Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме:
    Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

    Анишина Наталья Николаевна

    Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной».

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии, проведенного в 4 классе (для учащихся с задержкой психического развития).

    (Логопед: Анишина Н.Н., ГБСКОУ школа № 439 Петродворцовый район СПб)

    Темы:

    Логопедическая: «Словоизменение. Имя существительное».

    Грамматическая: «Образование существительных в родительном падеже, образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».

    Лексическая: «Деревья весной». 

    Технологии, применяемые на уроке: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, технологии сотрудничества.

    Цель: формировать грамматически оформленную речь, навыки чтения.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Развивать умение правильно образовывать существительные в родительном падеже, согласовывать прилагательные с существительными.

    2. Развивать умение правильно образовывать сущ. с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

    3. Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

    Коррекционно-развивающие:

    1. Формировать звуковую сторону речи, фонематическое восприятие.

    2. Формировать способность выделять существенный признак предметов и явлений.

    3. Развивать познавательные процессы  (память,  речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение, восприятие).

    4. Развивать умение применять логические операции (анализ, синтез)

    5. Систематизировать пространственные представлении учащихся.

    Воспитательные:

    1. Вырабатывать умение коллективно работать друг с другом.

    2. Воспитывать бережное отношение к природе.

    3. Воспитывать любовь к родному языку.

    Оборудование: таблица с изображениями деревьев, предметные картинки, схемы, карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши, таблички для эмоционального отклика.

    Ход занятия.

    I. Орг. момент.

    II. Лексический материал.

    - Какое время года сейчас?

    - Что происходит весной?

    - Назовите признаки весны. Какие изменения происходят в природе?

    - Где растут деревья?

    - Какие деревья растут в лесу? - Кто знает, как называется место, где растут вместе берёзы. (Берёзовая роща) Запись на доске. (На доске картинка).

    - Много дубов? (Дубовая роща)  Запись на доске. ( На доске картинка)

    - Много сосен? (Сосновый бор)  Запись на доске. ( На доске картинка)

    III.   Развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве.

    Развитие умения правильного образования существ. Р.п.

    I.     Отгадайте загадку.

    1). - Зимой и летом одним цветом? (Ель)                                                                                      

    Ставлю картинку ели в правый верхний угол.

    2) 2-я загадка.  

     Я из крошки - бочки вылез.

    Корешки пустил и вырос.
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок -
    Ничего, что плод мой белок. (Дуб)
    Ставлю иллюстрацию дуба в левый верхний угол. 

    3. Загадка.      

     Зелена, я не луг,

     Бела, а не снег,

    Кудрява, а не голова. (Берёза).

                                                                                         
                                                                                                     Ставлю иллюстрацию берёзы
    в правый нижний угол.

    4. Загадка.        

    Что за дерево стоит –

    Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)  

     
    Ставлю иллюстрацию осины
    в левый нижний угол.

    Посмотрим, что у нас получилось.

                                                                                                                                   

                                                                                                               

                                                                                                                                                

    3). Назовите дерево, которое нарисовано в правом нижнем углу?

    - в нижнем левом углу? - в верхнем левом углу?- в верхнем правом углу?

    4). Что нарисовано рядом с дубом? с берёзой?

    5).У каждого дерева скоро появятся листочки. Я покажу листья, а Вы скажите лист, какого дерева я покажу? Лист чего?  (лист дуба). (Лист осины , лист берёзы  , ветка ели ) - на доске.

    IV. Ф / минутка. 

    Выросли деревья в поле.
    Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
    Каждое старается,
    К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
    Вот подул веселый ветер,
    Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
    Даже толстые стволы

    Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
    Вправо-влево, взад-вперед –
    Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
    Он их вертит, он их крутит.
    Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
    Ветер стих. Взошла луна.
    Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

    V. Образование существительных с помощью уменьшительно -ласкательных суффиксов.

    Назовите ласково деревья. (Дуб-дубок, осина-осинка, берёза-берёзка, ель-ёлочка). Запись на доске и в тетрадях детей.

    Загадки про липу, рябину.

      Это дерево цветет,
      Аромат и мед дает.
               И спасает нас от гриппа,
                                От простуд царевна-...(Ответ: липа)

     Весною зеленела,
    Летом загорала,
     Осенью надела
    Красные кораллы…  (Ответ: рябина)

     

     ( Дети отгадывают, аналогично называют ласково деревья, делается запись на доске и в тетрадях учащихся).

    VI. Звукобуквенный разбор слов.
    «Берёзка - сколько слогов? ударный слог? сколько звуков? сколько гласных? сколько согласных? твердых согласных? мягких согласных?».  (Аналогично разбираются слова дубок,осинка).

     «Дубок - сколько слогов? ударный слог? сколько звуков? сколько гласных? сколько согласных? твердых согласных? мягких согласных?»;

    «Осинка - сколько слогов? ударный слог? сколько звуков? сколько гласных? сколько согласных? твердых согласных? мягких согласных?».

    VII. Работа с деформированными предложениями.

    1. Деревьях, появились, на, листочки.

    2. Дубы, растут, в, роще, и, берёзы.

    3. Круглый, лес, хвойный, зелёный, год.

    - Что записано на доске?

    - Почему это не предложения?

    - Составим предложения. Прочитайте предложения, которые получились.

    Запись предложений. Определение кол-ва слов в предложении.

    VIII. Итог занятия.

    - Что нового мы узнали на нашем занятии?

    - Что мы сегодня делали?

    IX.Эмоциональная оценка занятия.

    - Что понравилось на уроке?

    Дети заполняют табличку смайликами.

    1

    Сложно ли тебе было на уроке?

    2

    Какое настроение было у тебя во время занятия?

    X. Орг. момент.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

    Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

    Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

    Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

    Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

    Задача: Показать ведущую роль корня в группе родственных слов на материале лексической темы «Лес»....

    Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

    Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...