Конспект логопедического занятия "Совершенствование грамматического строя речи по сказке "Маша и медведь" для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталость и, РАС и ТМНР
план-конспект по логопедии на тему

Кольб Галина Владимировна

Урок - занятие для обучающихся 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx681.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Новосибирска «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа № 60 VIII вида»

Логопедическое занятие

с учащимися 3-4 классов по теме "Формирование грамматического строя речи у детей с системным недоразвитием речи по сюжету русской народной сказки "Маша и Медведь" ".

Составила занятие учитель-логопед Кольб Галина Владимировна

Основные цели:

1) формирование и совершенствование грамматического строя речи на доступном и интересном для детей материале;

2) формирование у детей основных компетенций: социальных, учебных, коммуникативных.

Задачи:

1) расширить и активизировать словарный запас у детей; упражнять в словообразовании и словоизменении.

2) учить согласовывать различные части речи в предложении; автоматизировать звук ш на уровне слова.

3) поддержать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование:

1)индивидуальные зеркала;

2)картинки с изображением мышек, медведицы ,медвежонка, медведя;

3)натуральные предметы: ложки, шишки сосновые, лукошки, горшочки кухонные.

4)ИКТ (изображение серии сюжетных картинок на смартдоске).

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие детей, гостей занятия.

Логопед:

- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по страницам русской народной сказки. Отгадайте загадку: "Не боится пчёл, обожает мёд. Кто это?" (Медведь). В какой сказке медведь не хотел отпускать девочку домой? (в сказке "Маша и Медведь" ). Дома вы все эту сказку прочитали.

1.Мимические упражнения:

а) удивление - можем мы в городе встретить медведя на улице? (поднять вверх брови );

б) изобразим сердитого медведя (нахмуриться );

в) покажем доброго медведя (улыбнуться);

г) покажем испуганную Машеньку (сделать большие глаза).

2.Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для звука ш ("чашечка", "грибок" ,"почистим зубы" ,"лошадка" ,"маляр").

C:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\13.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\9.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\12.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\14.jpg

3. Логопед:

 -Как начинается сказка? (Жили-были дед и баба, была у них внучка Маша).

C:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\3.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\1.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\7.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\2.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\4.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\6.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\5.jpg

Упражнение "Назови ласково":

Логопед:

- А теперь давайте ласково назовём героев сказки: дед-дедушка, дедуля, дедулечка; баба-бабушка, бабуля, бабулечка,  Маша-Машенька, Машуля , Машулечка.

Давайте ласково назовём друг друга (Настенька, Сашенька ,Сонечка и т.д.)

Дети обращаются друг к другу в уменьшительно- ласкательной форме. Работа на доске и в тетрадях ряда слов.

4.Дальше по сюжетной картинке продолжаем сказку. ( Пошла Маша в лес за грибами и ягодами и заблудилась. Видит избушку, а в ней жил.....).

Дидактическое упражнение "Один-много"-изменение существительных во множественном числе Родительном падеже.

Логопед:

- Медведь живёт один. У него одно лукошко, одна ложка, одна шишка. А нас с вами много и нам понадобится : много лукошек, много ложек, много шишек, много горшочков.

C:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\20.jpgE:\шишки\thLV7TFOPI.jpgE:\шишки\th01UYR1SK.jpg

C:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\15.jpgE:\шишки\thIH9DBG82.jpgE:\шишки\th22DD4D8J.jpg

5.Физминутка ( на 20-ой минуте )

"Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает ,песенки поёт.

Мишка отскочила, прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ!

Игра-пантомима ( динамическая пауза )

Угадать что делает Маша? Один обучающийся показывает действия, другие отгадывают (подметает, стирает ,развешивает бельё, заправляет постель ).

6.Дидактическое задание - согласование числительных с существительными.

"Посчитаем до 5":

а)1 шишка ,2 шишки, 3 шишки, 4 шишки ,5 шишек;

б)1 мышка ,2 мышки ,3 мышки, 4 мышки ,5 мышек;

в)1 ложка ,2 ложки ,3 ложки ,4 ложки, 5 ложек;

г)1 лукошко, 2 лукошка. 3 лукошка, 4 лукошка, 5 лукошек.

E:\шишки\th22DD4D8J.jpgE:\шишки\thY2MU8PG4.jpgE:\шишки\thIH9DBG82.jpg

Логопед:

- Дальше продолжаем рассказывать сказку. (Маша принялась за работу, стала она мыть, кашу варить.....)

7.Игра "Собери семейку"

C:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\31.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\18.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\16.jpgC:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\19.jpg

Логопед:

- Как называют  маму медведя? (медведица);

-Детёныша медведя? (медвежонок);

-Если много детёнышей? (медвежата);

Запись на доске и в тетрадях родственных слов.

До конца рассказываем сказку.

8.Произнести слова со звуком ш: бабушка, дедушка, Маша, каша, лукошко, мышка, шишка.

9.Задание на развитие мелкой моторики: обвести по контуру главных героев (Машу и Медведя) и их раскрасить.

C:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\30.jpg                       C:\Users\Школа 60\Desktop\Для Галины Владимировны\31.jpg

10.Рефлексия.

Логопед:

- Вот и сказке конец, все работали , все молодцы.

Детям предъявляется лукошко, в котором лежат конфеты "Маша и Медведь".

11.Итог занятия.

Используемая литература

название      

1.

Технология организации логопедического обследования О.Е.Грибова

2.

Нарушения речи у школьников

Е.П.Фуреева, В.Шипилова, .В.Филиппова

3.

Организация логопедической работы в школе

О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская

4.

Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В.К.Воробьёва

5.

Логопедия

Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская

6.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии

Е.Ф.Архипова

7.

Словарь логопеда

В.И.Селиверстов

8.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

Л.Н.Ефименкова

9.

Логопедия практическое пособие

В.И.Руденко

10.

Дидактический материал по коррекции произношения звуков г,к,х

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

11.

Коррекция акустической дисграфии

Е.В.Мазанова

12.

Альбом для логопеда

О.Б.Иншакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта мониторинга уровня сформированности личностных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости

Карта мониторинга уровня сформированности личностных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости...

Проектирование системы оценки планируемых результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью

Проектирование системы личностных и предметных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС  с УО...

Развитие речи в коррекционном классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Тема: «Овощи»

Комбинированный урок  по развитию речи и знакомство с овощами  в 4 классе для детей с умеренной степенью отсталости...

Развитие речи в коррекционном классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Тема: «Овощи»

Комбинированный урок  по развитию речи и знакомство с овощами  в 4 классе для детей с умеренной степенью отсталости...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.

В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:- развитие мышления;- развитие познавательной деятельности;- двигательная и сенсомоторная координация...