Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма
статья по теме

Карнозова Наиля Наилевна

Подготовка дошкольников с ОВЗ к обучению в школе является одной из важных и сложных задач в предшкольный период. Особое внимание необходимо уделить формированию у детей готовности к овладению навыками письма, так как у детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии мелкой моторики и ручной умелости, недостаточно сформированы зрительно-моторные и слухомоторные координации, элементарные графические навыки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма. А это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, на нем практически строится все дальнейшее обучение. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных. Одной из важных составляющих готовности к письму является наличие у ребенка развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также формирование базовых графических умений и навыков.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдаются низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Дети с ОВЗ, не посещающие образовательные организации нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи и специальной подготовке к школе. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей с ОВЗ первоначальных графических навыков. Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить эффективную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимых для успешного обучения в 1 классе, снизит психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу.

     Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников 5-6 лет – одно из важнейших направлений работы при подготовке ребенка к школе.

Основные задачи:

Научить соблюдать санитарно-гигиенические правила письма.

Развивать и совершенствовать мелкую моторику, тонкие движения кистей и пальцев рук.

Развивать представления ребенка о пространстве, зрительно-моторные и слухомоторные действия.

Научить детей ориентироваться на листе бумаги и в тетради.

Формировать базовые графические навыки.

Научить произвольно регулировать свою деятельность (работать по правилу и образцу, планировать, контролировать свои действия, оценивать качество выполнения задания).

Воспитывать способность работать в коллективе, развивать навыки общения, конструктивные способы взаимодействия со сверстниками.

Работа по подготовке руки к письму проводится по следующим направлениям:

Развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

Развитие пространственной ориентировки.

Формирование базовых графических навыков.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики, ручной умелости (выкладывание мозаики, нанизывание бусинок, вырезание ножницами, шнуровка и др.).

4. Упражнения на развитие зрительно-пространственных представлений, слухового внимания.

5. Работа в тетрадях на развитие графических навыков.

6. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

7. Рекомендации на дом.

   Родители должны являться активными творческими участниками учебного процесса. В работе с семьёй педагог ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, оказание помощи в формировании правильного подхода к ребенку при подготовке его к школе.

Формы работы с родителями:

  • беседы;
  • индивидуальные и групповые консультации (1 раз в месяц);
  • открытые занятия (2-3 занятия в год);
  • визуальные средства информации (информационный стенд; подборка текстовых консультаций).

Показатели готовности дошкольников к овладению навыками письма:

  • соблюдение санитарно-гигиенических правил письма;
  • свободное владение техникой движения руки, зрительно-моторной и слухомоторной координацией;
  • умение ориентироваться в пространстве листа; умение вписывать предметы различной конфигурации в рабочую строку (клетку);
  • умение моделировать и конструировать предметы из элементов различной   конфигурации;
  • владение графическими навыками: проведение различных линий; выполнение штриховки; копирование рисунков; рисование и раскрашивание различными материалами;
  • умение правильно писать печатные буквы и элементы письменных букв;
  • умение распределять внимание, контролировать свои действия во время графомоторной деятельности;
  • умение ориентироваться в задании, последовательно и аккуратно выполнять необходимые действия, оценивать качество выполнения задания и т.д.

Результаты проведенных занятий показывают, что у большинства детей уровень развития пространственных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики руки по сравнению с началом обучения становится значительно выше.

 Таким образом, вовремя начатая и правильно организованная работа в предшкольный период позволяет достигнуть поставленной цели – подготовить дошкольника к овладению навыком письма.

Используемая литература:

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженным отклонением в развитии.
  2. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагога. – М.: Парадигма, 2010.
  3. Безруких М.М.  Как научить ребенка писать красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Коррекционная работа по подготовке детей с ОВЗ к овладению навыками письма

Дети с нарушением интеллектуального развития в большинстве случаев испытывают значительные трудности в процессе письма. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не могут выделить клетку. Мно...

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....

Предпосылки и технология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку

Трудности в учебном процессе, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополня...