Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"
    план-конспект занятия (логопедия, 3 класс) по теме

    Целоусова Инна Волдемаровна

    Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР сочетается с нарушением устной и письменной речи (дисграфии). У таких детей не сформированы такие психические функции, как операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация) и речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, выработка алгоритма орфографических действий. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, снижение мотивации к учебной деятельности, некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, аграмматизмы: морфологические и семантические, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значения. Дети с аграмматической дисграфией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Тема «Образование слов при помощи суффиксов» изучается в 3-м классе в разделе «Формирование морфологических обобщений». При работе над темами третьего раздела «Формирование морфологических обобщений» учащимся предстоит уточнить и закрепить основные словообразовательные модели. Основные задачи: 1. устранение аграмматизмов в словообразовании; 2. овладение суффиксальным и приставочным способами образования основных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) 3. уточнение значения понятия «однокоренные слова»; 4. развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов; 5. развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава; 6. развитие способности проводить разбор слов по составу; 7. обогащение словарного запаса;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

    Тема занятия: Образование слов при помощи суффиксов.

    Задача:

    Учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов на материале лексической темы: «Домашние животные».

    Цели:

    1. Познакомить детей с суффиксами и их ролью в образовании новых слов.

    2. Познакомить детей со значениями  суффиксов.

    3. Закреплять знания о правописании суффиксов.

    4. Учить подбирать антонимы - слова, противоположные по смыслу.

    5. Обогащать словарь детей по лексической теме «Домашние животные».

    Оборудование:

    • иллюстрации домашних животных,
    • карточки для индивидуальной работы
    • схематичное изображение суффиксов.

                         

    Тема: Образование слов  при помощи суффиксов.

    1. Закрепление  материала  предыдущего  занятия.

    Игра «Какие  корни  «убежали» из слов»?

    Определите, какой  корень «убежал» из слов.

    Прочитайте, какие  слова получились img2

    2.Объявление  темы  занятия.

     Какая  часть  слова придаёт разные  оттенки значения? Это суффиксы. Выделите  суффиксы (Обсуждение  новых  значений  слов).

    Это удивительно, как может  суффикс  преобразить слова. Если бы не было суффиксов, русский  язык не  был бы такой богатый и красивый.

    Сегодня  на  занятии мы будем  учиться находить суффикс в слове, образовывать новые слова при помощи суффиксов.

    3. Объявление лексической темы занятия.

    Отгадайте, о ком это  стихотворение?

    Этот зверь живёт лишь дома,

    С этим зверем все знакомы.

    У него усы, как спицы.

    Он, мурлыча, песнь поёт,

    Только мышь его боится.

    Угадали? Это -…   Кот!

    Кот- животное  домашнее. Каких  домашних  животных вы  знаете?

    Многие  держат дома любимых животных. Это не только кошки, собаки или рыбки, это  могут быть птички, морские свинки, черепашки, хомячки. О домашних животных их  питомцах нужно заботиться, ухаживать, кормить, их нельзя обижать.  

    Сегодня  домашние животные  помогут нам познакомиться со словообразовательной  ролью суффиксов.

    4.Знакомство с суффиксами: -ОНЬК, -ЕНЬК, -ЕЧК, -УШК, -ЮШК, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.

    У многих в доме живёт кошка. С кошками очень интересно играть. Посмотрите, какие бывают породы кошек.

    Кошкам и котятам нравится, когда их гладят, ласкают. Недаром говорят: «Ласковое слово и кошке приятно».

    Задание: я говорю слово, а вы  называете его ласково.

    Лапы-лапочки

    Хвост-хвостик

    Уши-ушки

    Спина-спинка

    Усы- -усики

    Глаза-глазки

    Штаны-штанишки

    Игрушка-игрушечка

    Хозяйка-хозяюшка.

    5. Запись слов из  предыдущего задания и обозначение суффиксов, при помощи которых образованы эти слова. (на доске).

    6. Знакомство  с суффиксами: -АТ, -ЯТ, -ОНОК, -ЁНОК и их значением.

    Посмотрите на картинку. Каких домашних животных любят  Лена и Костя?

    Это – белочка, ёжик, кролик, хомяк, бурундук, мышки, заяц. Все эти животные - большие  любители поесть, а ещё лучше - что-нибудь погрызть. Их так и называют - грызуны.

    А ещё у грызунов  рождается очень много детёнышей. Например, у золотистого хомячка бывает до 22 детёнышей.

    С помощью суффиксов  образуем  названия  детёнышей  животных.

    Белка – бельчонок - бельчата

    Ёжик – ежонок - ежата

    Заяц – зайчонок - зайчата

    Мышка – мышонок - мышата

    Кролик – крольчонок - крольчата

    Запишите   любые  названия  детёнышей, выделите суффиксы (проверка).

     7.Знакомство с суффиксами: -УЩ, -ЮЩ, -ИЩ и их значением.

    О каких домашних животных мы ещё не говорили? Кто радостно лает, виляет хвостом, встречает, когда вы приходите в дом? Это собака.

    Какие породы собак вы знаете? Собаки могут быть совсем крошечными (йокширский терьер), а могут быть очень большими (дог).

    У вас на карточках написан рассказ про болонку Булю. Замените подчёркнутые слова словами с увеличительными суффиксами -ИЩ,-УЩ,-ЮЩ так, чтобы получился рассказ про дога.

    Буля - французская  болонка. У неё маленькая МОРДОЧКА, круглые ГЛАЗКИ, черный НОСИК, ЛАПКИ. У Були  коротенький ХВОСТИК - очень пушистый.

    Чтобы у нашего дога всё было наоборот, используем антонимы-слова с противоположным значением.

    Буля - французский дог. У него большая мордища, круглые глазищи, чёрный носище. Лапищи у Були длинные, хвостище гладкий.

    Прочитайте, что у нас получилось.

    Запишите любое слово с увеличительным  суффиксом и слово, от которого оно образовано. (Проверка).

    8.Индивидуальная работа на карточках.

    Каких  ещё домашних животных  держат люди дома? (птичек, рыбок, черепашек). Рыбки живут в специальном домике с водой - аквариуме.

    Лягушки, змеи, ящерицы и черепашки любят тепло и не любят холод. Если мы хотим, чтобы они жили рядом с нами, то нужно сделать для них специальный домик-террариум и следить, чтобы им было тепло.

    На карточках – предложения. Слова с суффиксами подчёркнуты .Внизу - слова, образованные с помощью таких же суффиксов.

    Задание: выписать  подчёркнутые слова  и подобрать к ним слова с такими же суффиксами.

    Попугай Кеша - ШАЛУН и забияка.

    Кошка Муся очень любит ЧИСТОТУ.

    Такса КЛЁПА-ХИТРЮГА и ЖАДЮГА.

    ПЛАВАНИЕ в тазу – любимое занятие черепахи Чины.

    Слова для справок: быстрота, гуляние, зверюга, болтун.

    Выписать слова, обозначить суффиксы. Какой смысл придали суффиксы этим словам?

    9. Подведение итогов занятия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.

    Согласование существительных с прилагательными....

    Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

    Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....

    Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

    Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

    Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

    В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

    Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

    Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

    Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

    Задача: Показать ведущую роль корня в группе родственных слов на материале лексической темы «Лес»....