Овладение навыками коммуникации обучающимися с ТНР.
статья по логопедии на тему

Тихонова  Надежда Геннадьевна

Коммуникативная компетентность младшего школьника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так как опыт работы показывает, что овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками. В работе описываются приемы и методы, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек.

Человек   не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период обучения в начальной школе.

         Коммуникативная компетентность младшего школьника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так как опыт работы показывает, что овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками.

У детей с ТНР, было выявлено несколько общих закономерностей речевого развития: 

  • они  не умеют общаться, обращаться с просьбами;
  • они никогда не  задают уточняющих вопросов по ходу объяснения материала или задания (если не считать просьбу повторить задание целиком);
  • учащиеся не ориентируются в инструкциях, особенно многоступенчатых, направленных на познавательную деятельность;
  • не способны пересказать текст или составить текст по сюжетной картинке;
  • зачастую воспроизводят реплики своих товарищей и учителя  без дополнительной умственной переработки («эффект эха»).
  • словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Поэтому, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству.  

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.

        Овладение навыками коммуникации, в определённой степени, регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Количественно (по числу социальных контактов) общение детей с нарушениями речи не отличается от общения детей с речевой нормой, но качественно (по содержанию) оно значительно проигрывает.

Сегодня много говориться о формировании жизненных компетенций.  Согласно ФГОС для детей с ОВЗ к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся овладение навыками коммуникации: умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; умение активно  использовать все  разнообразие  арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях. (ФГОС. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи). 

Общение, письмо, чтение – это жизненная необходимость. Следовательно, формирование коммуникативной компетенции – это важнейшая  миссия нашей школы. 

Овладение навыками коммуникации обучающимися с ТНР возможно при соблюдении следующих условий:

  1.  Потребность высказываний, т.е. создание ситуаций, вызывающих у  ученика желание и необходимость что – то высказать устно или письменно.
  2. Наличие содержания материала, то есть того, о чем нужно сказать.
  3. Вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

            На  сегодняшний  день  педагогами  и   специалистами  накоплен  достаточный  опыт  по   организации   коррекционного  сопровождения  таких  детей,  но с каждым  новым  днем  мы  все  равно  продолжаем  экспериментировать  и  искать  новые,  более  действенные  методики  и  подходы  в  коррекции  и  обучении  детей  или  реанимировать  старые,  давно  забытые  эффективные  методы.

             Речевая компетентность формируется, прежде всего, через обучение содержанию предметов, то есть на уроках.  Именно на уроках они получают начальный опыт овладения навыками коммуникативной культуры, учаться рассуждать, придумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому, выделять главное и второстепенное, сравнивать .

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие:
•  
ролевые  игры,  (например, «Редакция», где группы – это разные отделы «Отдел происшествий», «Детский отдел» и т.д.) Ребят обмениваются статьями (тестами), исправляют ошибки, совместно продумывают и составляют материал в газету.

•  заочное путешествие в природу на уроках окружающего мира, где часть детей – туристы, а остальные экскурсоводы. Задача «туристов» - придумывать как можно больше вопросов по теме, а «экскурсоводы» обязаны на них отвечать.

•  метод «закрытой картинки». Этот метод можно использовать на любом уроке. Обучающиеся,  при помощи наводящих вопросов учителю,  пытаются отгадать тему урока.

  • «обмен ролями». Учитель заранее озвучивает тему следующего урока и просит, чтобы дети сами подготовили и объяснили ему новый материал. Предварительно педагог нацеливает детей, где можно найти необходимую информацию (библиотека, Интернет, учебник, опрос взрослых и т.д.) Таким образом, обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации из разных источников.

         Эти упражнения развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую

культуру и культуру поведения в целом. Очень часто на уроках и занятиях мы используем работу в парах и  группах. Такая организация учебного процесса  способствует активизации общения, т. к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.  

Один из главных моментов в организации групповой работы — это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и  в то же время разных, а   групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

          Современная образовательная среда не может развиваться без использования информационно-коммуникативных технологий.

 Информационные технологии, это не только компьютеры с программным обеспечением и мультимедийными устройствами, это интернет, социальные сети, сообщества, порталы. Всё это даёт широкие возможности для коммуникативной деятельности школьников, педагогов и родителей. Использование ИКТ позволяет проводить организованную образовательную деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимации, музыка); обучающиеся создают презентации, мультфильмы, обмениваются информацией, обсуждают полученный продукт. С помощью компьютерных программ ребята имеют возможность записать и прослушать свой монолог, выявить речевые и интонационные ошибки и, проанализировав их исправить. Да и общению в социальных сетях их тоже нужно учить, поскольку это неизбежная реальность нашей жизни.

       Уже много лет в своей коррекционной работе с обучающимися с ОНР я использую моделирование, как метод, способствующий  формированию связной речи: при  пересказе и составлении текста (особенно описательного), рассказы по сюжетным картинкам. Всевозможные приемы моделирования позволяют вырабатывать умение связно излагать мысли и чувства, обогащать словарь, концентрировать внимание на существенные детали и сюжет в тексте, запоминать их.

       Опорные картинно - графические планы текстов, схемы, карточки – символы, стилизованное изображение реальных предметов, мнемотаблицы, пиктограммы помогают детям логично выстроить повествовательный рассказ (особенно на начальных этапах обучения), активизируют их мыслительную деятельность. Так, при помощи смехы – алгоритма, мои первоклашки легко  и подробно могут описать любое животное, рассказать о его образе жизни. К тому же такая алгоритмизация помогает осмысленному запоминанию и воспроизведению целого текста.  При изучении сложного материала по предметам, мы составляем понятийную гроздь по теме. Данный прием помогает выделить в тексте важные моменты, запомнить основные понятия и в дальнейшем облегчает детям пересказ текста научного содержания.

Сказкотерапия –  это метод развивает  творческие способности, расширяет  кругозор  и учит взаимодействию с окружающим миром. С целью овладения навыками коммуникации  мы используем следующие приемы: проигрывание эпизодов сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажей, рассказывание, переписывание и дописывание сказок, сочинение собственных. Данные приёмы позволяют осуществить связь между сказочными событиями и поведением человека в реальной жизни и  в процессе общения с другими людьми.

Велико значение в формировании речевой коммуникации театротерапии. Театротерапия – способ, позволяющий раскрыть свои творческие способности и приобрести необходимые в жизни навыки мастерства, ораторского искусства и работы в коллективе. Задача упражнений, игр и этюдов по театропедагогики заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, овладевать навыками общения и коллективного творчества, развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания, активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес.

Следующими средствами овладения навыками коммуникации являются ролевые и дидактические игры. Игрой она является для обучающегося, а для нас – это способ обучения, поскольку имеет цель, характеризуется учебно – познавательным содержанием и всегда преследует определенный результат. В  сюжетно-ролевых и дидактических играх используется метод создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, обучающийся  не только обнаруживает имеющийся у него эмоциональный опыт, но и развивает его, оказываясь перед необходимостью осознания его личностного смысла, собственных мотивов и установок. Попадая в проблемные ситуации, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия. Вот лишь некоторые игры «Магазин», «В парикмахерской», «В поликлинике» и т.д.

Одним  из  современных  подходов к   коррекции  коммуникативных  расстройств является самостоятельная  проектно -  исследовательская  деятельность  детей, которая  заключается  в  интеграции  всех  образовательных  областей и создает идеальные условия для   формирования   коммуникативных навыков.

Коммуникация – это своего рода сотрудничество. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно». Выполнение проектов (как индивидуальных, так и групповых)  погружает детей в коммуникативно – речевую ситуацию и ситуацию сотрудничества.           Принимая на себя роль проектантов,  они учатся работать  с книгой и другими источниками, слушать учителя, товарища, самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника. У учащихся формируются умения связно отвечать по плану, пересказывать и излагать свои учебные действия, как устно, так и письменно,  вести записи в дневнике наблюдений и т.д.

Во время защиты проекта дети учатся выступать перед аудиторией, подбирать слова и строить фразы в спонтанной монологической речи, владеть различными формами публичных выступлений, уметь составлять план выступления, связно выступать по плану. Когда ребёнок видит результаты своей работы, представляет их окружающим, то он чувствует уверенность в своих силах, гордость, а это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Многое зависит от учителя. Организуя работу по овладению обучающимися коммуникативными навыками, педагог, прежде всего, должен сам строго контролировать свою речь, выстраивать  высказывания логично,  точно и грамматически правильно. Иными словами, должен быть образцом для своих учеников. И в заключение несколько правил:

       учитель должен:

  1. Проводить уроки  в  активного диалога:   – ученик, ученик – .
  2. Инициировать со стороны    по поводу того или иного  языкового (речевого) материала.
  3. Активизировать  работу исследовательского  с обязательным обсуждением  совместной деятельности.
  4. Приучать  к аргументации своих высказываний. Воспитывать  участия в споре, дискуссии.
  5. Организовывать на уроках взаимную   младшими школьниками  и письменных высказываний  с  своей точки зрения.
  6. Формировать у  умение продуцировать текст-рассуждение.
  7. Инициировать  рассказ учащихся о  ком,  о чем-нибудь из  либо о какой-нибудь  (речевой) единице  языковом (речевом)  по предложенному  плану или  составленному самим ребенком (понятийная гроздь или кластер).
  8. Систематически  в учащихся такое  качество речи,  точность словоупотребления,  специальные упражнения с  словами или  предложенными для выбора.
  9. Активно  на уроках  языка прием  проводить ролевые игры.
  10. Чаще проводить письменные мини сочинения на заданные творческие темы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Батырева, С.Г. Коммуникативная компетенция как результат начального общего образования // Академический вестник. – 2015. – №3.

2. Батырева, С. Г. Коммуникативное целеполагание как основа типологизации задач по формированию коммуникативных универсальных учебных действий // Стандарты и мониторинг в образовании. № 4, 2013; с. 46-52.

3. Батырева, С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников // Начальная школа. – 2015. – №11. – с.32-35.

4.  Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика–Пресс, 2012. – 263–269 с.

5.  Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика–Пресс, 2012. – 263–269 с.

6. Грибова, О. Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ: Монография. / О. Е. Грибова. – М.: АПК и ППРО, 2009.-120с.

7. Селевко Г. К. Компетентности и их классификации. // Народное образование. – 2004. – № 4. – С.138-143. 1

8. Мошнина Р.Ш. Компетентностный подход в образовании как основа реализации принципа непрерывного образования в соответствии с ФГОС общего образования // Сборник трудов участников IV Всерос. науч.практ. конф. «Современное непрерывное образование и инновационное развитие» / Под ред. проф. А.Н. Царькова и проф. И.А. Бугакова. Серпухов, 2014

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1598, зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 03.02.2015г. регистрационный № 35847.

10. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001 г.

11. Батырева С.Г.Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий: Литературное чтение. 1 класс. ФГОС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"

В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....

Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма

Подготовка дошкольников с ОВЗ к обучению в школе является одной из важных и сложных задач в предшкольный период. Особое внимание необходимо уделить формированию у детей готовности к овладению навыками...

Овладение навыком подбора антонимов

Данная презентация составлялась для обучающихся логопункта второго года обучения....

Опыт работы по теме "Формирование грамотности младшего школьника через овладение навыками самоанализа"

Модульное представление опыта работы. Грамотность всегда будет важна для человека....

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...