Диагностика сенсорно-перцептивной сферы для учащихся с ТМНР и глубокой умственной отсталостью.
статья (2 класс)

Лебедева Наталья Владимировна

На современном этапе развития системы специального образования большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Разработка диагностики развития учащихся с ТМНР является актуальной задачей обеспечения процесса обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева Наталья Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа  №565 Кировского района Санкт-Петербурга

  Диагностика сенсорно-перцептивной сферы для учащихся  с ТМНР и  глубокой умственной отсталостью.

На современном этапе развития системы специального образования большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Разработка диагностики развития учащихся с ТМНР является актуальной задачей обеспечения процесса обучения.

Процесс обучения детей с ТМНР основан на развитии и коррекции их сенсорно-перцептивной сферы. Исходя из этого были разработаны диагностические задания для учащихся с глубокой умственной отсталостью, которые разделены на блоки по предметным областям «зрительно-слуховая стимуляция», «двигательно-моторная стимуляция», «тактильная стимуляция», «стимуляция обонятельной чувствительности», «коммуникативная стимуляция». Это позволяет определить состояния развития зрительного, слухового восприятия, тактильного восприятия, обонятельной чувствительности, сенсомоторных реакций, коммуникативной сферы.

Диагностические задания направлены на выявление особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы учащихся, определение их потенциальных возможностей развития, а также слабо развитых функций, нуждающихся в дополнительной работе.

Задания, которые ребенок не выполнил с первого раза, рекомендуется провести повторно: вначале с небольшой помощью, при повторном невыполнении задания – со значительной помощью взрослого (соответственно выставляются баллы). Если реакция на стимул отсутствует, то стимул предъявляется повторно.

С помощью диагностики можно проанализировать динамику развития ребенка, а при повторном обследовании оценить эффективность использованных приемов и методов работы, и при необходимости откорректировать индивидуальные программы обучения.  

Как показывает наш практический опыт, оптимально проводить обследование учащихся два раза в учебном году – в сентябре (первые две недели) и в мае (последние две недели).

Для оценки проявленных реакций на стимулы или степени выполнения заданий  предлагается  следующие обозначения и критерии:

Баллы

Условные обозначения

Критерии оценивания

0

нет

Не реагирует на предъявляемый стимул или не выполняет задание.

1

помощь

Реакция на стимул неустойчива (проявляется редко), пассивно участвует в выполнении задания.

2

частично

Реакция на стимул проявляется в большинстве случаев, задание выполняет с частичной помощью взрослого.

3

да

Реакция на стимул устойчивая, выполняет задание правильно, самостоятельно и без ошибок.

При определении развития уровня сенсорно-перцептивной сферы используется  качественная и количественная оценка. Это обусловлено необходимостью определения зоны актуального и ближайшего развития: те действия или реакции, которые ребенок выполняет с помощью или частично, в будущем возможно сможет выполнить самостоятельно, т.е. в дальнейшем это станет зоной актуального развития.

Результаты работы по программе обучения учащихся можно наглядно представить в виде диаграмм, подсчитав сумму баллов по предметам отдельно и общую сумму баллов.

Таким образом, мы предполагаем, что данная диагностика позволит педагогам корреционных учреждений более эффективно построить коррекционно-развивающую работу с учащимися с глубокой умственной отсталостью и ТМНР.

Диагностика сенсорно-перцептивной сферы для учащихся  с ТМНР и  глубокой умственной отсталостью.

Ф.И.О. учащегося:

Возраст, класс:

Индивидуальные психофизические особенности:

Содержание задания

Критерий выполнения

Освоение действия, выполнение задания

Баллы

Начало уч. года

20__ – 20__

сентябрь

Конец уч. года

20__ – 2014  

май

Начало уч. года

20__ – 20__

сентябрь

Конец уч. года

20__– 20__

май

Зрительно-слуховая стимуляция

1

Зрительные ориентировочные реакции 

1.1

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (светящийся объект, яркая игрушка, лицо взрослого (стимулы предъявляются  по очереди).

Фиксирует взгляд на предмете, рассматривает его. Проявляет длительное зрительное сосредоточение.

1.2

Удерживает в поле зрения движущийся предмет.

Материал – яркая блестящая игрушка.

Методика – игрушку держат на расстоянии примерно 75 см от ребенка и медленно перемещают (по горизонтали, по вертикали; близко расположенный, удаленный).

Сосредоточивает взгляд на игрушке, следит за ней, не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову за объектом.

1.3

Слежение за предметом в боковом поле зрения. Держать ребенка спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка.

Поворот головы или глаз.

1.4

Распознание. Узнавание нарисованных предметов.

Педагог предъявляет ребенку яркие картинки: предметные, а затем и сюжетные.

Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий об узнавании предметов.

1.5

Рассматривание себя в зеркале. Учитель привлекает внимание ребенка к зеркалу и отражению в нем.

Сосредотачивает взгляд на своем отражении в зеркале.

Итого:

2

Слуховые ориентировочные реакции 

2.1

Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 мин.

Реакция в форме вздрагивания или другого движения. Поворот головы в сторону звука.

2.2

Реакция на звучание погремушки или колокольчика (невидимого источника звука).

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука. Прислушивается во время и после звучания погремушки, колокольчика. 

2.3

Прослеживание за движущимся источником звука (близко расположенным и удаленным).

Поворачивает голову за движущимся источником звука.

2.4

Реакция на шепотную речь и на голос взрослого нормальной громкости: педагог за спиной ребенка произносит его имя сначала шепотом, затем, если нет реакции на шепотную речь, голосом нормальной громкости.

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого, слушает, ищет глазами, пытается "увидеть" педагога.

2.5

Реакция на музыкальные мелодии. Наблюдение за поведением во время прослушивания различных музыкальных произведений (спокойные и плясовые мелодии).

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно слушает колыбельную. Оживляется при звуках плясовой мелодии.

Итого:

Тактильная стимуляция

3

Реакция на прикосновения педагога. Наблюдение за поведением во время поглаживания по голове, по рукам с легким надавливанием.

Выявление положительной или отрицательной реакции, или отсутствие каких-либо эмоциональных проявлений.

3.1

Различение материалов различной фактуры.

Материал – пушистые, колючие, шерстяные, гладкие материалы.

Предъявление различных тактильных стимулов. Ребенок прикасается, ощупывает материала самостоятельно или с помощью педагога. Затем педагог предлагает различить пушистый материал и колючий, шерстяной-гладкий.

Ребенок показывает по инструкции учителя названный материал.

3.2

Реакция на температурные свойства объектов.

Материал – бутылки с горячей и холодной водой, грелка, лед.

Предъявление холодных и горячих предметов.

Ребенок убирает или отдергивает руку от горячих предметов.

3.3

Различение материалов различной плотности.

Ощупывание ребенком кубика и поролоновой губки. Инструкция: «Пощупай, это кубик, он твердый. А это губка, она мягкая. Покажи, что твердое, что мягкое».

Различает твердые и мягкие материалы.

3.4

Реакция на вибрационные раздражители.

Материал – вибрирующий мячик.

Педагог предъявляет ребенку мячик, дает пощупать, поиграть и во время игры наблюдает за реакцией ребенка.

Выявление положительной или отрицательной реакции, или отсутствие каких-либо эмоциональных проявлений.

Итого:

Стимуляция обонятельной чувствительности

4

Выявление реакции на запахи различной интенсивности.

Материал – баночки с различными ароматами (ваниль, апельсин, хвойное эфирное масло и т.д.)

Реагирует на слабые и сильные запахи: улыбается, принюхивается, отворачивает голову, издает звуки, реакция может  выражаться  пантомимическими средствами.

4.1

Локализация  съедобного источника запаха. Предлагается 2 одинаковые миски, накрытые салфеткой: одна –  с   апельсином, другая –  пустая.

Определяет источник запаха.  Ребенок находит тарелку с  апельсином (проявляет или не проявляет эмоциональные реакции  на запах апельсина).

4.2

Проявление эмоциональных реакций (мимика, пантомимика) на различные запахи (приятные-неприятные).

Материал: тарелка с пирогом, платок, пропитанный нашатырным спиртом.

Учитель поочередно предъявляет запахи, можно несколько раз в различной последовательности.

При предъявлении пирога наблюдается оживление, ребенок выражает удовольствие (пытается  его съесть). На запах нашатырного спирта проявляет отрицательные эмоции, неудовольствие, реакция может  выражаться   пантомимическими средствами.

Итого:

Двигательно-моторная стимуляция

5

Для детей, не овладевающих прямохождением

5.1

Контроль за положением головы.

Удержание головы в положении лежа, сидя.

Удерживает голову, лежа на животе, сидя, поворачивает голову в разные стороны.

5.2

Переворачивание со спины на живот, с живота на спину.

Педагог яркой игрушкой стимулирует ребенка к переворачиванию, привлекая его внимание в ту сторону, в которую надо повернуться.

Переворачивается с помощью взрослого или самостоятельно.

5.3

Ползание на животе или на четвереньках.

Ползает самостоятельно или с помощью взрослого, встает на четвереньки.

5.4

Вставание и ходьба с поддержкой, стояние.

Наблюдать, может ли ребенок подтягиваться вверх, держась за руки педагога, за предметы мебели; может ли ходить с помощью специальных средств.

Ребенок подтягивается самостоятельно или с помощью педагога. Ходит  вдоль мебели, передвигается в ходунках, держась за руки взрослого. Стоит некоторое время.

6

Для детей, которые учатся или научились ходить

6.1

Ходьба по коврику со следочками. Ходьба на носочках.

Учитель показывает пример, как ходить на носочках, затем встает в конце коврика и зовет ребенка к себе (можно стимулировать ребенка яркой игрушкой).

Ходит по коврику с помощью или самостоятельно.

6.2

Ходьба в заданном направлении, по определенной траектории с перешагиванием через препятствия.

Игра «Веселое путешествие».

Педагог ведет ребенка за руку или идет рядом с ребенком, рассказывая, что они отправились в путешествие, дает задания, типа: перешагни, поверни.

Ходит по инструкции или по показу в заданном направлении по кругу, обходит препятствия. Перешагивает через кубики, ворота, кегли с помощью учителя или самостоятельно.

6.3

Прыжки на месте на двух ногах.

Педагог дает инструкцию: «Давай попрыгаем, как зайчики».

Прыгает на месте по подражанию учителю или по словесной инструкции, с помощью или самостоятельно.

7

Общие задания

7.1

Удержание вложенного в руку предмета.

Предмет должен быть сжат всеми пятью пальцами или большим и указательным пальцами.

7.2

Захват предмета и удержание его.

Материал – предметы разной формы.

Педагог наблюдает за игрой ребенка с кубиками, мячиками, фиксирует, как ребенок захватывает предметы.

Уверенное протягивание руки к предмету, самостоятельный захват предмета (различными захватами: ладонью, щепотью, пинцетным захватом), перекладывание предмета из одной руки в другую.

7.3

Перекладывание предметов из одной емкости в другую, пересыпание сыпучих предметов.

Ребенок с помощью (значительной, незначительной) или самостоятельно перекладывает предметы, пересыпает крупы.

7.4

Переливание воды из одной емкости в другую.

Игра «Котик хочет пить».

Ребенок с помощью (значительной, незначительной) или самостоятельно переливает воду.

7.5

Открывание и закрывание различных коробок, банок.

Игра «Ищем клад».

Ребенок с помощью (значительной, незначительной) или самостоятельно выполняет задание.

7.6

Манипулирование округлыми предметами.

Прокатывание мяча, ловля и бросание мяча педагогу, в корзину, в цель.

Толкает  мячик педагогу, ловит  мячик двумя руками или одной, бросает мячик педагогу, в корзину, в цель.

7.7

Постройка башни из 2-3 кубиков.

Ребенок с помощью (значительной, незначительной) или самостоятельно выполняет задание.

7.8

Нанизывание колец на стержень.

7.9

Перелистывание страниц книги.

8

Нанизывание бус на шнур.

8.1

Подражательные движения.

Помахать погремушкой перед ребенком, затем – вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка.  

Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить.

Повторение движений.

Правильное воспроизведение одного или всех движений.

8.2

Рисование. Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка.

Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие хаотичных движений или их наличие.

Итого:

Коммуникативная стимуляция

9

Реакция на обращенную речь. Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Реакция сосредоточения, поворота головы на голос говорящего. Реагирует  на речь педагога, на свое имя. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

9.1

Различение строгой и ласковой интонации обращенной к ребенку речи.

Реагирует на ласковую интонацию - улыбается, оживляется; на строгую - сосредоточивается, хмурится, может заплакать.

9.2

Понимание отдельных словесных или жестовых инструкций в конкретной ситуации и подчинение некоторым словесным командам, типа: «Иди сюда»,  «Дай мне», «Возьми», «Дай ручку», «Нельзя» и т.п.

Выполняет   словесные или жестовые инструкции. Идет, берет, дает.

9.3

Если ребенок выполняет предыдущее задание, то можно предложить ему выполнение простых поручений. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на пол.

Выполняет действия с мячом  по показу, по словесной инструкции.

9.4

Понимание названия отдельных предметов.

3 варианта:

 1)игра «Покажи машину» (тарелку, ложку, куклу и т.п.).

2)педагог  кладет предмет  на определенное  место и спрашивает  «Где кукла?» (шапка, погремушка и т.п.).

3) на вопрос: "Где ... ?" — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).

Выбирает из предложенных  2- 3 предметов названый педагогом предмет.

Ребенок  поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

Поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

9.5

Узнавание отдельных предметов  на картинках.

Педагог называет предмет,  ребенок показывает его, на предметных картинках.

Показывает предмет.

9.6

Повторение  звукоподражаний  вслед за взрослыми или самостоятельно.

Самостоятельное произнесение или повторение 2-3 слогов.

Итого:

Сумма баллов:

Литература

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта /Под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Владос, 2007.
  2. Петрова Е.А., Нисневич Л.А. Психолого-педагогическая диагностика «Карта наблюдений». – СПб.: СПбАППО, 2010.
  3. Проект образовательной программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская  и др./ Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.:, 2012.
  4. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планируемые результаты освоения обучающимися с глубокой умственной отсталостью и с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы.

Планируемые результаты освоения обучающимися с глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы....

АООП НОО для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР

Участвовала в разработке АООП  НОО для    обучающихся стяжёлой умственной отсталостью и ТМНР. Основное , что важно знать, это составить привильно структуру программы, обратить вни...

Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Методика диагностики сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной умственной отсталостью

Данная методика разработана для для изучения особенностей состояния простейших сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной а...