Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»
консультация (1 класс) на тему

Бородина Татьяна Александровна

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей первоклассников

«Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Учитель начальных классов МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти

Бородина Татьяна Александровна.

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Формирование навыка письма – длительный и сложный процесс, овладеть которым можно «только при условии, если ребенок усвоил выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи» (Л.С.Выготский)

Нередко первоклассники сталкиваются с трудностями при обучении письму. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображали слишком маленькие предметы на листе.

Важно, прежде всего, правильно подготовить руку ребёнка к письму, а не бездумно обучать писать.

Подготовка руки к письму включает несколько направлений: 

  • развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
  • развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
  • развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
  • развитие пространственной ориентации (умение ор
  • Прежде всего необходимо сформировать правильный захват орудия иентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке). письма. Ручка или карандаш удерживаются щепотью: большим, указательным и средним пальцем. При правильном захвате указательный палец должен легко подниматься, и орудие письма при этом не выпадает.

Ручной труд благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, а также способствует приобретению умении и навыков, которые потребуются в дальнейшем в школе.

Работа с ножницами упражняет ребёнка в быстром чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления.

Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе, а также активно развивает это содружество.

Раскрашивание развивает руку, точность движений. Больший эффект можно получить при раскрашивании карандашом одного цвета, но с разным нажимом.

Полезными окажутся и творческие работы по выкладыванию мелких предметов на заготовку (бисер, крупа, нитки).

У детей, испытывающих трудности в ориентировке в пространстве, в различении левой и правой сторон пространства, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительных образов букв.

Прежде всего, ребенок должен чётко определять, где у него правая(левая) сторона туловища и уметь определять все части тела с одной и другой стороны. Сложным для ребёнка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив.

Письмо – процесс, тесно связанный с ритмом. Поэтому необходимо учить слышать ритм воссоздавать его; учить фиксировать ритм посредством ритмических рисунков(бордюров) и читать их.

Важно помнить о правильной посадке во время занятий, и о том, что взрослый должен находиться рядом, чтобы следить за выполнением заданий, т.к. сам ребенок, сконцентрировавшись на выполнении задания, о них забывает уже через несколько минут.

Непринуждённая и доброжелательная обстановка во время занятий, создание игровых ситуаций, систематичность занятий позволят ребёнку легко перейти к самому процессу письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Консультация для родителей 1-2 классов «Трудности обучения письму и чтению леворуких детей»

    Оказание помощи родителям в овладении методами воспитания детей и формирования у них навыков жизнедеятельности, в том числе и учебной, во многом позволит снизить риск появления ра...

Предпосылки и технология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку

Трудности в учебном процессе, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополня...

Трудности овладения навыком письма

Диагностика причин трудностей формирования красивого почерка...