Развитие мелкой моторики и графических навыков у учащихся начальных классов.
материал (1 класс) по теме

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_motoriki.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Еремеева Инна Владимировна

учитель начальных классов

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный

Развитие мелкой моторики и

графических навыков у начальных классов учащихся.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев.  От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник мысли. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе, что может привести в ухудшению успеваемости по таким предметам, как изобразительное искусство, трудовое обучение, письмо и др. Поэтому в дошкольном и младшешкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического навыка ручной умелости. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.

Различные проблемы в обучении возникают у школьника тогда, когда ему не были созданы  условия, в которых он мог бы развивать определенные качества, либо в дальнейшем эти качества оказались не нужными, не востребованными. Обращаясь к коррекционно-развивающей работе со школьниками, педагог создает или воссоздает условия, в которых новые возможности, искомые психолого-педагогические навыки могут сформироваться и стать нужными ребенку в обучении. Те или иные способности, психические новообразования, конкретные психологические навыки ребенка не существуют сами по себе. Они возникают, формируются, развиваются в том случае, если создана особая система отношений с ребенком, которая формирует желания, потребности, интеллектуальную и физическую готовность.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кисти и пальцев рук. Отклонение в развитии моторной сферы у детей с умственной отсталостью создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей можно определить по числу бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30с ребенок бросил более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15 – удовлетворительная, менее 15 раз – плохая. Используют и другие приемы.

Поочередной прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца: продолжить с наибольшей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к кончикам пальцев 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке – 2-, 3-, 4-й в течение 5с.

Одновременное чередование кулака и ладони.

Отстукивание ритма 1-11-1-11.

Лабиринт: по сигналу провести непрерывную линию до выхода из лабиринта.

Удерживание в течение 10с положения на корточках с горизонтально вытянутыми руками.

Стояние с закрытыми глазами в течение 10с попеременно на правой и левой ноге.

При максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее трех раз.

Упражнения и игры для развития и совершенствование

 ручной моторики.

  1. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

  1. Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.

«Звонок»  - на столе перед детьми настольный звонок – кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

«Человечки» - указательный и средний палец бегают по столу.

«Веселые маляры» - движения «кистью»  влево-вправо, вверх-вниз.

«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживания.

«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в пространственных понятиях «право, лево, верх, низ». Игры эти очень эмоциональны, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения учителя, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  1. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Ладонь – кулак – ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и становится ребром.

«Зайчик – кольцо» (переход из одной статистической позы в другую).

«Коза – кошка» (переход из одной статистической позы в другую).

«Отстукивание» - карандашом воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

  1. Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными и разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету. При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередование по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

  1. Графические работы.

Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:

- обводке контуров, лекал;

- воспроизведении изображения с помощью опорных точек;

- штриховке в разных направлениях (существуют разные виды штриховок: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигуры. Перед учеником ставится задача: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое. Штрихи должны быть ровные, прямые, с одинаковым нажимом, при этом нужно не заезжать за контур. Для штриховки лучше использовать цветные карандаши, а фломастеры для обводки контура.);

- дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

- раскрашивании картинок;

- соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

6.  Игры для тонкой моторики и координации движений.

«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машины, в другом – дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимателен и осторожен». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

«Съедобное и несъедобное». (Это игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.

Кроме вышеописанного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги, шитье, вышивание, вязание, плетение.

Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на графический навык, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представлений о том, как надо правильно держать карандаш или ручку.

Правильная посадка ученика за партой при письме.

  1. При правильной посадке ученик должен сидеть прямо, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3 – 5 см), оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги согнуты под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног. Руки при письме лежат так, чтобы локти  немного выступали за край  стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Голова немного наклонена налево у детей, пишущих правой рукой, либо немного направо – у детей, пишущих левой рукой.
  2. Тетрадь следует располагать против середины груди пишущего так, чтобы правый ее угол был выше левого. Во избежание излишнего поворота головы  и туловища в ту или иную сторону тетрадь по мере написания нескольких слов должна быть продвинута левой рукой настолько, чтобы пишущая рука не особенно удалялась от середины груди.
  3. Ручку следует держать тремя пальцами: большим – слева, указательным – сверху, средним – поддерживать справа. Все три пальца находятся в слегка согнутом спокойном положении. Остальные два пальца – безымянный и мизинец – служат опорой кисти. Они должны слегка касаться бумаги и легко скользить по ней. Конец ручки должен быть направлен в правое плечо. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за посадкой и графической деятельностью ребенка. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий  предмет и действовать с ним, педагог должен систематически проверять, выполняет ли ученик эти требования, и по необходимости поправлять его.

Литературные источники:

  1.   Вейзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.,1997г.
  2.   Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Развитие речи – чтоб   учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, 2000г.
  3.   Ильина М.Н. Подготовка к школе. М., 2008г.
  4.   Илюхина В.А. Волшебные линии. М., 2005г.
  5. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. М., 2001г.
  6.   Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М., 2006г.
  7. Узорова О.В. Нефедова Е.А. 300 узоров, Балашиха, 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общеучебных умений и навыков обучающихся начальных классов

Исследование, целью которого являлось выявление и обоснование влияния на качество знаний обучающихся I ступени уровня владения ими общеучебными умениями и навыками.     Основными навыками, которые до...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у младших школьников

Мелкая моторика - движение мышц кистей рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Одна из сторон двигательной сферы ребенка, которая не...

Сборник игр и упражнений «Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»

Комплекс упражнений, направленных на формирование графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ...

«Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»

Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Поэто...