Сознательное овладение навыками письма. Сознательное упражнение в письме букв.
презентация к уроку
В презентации есть этапы письма, приемы помогающие сознательному овладению письма
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сознательное овладение навыками письма Сознательное овладение навыками письма означает, что ученик осознаёт цели учения, планирует и организует свою работу, умеет себя проверить, проявляет интерес к знаниям, ставит проблемы и умеет искать их решения. Некоторые составляющие сознательного характера письма: правильное соотнесение звука и буквы; соблюдение ряда правил — графических и орфографических; использование письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений.
В формировании навыка письма выделяют 3 основных этапа: 1 этап - аналитический - овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. (заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.); 2 этап - условно назван синтетическим - соединение отдельных элементов в целостное действие. 3 этап - автоматизация - это этап формирования навыка, на котором движения руки становятся более плавными, уверенными, быстрыми, не требуют больших усилий. Ребёнок не задумывается, как написать букву, как соединить буквы в слово, как их расположить на строчках.
Приемы, помогающие сознательному овладению навыками письма. 1.Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально - в тетради ученика. Показ должен сопровождаться объяснением учителя: где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Если сначала это делает учитель, то через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать, как соединять буквы.
Приемы, помогающие сознательному овладению навыками письма . 2. Списывание учащимися с готового образца - образца учителя на доске или в тетради, прописей. Это прием основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания.
Приемы, помогающие сознательному овладению навыками письма. 3. Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. В индивидуальной работе для исправления формы отдельных букв может быть проведено такое упражнение. В начале строки точками учитель прописывает две буквы и одну букву прописывает в середине строки.
Приемы , помогающие сознательному овладению навыками письма. 4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.
Приемы, помогающие сознательному овладению навыками письма. 5 . Введение в обучение правил письма, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко, и их должно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
Правила письма В 1-4 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма: 1. буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном; 2. необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга; 3. писать надо красиво.
Приемы , помогающие сознательному овладению навыками письма. 6. Прием ошибочного написания , можно считать еще одним из приемов обучения, служит для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить. Во 2 и 3 классе общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску.
Вывод Формирование сознательного навыка письма младших школьников является одной из важнейших задач начальной школы: именно от начальной школы зависит то, как ребенок будет относиться к процессу письма в дальнейшем. Учителю начальных классов важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развить в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма
Подготовка дошкольников с ОВЗ к обучению в школе является одной из важных и сложных задач в предшкольный период. Особое внимание необходимо уделить формированию у детей готовности к овладению навыками...

Сообщение на ШМО учителей начальной школы лицея №11 "Физтех" : "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку"
В разработке использованы статьи Мисаренко Г.Г....

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Русское письмо основано на звукобуквенном ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...
Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Коррекционная работа по подготовке детей с ОВЗ к овладению навыками письма
Дети с нарушением интеллектуального развития в большинстве случаев испытывают значительные трудности в процессе письма. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не могут выделить клетку. Мно...

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»
Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....