где продается? (учитель диктует названия товаров)
| Впищи названия магазинов и проверь по словарю. Нарисуй, что продается в данных магазинах
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Табличные (работа с таблицей) | Запиши данные в таблицу. Подведи итог:
| Прослушай задачу. Заполни таблицу. Подведи итог. Реши задачу.
| Прочитай задачу. Нарисуй условие задачи. Заполни таблицу. Реши задачу.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Графические (работа со схемой) | Найди в тексте предложение, соответствующие схеме, подчеркни его: Наступила весна. Проснулся лес. Засуетились муравьи и жучки. Птицы хлопочут, строят себе гнезда на деревьях. Ярко светит теплое солнышко. Хорошо в лесу! , ▼ . | - Прослушай слово. Изобрази при помощи условных знаков каждый звук. Сорока, рыба и т.д. Гласный – Согласный твердый - Согласный мягкий - - Подели слова на слоги (проговаривая слово про себя). Назови, сколько слогов в каждом слове. | Рассмотри рисунки. Назови что изображено. Закрась схему к слову. ДЫМ
Заполни пропуски: Гласных звуков ______. Согласных звуков ______. |
Почему важно знать, каким образом человек воспринимает информацию?
1) Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др. и каждому нужно выбирать свой способ усвоения информации и организации пространства.
2) На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
3) Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал (аудиальный, визуальный или кинестетический) развит у учащегося лучше. При этом обязательно следует помнить, что в «чистом» виде любой тип встречается редко.
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Особенности восприятия учащимися информации | ||
В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате. | При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова. | При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться. |
Словарь общения | ||
В своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). | Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). | В основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). |
Особенности внимания | ||
Шум практически не мешает. | Легко отвлекается на звуки. | Трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; |
Особенности запоминания | ||
Помнит то, что видел, запоминает картинами. | Помнит то, что обсуждал; запоминает слушая. | Помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. |
Работа на уроке (переписывание с доски домашнего задания) | ||
Пишет с доски то, что задано. Предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. | Если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников или просит сделать это родителей и сказать ему. | Чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. |
Поведение на переменах | ||
Чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах | Использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке». | Перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. |
Предъявление требований в учебной деятельности | ||
От визуала можно требовать быстрого решения задач; | От аудиала — немедленного повторения услышанного им материала; | От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! |
Работа на уроке | ||
Визуалу рекомендуется разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; | Аудиалу рекомендуется не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием; | Кинестетика рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. |
Как общаться с ребенком на «его языке» | ||
С визуалом использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; | С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; | С кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. |
Как делать замечания на уроке | ||
Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; | Аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»; | Положить руку на плечо, похлопать по нему. |
[1] Я самая крупная птица в мире – мой рост свыше двух метров и вес около 80 килограммов. У меня длинная тонкая шея, небольшая голова с крупными глазами и длинные сильные ноги , на которых всего два пальца. Летать я не умею, но зато могу быстро бегать. Обитаю я в Африке.
[2] На картинке изображены различные предметы, продукты питания, овощи, фрукты и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/12/picture-770306-1534107201.jpg)
Памятка \'Типы задач. Оформление задач в тетрадях\' 1 класс
Эта памятка поможет учащимся и их родителям в оформлении простых задач в тетрадях....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-849111-1478966744.jpg)
Формирование сенсорно-перцептивных процессов на уроках математики
В работе представлен дидактический материал по развитию сенсорно-перцептивных процессов, который можно использовать на уроках математики в начальной школе,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-766905-1457715284.jpg)
Рекомендации педагогам и родителям по подготовке к школьному обучению детей с разными типами темперамента
Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальной для учеников условий обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/23/picture-752582-1614104431.jpg)
Методика диагностики сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной умственной отсталостью
Данная методика разработана для для изучения особенностей состояния простейших сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной а...
Психологические особенности детей с разным типом темперамента
Информация для стенда. Особенности поведения, общения и развития детей с разными типами темперамента. Информация может быть полезна как родителям, так и педагогам, работающим с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/02/picture-163191-1527943965.jpg)
Диагностика сенсорно-перцептивной сферы для учащихся с ТМНР и глубокой умственной отсталостью.
На современном этапе развития системы специального образования большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Разработка диагностики разви...