Конспект логопедического занятия по коррекции дислексии.
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс) на тему

Тихонова  Надежда Геннадьевна

В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения,   развития  правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_po_korrektsii_disleksii.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение Московской области

«Хотьковская общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект

логопедического занятия по коррекции дислексии для обучающихся 3-4 классов с ТНР
«Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация»

Подготовила

учитель - логопед

Тихонова Надежда Геннадьевна

г. Сергиев Посад
2018 г.

Конспект логопедического занятия по коррекции дислексии.

 Аннотация: В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения,        развития  правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.

 Тема: Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация.

Цель: развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.

Задачи:

  • Формировать функциональный базис навыка чтения через систему упражнений, направленную на развитие психических функций.
  • Развивать правильное безошибочное восприятие единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу чтения.

Ход занятия.

I.Адаптационный этап.

1. Дыхательная гимнастика.

  • Глубокий вдох. Руки медленно поднять через стороны вверх. 
  • Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек). 
  • Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить
  • через стороны вниз 
  • Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч. 
  • Задержка дыхания  (2-3 сек). 
  • Выдох с  сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь. 
  • Глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди ладонями вперед. 
  • Задержка дыхания  (2-3 сек). 
  • Выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову – на грудь.

2. Развитие базисного навыка чтения.

- чтение слоговой таблицы.

че

чер

черт

черн

чё

чёр

чёрн

тёж

ень

еньк

еньких

ёнка

ртён

ртёж

рными

ртили

- составление и чтение скороговорок на проблемные звуки (р, с, ц, ч)

На завтрак у Варвары крабы и омары.

завт

на

кра

бы

рак

ва

ры

и

у

Вар

ры

ома

Цыплята и курица гуляют на нашей улице.

ля

ют

на

на

шей

гу

ку

и

цып

ули

ца

ри

та

ля

це

Четыре чертенка чертили черными чернилами чертеж.

че

ты

ре

ми

чер

ни

ка

тен

чер

ны

ми

ла

чер

ти

ли

чер

чер

теж

- Работа с псевдословами.

Задание: Разложи слова на группы так, чтобы в группу попали тождественные по написанию псевдослова.

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

- упражнение на автоматизацию зрительного восприятия слогов.

Задание: Найди и прочитай слоги  в правильной последовательности, из которых состоят слова: камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино, пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, яблоки, яблоня, мужики лисица, (на время).

ты

шо

вы

ло

та

па

ли

ги

ра

сы

ры

хо

жи

ме

ви

ле

ны

са

ке

ка

го

на

ба

ре

га

ко

ве

ды

лю

па

со

по

му

но

ня

пи

бе

си

ро

во

яб

мо

- упражнения на формирование интонации и силы голоса

Руками верчу

И вот лечу

теперь

прыжок

Мне надо

Разбег

опуститься

Чтоб ставить

точку

научиться

3. Постановка цели урока.

-Прочитайте текст.

Реки освободились ото льда. Озера освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.

-Что вы о нем думаете?

 -Можно ли эти предложения соединить в одно? Замените три предложения одним.

Реки, озера и пруды освободились ото льда.

Какие слова здесь перечисляются? Как называются эти слова? (однородные члены предложения).

Что такое однородные члены предложения? Какова их особенность? (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. В предложении могут быть как главными , так и второстепенными членами)

- Сегодня мы будем учиться читать предложения с однородными членами.

- Прослушайте предложение.

Родственники подарили брату велосипед, компьютер, книги.

-Назовите однородные члены. Как вы догадались? Как я выделяю при чтении однородные члены? (При помощи интонации).

-Правильно, однородные члены предложения выделяются при чтении перечислительной интонацией, понижением и повышением голоса, наличием пауз между однородными членами предложения.

II. Основной этап.

  1. Работа по теме. Отработка перечислительной интонации.

Катя,  |Павел, |Иван, |Аня |спешили на помощь другу.

Проказница Мартышка, |Осел, |Козел, |да  косолапый Мишка |затеяли сыграть

квартет.

Приду из школы, |пообедаю,| сделаю уроки|| и пойду гулять.

  1. Упражнение «Ты мне, я тебе»

Задание: Один из учащихся читает предложение, выделяя перечислительной интонацией однородные члены предложения, а другие учащиеся должны по интонации их выделить и назвать .

Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.

Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.

Для поступления в технический институт  необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.

С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.

Дом был маленький, но уютный.

Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.

III. Творческий этап.

  1. Самостоятельное редактирование текста.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу  цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются  травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте  предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

  1. Выполнение разноуровневых заданий по отработке чтения предложений с однородными членами.

  1. Тренировка чтения по технологии БОС.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Используемая литература:

 1. Русская грамматика: научные труды : в 2 т. / под ред. Е. А. Брызгуновой. К. В. Габучана. М.: Изд-во Института русского языка имени В. В. Виноградова, 2005.

2. Зиновьева Т.И. Автореф. дис. Работа над интонацией в переод обучения грамоте, М.: 1996.

3.  Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968 ; Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.

4.  Шпунтов А. И. Живое слово // Речевые уроки / под ред. Т. А. Ладыженской. М, 1994.

Приложение №1

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу  цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются  травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте  предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу  цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются  травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте  предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу  цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются  травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте  предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

Приложение №2

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

заркунсебул

зархулгебул

заркунчебул

Приложение №3

завт

на

кра

бы

рак

ва

ры

и

у

Вар

ры

ома

ля

ют

на

на

шей

гу

ку

и

цып

ули

ца

ри

та

ля

це

че

ты

ре

ми

чер

ни

ка

тен

чер

ны

ми

ла

чер

ти

ли

чер

чер

теж

Приложение №4

Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.

Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.

Для поступления в технический институт  необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.

С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.

Дом был маленький, но уютный.

Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

Конспект логопедического занятия по коррекции на тему: «Артикуляция гласных [а-я].Дифференциация в слогах, словах»

Задачи :       1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных  а –я. 2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах;3. развивать навыки...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграции у учащихся 2-х класс. Тема учебного занятия "Дифференциация звуков С-Ш"...

Логопедическое занятие по коррекции дислексии «Лисья школа»

Дата:10.02.2023Класс:3 бУчитель: Чуприна О.К., учитель начальных классов (высш.кв.категории)Предмет:Логопедическое занятиеТема: Коррекция смешанной формы дислексии «Лисья школа»Форма ...