МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА
статья по русскому языку на тему

Сутырина Ксения Сергеевна

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sutyrinoy_k.s._gbou_tsdk_syzran_logopediya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО

ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА

«Источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

   Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.                        

   Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

   Один из «практических» ответов на вопрос: «Как подготовить ребенка к школе» – является развитие  мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению И.Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

   Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники  часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом. Тренировка пальцев в течение 3-5 минут является достаточной для получения стойкого повышения работоспособности коры головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

     Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение  менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

    К шести годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети могут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тесьмы, простейшие приемы плетения макраме,  шнурование. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц разных размеров. Дети должны владеть навыками самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, заплетать косы, завязывать банты и т.п.)

   Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма. Сначала можно предложить ребенку следующие упражнения:

1. На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру. Ребенок должен поочередно приподнять по просьбе взрослого нужные пальцы, остальные пальцы должны быть прижать к листу картона.

2. Показывать поочередно пальцы – по одному, два и т.д.; выдвигать вперед указательный и безымянный (остальные пальцы сжаты в кулак) и т.п.

3. Отбивание такта каждым пальцем поочередно, имитация игры на пианино (левая, правая рука, одновременно двумя руками).

  Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики руки можно разделить на три составляющие: 1)пальчиковая гимнастика;2)отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях;3)упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Графические упражнения.

         Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом.

   Для развития точности и плавности движений, нужных для письма, используют следующие упражнения: а) раскрашивание картинок, б) точное обведение контуров предметов, в) рисование предметов по точкам, г)соединение данных точек линиями разного направления, д) штрихование, е) дорисовывание деталей.

  

Можно предложить детям следующие графические упражнения:

      «Дорожки». Ребенок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребенку простые « дорожки » (широкие и прямые), затем усложните задание («дорожки» узкие, извилистые, горизонтальные, вертикальные).

      «Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.  

       «Клубочки». Ребенок должен обвести клубочки по точкам, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против часовой стрелки.

       «Нарисуй фигуры». Ребенок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата, треугольника, круга и т.д.) постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

      «Нарисуй такую же картинку» и  « Дорисуй картинку»

Ребенок должен  нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на образец, нарисованный  в левом квадрате.

      «Продолжи узор по клеточкам»

Ребенок должен продолжить узор по образцу.

Пальчиковые игры

      Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать резиновые кольца, игрушки. Затем следуют упражнения  на расслабление пальцев и кистей рук: «погладим котенка», «веселые маляры» (синхронные движения кистей обоих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого взмаха, затем влево-вправо); « ладонь-ребро-кулак »(чередование движений); « азбука Морзе » и др.

      В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     «Пальчиковые игры» могут быть инсценировкой каких-либо рифмованных историй при помощи пальцев, история существования этих игр исчисляется столетиями. Некоторые игры требуют участия  обеих рук, что дает возможность детям  учиться ориентироваться в понятиях «вправо», « влево», «вверх», « вниз», «над», «под» и т.п. Можно использовать следующие виды упражнений: а) без стихотворного текста («пчелиный рой»- вращательные движения поднятым вверх указательным пальцем, «стул»- правая ладонь, сжатая в кулак, левая, прижатая вертикально к правой, «бегущая лошадь»- средний палец вытянут вперед, остальные упираются в стол и передвигаются в медленном, а затем и в быстром темпе; «улитка с рожками»- правая рука прижата к столу вниз, указательный и средний палец разведены, а пальцы левой руки обхватывают пальцы правой как панцирь и т.п.)        

      В следующих упражнениях нужно соотносить слова с действиями пальцев (поочередно то сгибая, то разгибая по одному) Все пальцы согнуты, кроме большого, к нему обращено стихотворение:

   « Пальчик-мальчик, где ты был?

   С этим братцем в лес ходил, - (указательный палец разгибается)
   С этим братцем – щи варил ( средний палец…)

   С этим братцем – кашу ел, ( безымянный..)

   С этим братцем - песни пел! ( мизинец..)

   Этот пальчик хочет спать, (загнуть мизинец)

   Этот пальчик – прыг в кровать! (безымянный..)

    Этот пальчик прикорнул. (средний..)

    Этот пальчик уж уснул. (указательный..)

    Тише, пальчик, не шуми, (обращение к большому пальцу)

    Братиков не разбуди, (согнуть большой палец)

    Этот пальчик долго спал, а потом будить всех стал.

    Встали пальчики. Ура! (разогнуть все пальцы)

    В школу им иди пора.

                                        « Засолка капусты »

Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вниз и вверх)

Мы морковку трём. (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к    себе и от себя).

Мы капусту соли, (движение пальцев,имитирующее посыпание из щепотки).

Мы капусту жмём. ( интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки).

                                                               

Работа по развитию движений пальцев рук с использованием предметов

     Совершенствованию моторики содействуют специальные упражнения с предметами (геометрическое лото, мозаика, складывание пазлов, выкладывание фигур и орнаментов из цветных палочек и д.р.) Дети любят такое упражнение, как шитьё по проколам, сделанным по контуру рисунка.

    Постепенно уменьшая размеры предметов, можно добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук. Мозаика, конструктор, разрезные картинки – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Рекомендуются следующие упражнения:

- работа с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить и т.п.)

-«почтовый ящик»- (положить в отверстия в крышке ящика нужной геометрической формы посылку);

- берётся карточка, в которой в определенной последовательности сделаны  отверстия, нужно: (а/ протянуть нитку последовательно через все отверстия,

 б/протянуть нитку, пропуская одну дырочку, в/выполнить обычную шнуровку, как в ботинке и т.д.)

Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук.

       Родители должны организовать всю жизнь ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазание, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате, занятия на трапеции и т.д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усиливать. Для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям. Дополнительно желательно заниматься теннисом, бадминтоном и хореографией.

          Хорошим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с учителем. Родители узнают от педагога, какие недочеты и ошибки есть у ребенка в различных видах ручной деятельности, а также получают квалифицированный совет по данной проблеме.   Все выше перечисленные методические рекомендации по развитию мелкой моторики  помогут родителям быстрее достичь желаемых результатов.

Список литературы

1. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999.

2. Дефектология: Словарь-справочник/Авт. сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: «Новая школа», 1996.  

3. Зайцева И.А., Кукушин В.С.. Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика/ Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов. н/Д: «МарТ», 2002.  

4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

5. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.  – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.

7. Лапухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.

8. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

9. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 1996.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: «Владо Филичева Т.Б., с», 1995.

11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1985.

12.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М. «Просвещение», 1987.

13. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: «Владос», 1997.

14. Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и графических навыков у учащихся начальных классов.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучени...

Консультация для родителей «Значение рисования для развития мелкой моторики!»

Консультация для родителей«Значение рисования для развития мелкой моторики!»...

Методические рекомендации для родителей младших школьников

Подборка материала для родителей младших школьников...

Методические рекомендации для родителей младших школьников школ с углубленным изучением французского языка

Данное пособие представляет собой основные материалы по обучению чтению , формированию произносительных и грамматических навыков . Оно адресовано прежде всего родителям учащихся младших классов, начин...

Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму.

Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму. Информация для родителей....

Рекомендации родителям и педагогам по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

Данные рекомендации составлены с целью просвещение о значении и необходимости развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ, а именно детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материал содержит ос...