Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".
    план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

    Целоусова Инна Волдемаровна

    Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, предложных конструкций, падежа местоимений. 2. Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил.,сущ.+числ.). 3. Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении. Коррекционная работа при аграмматической дисграфии: Развитие лексико-грамматического строя речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obrazovanie_slov_pri_pomoshchi_suffiksov.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:

    Образование слов при помощи суффиксов.

    Задача:

    Учить навыкам  словообразования при помощи суффиксов на материале лексической темы «Профессии».

    Цели:

    1.Познакомить детей со значением суффиксов.

    2. Закреплять знания  о правописании суффиксов.

    3. Уточнять и активизировать словарный запас по теме «Профессии».

    4.Развивать память, внимание, мышление.

    Оборудование:

    карточки с набором букв, таблички с суффиксами, текст для индивидуальной работы ,иллюстрации.

    Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

    1. Закрепление  материала предыдущего занятия.

    Ученики получают карточки с набором букв.

    Задача: увидеть среди букв слова и обвести их.

    -ноДВОРслуаКАМЕНЬонкрпТЕЛЕФОНлкапедчавкСАПОГуымпреварЧАСЫ

    укавоспиБУЛКА.

    -Посмотрите на доску и назовите слова, которых не было на карточке.

    двор           дупло               стол

    камень       сапог              булка

    лодка         телефон         компот

    Прочитайте слова, которые остались.

    Образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением.

    Двор - дворик

    Камень - камешек

    Телефон - телефончик

    Сапог - сапожок

    Часы - часики

    Булка - булочка

    Какие суффиксы  придали словам уменьшительно-ласкательное значение?

    2. Образование названий профессии.

    Как называют человека, который убирает двор? Дворник.

    Как называют специалиста  по  кирпичной и каменной кладке? Каменщик.

    Как называют работника телефонной станции? Телефонист.

    Кто шьёт и чинит обувь? Сапожник.

    Кто чинит часы? Часовщик.

    Булку и хлеб продаёт - …? Булочник.

    Что общего между этими словами? Это названия профессий.

    3.Объявление темы занятия.

    Сегодня на занятии мы поговорим о профессиях. Узнаем, какие суффиксы придают словам эти значения.

    4. Обогащение словаря профессий.

    Знакомство с суффиксом  «НИК».

    С помощью какого суффикса образованы слова: дворник, сапожник, булочник? – «НИК».

    (на доске табличка с суффиксом).  Какие ещё слова-профессии с суффиксом «НИК» вы знаете?

    Чинит печь - … (печник)

    Следит за лесом - …(лесник)

    Тушит пожар - …(пожарник)

    Выпишите любое слово с суффиксом «НИК». Выделите суффикс (проверка).

    5. Знакомства с суффиксом  «ИСТ».

    С помощью какого суффикса образовано слово телефонист?

    Суффикс  «ИСТ» (табличка).

    Задание: я показываю картинку, вы с помощью суффикса «ИСТ» образуете новые слова.

    Трактор – тракторист

    Такси – таксист

    Пианино – пианист

    Баян – баянист

    Выпишите только музыкантов. Выделите суффикс.

    В нашем оркестре ещё есть: гитара, аккордеон, гармонь, флейта.

    Устно: назовите музыкантов.

    Кто же играет на барабане? (Барабанщик). С помощью какого суффикса образовано это слово? Суффикс - «ЩИК».

    6. Знакомство с суффиксами: -«ЧИК», -«ЩИК», -«ЯР», -«ОР».

    Название каких профессий образованы при помощи суффиксов -«ЧИК», -«ЩИК»?

    Перед вами карточка с текстом. Прочитайте текст. Названия профессий подчёркнуты.

    Найдите на картинке этих людей.

    На строительной площадке стоит ужасный шум. Все заняты делом. ЭКСКАВАТОРЩИКИ роют землю, КАМЕНЩИКИ замешивают бетон для фундамента. Работой строителей руководит АРХИТЕКТОР, который проектировал новый дом, и начальник стройплощадки - прораб. Каменщики сообщают КРАНОВЩИКУ, куда ему опустить бетонную плиту. После того как дом возведён, за работу берутся СТЕКОЛЬЩИКИ, ЭЛЕКТРИКИ, САНТЕХНИКИ, СТОЛЯРЫ, МАЛЯРЫ. Их задача - привести в порядок внутренние помещения.

    Выпишите подчёркнутые слова, выделите суффиксы.

    7. Закрепление умения суффиксального способа образования новых слов.  

    «Чьи это вещи»?

    На доске картинки кисть, метла, лопата.

    Задание: подумать – человеку, какой профессии принадлежит эта вещь.

    Записать название профессий в тетрадь, выделить суффиксы.

    Кисть – художник

    Указка - учитель

    Метла - дворник

    Лопата - садовник

    Кисть и ведро - маляр.

    8.Подведение итогов занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.

    Согласование существительных с прилагательными....

    Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

    Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

    Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

    Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

    Конспект логопедического занятия по теме : " Образование названий профессий при помощи суффиксов: -чик-,-щик-, -ник-"

    Особенно большие трудности вызывает у учеников овладение навыками словообразования, так как они не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходства однокоренных...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

    Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

    Задача: Показать ведущую роль корня в группе родственных слов на материале лексической темы «Лес»....

    Конспект логопедического занятия по коррекции на тему: «Артикуляция гласных [а-я].Дифференциация в слогах, словах»

    Задачи :       1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных  а –я. 2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах;3. развивать навыки...