Главные вкладки

    Программа развития мелкой моторики рук для учащихся начальных классов.
    учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Программа рассчитана на два года

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_motorika_ruk.doc98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

    «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

    Программа.

    Развитие мелкой моторики рук

    для начальных классов.

    Автор:

    педагог-психолог  Соколовская Е.И.

    2011 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Программа “Развитие мелкой моторики рук” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

    Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

    Актуальность:     

    Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

      Новизна программы:

    • обучение детей проводится с 1 класса;
    • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
    • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
    • мелкая моторика;
    • речевое развитие.
    • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

    Психолого-педагогическая целесообразность  заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.

    Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

    Задачи программы: 

    Обучающие:

    1. Научить детей владеть графическими навыками письма.
    2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
    3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

    Развивающие:

    1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
    2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
    3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

    Воспитывающие:

    1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
    2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
    3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

    Отличительные особенности данной программы:

    Дана программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к развитию мелкой моторики рук. Занятия так же направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для лёгкой адаптации ребёнка в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

    Формы и режим занятий:

    Программа  рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм: 

    • беседа
    • экскурсия
    • дидактическая игра
    • ролевая игра
    • физические упражнения
    • коллективное творчество
    • анкетирование
    • индивидуальная корректировка действий.

    Направленность программы:

    Программа включает в себя следующие разделы:

    • пальчиковая гимнастика
    • оригами
    • конструирование
    • графические упражнения
    • игры и действия с предметами.

    В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

    В разделе “Оригами”  дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

    В разделе “Конструирование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

    В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

    В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

    Результатом работы по данной программе должно стать:

    • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
    • Овладение разными видами трудовой деятельности.
    • Умение создавать художественный образ своего изделия.
    • Овладение приемами работы с разными инструментами.
    • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
    • Овладение нормами этики поведения.

    Срок реализации программы:

    Программа рассчитана на 2 года обучения.

    Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:        

    Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

    должны знать: 

    • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
    • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
    • понятие “оригами”, “шаблон”;
    • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
    • основные правила склеивания;
    • понятие «конструктор», «мозаика», «пазл».

    должны уметь: 

    • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
    • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
    • работать с трафаретами;
    • изготавливать детали по шаблону;
    • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
    • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

    К концу второго года обучения дети

    должны знать: 

    •  виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
    • виды штриховки (простая и комбинированная);
    • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
    • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
    • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

    должны уметь: 

    • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
    • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
    • плести косички из ниток;
    • выполнять шнуровку.
    • вырезать симметричные детали;

    Формы подведения итогов реализации программы:

            В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

    • тестирование по индивидуальным карточкам,
    • самостоятельные работы,
    • беседа, выступления,
    • выставки графических работ,
    • участие в конкурсах.

    Учебно-тематический план.

    1год обучения – 72  часа

    Содержание

                         Кол-во часов

    всего

    теория

    практика

    1

    Диагностика

    1 ч

    -

    1 ч

    2

    Пальчиковая гимнастика

    4 ч

    -

    4 ч

    3

    Оригами

    10 ч

    1 ч

    9 ч

    4

    Конструирование

    13 ч

    3 ч

    10 ч

    5

    Графические упражнения

    24 ч

    3 ч

    21 ч

    6

    Игры и действия с предметами

    20 ч

    3 ч

    17 ч

    Итого:

    72 ч

    10 ч

    62 ч

    Учебно-тематический план.

    2 год обучения – 72   часа

    Содержание

                     Кол-во часов

    всего

    теория

    практика

    1

    Диагностика

    1 ч

    -

    1 ч

    2

    Пальчиковая гимнастика

    4 ч

    -

    4 ч

    3

    Оригами

    8 ч

    1 ч

    7 ч

    4

    Конструирование

    13 ч

    2 ч

    11 ч

    5

    Графические упражнения

    27 ч

    4 ч

    23 ч

    6

    Игры и действия с предметами

    19 ч

    2

    17 ч

    Итого:

    72 ч

    9 ч

    63 ч

    Содержание курса.

    Первый год обучения.

    • Диагностика  1ч.

    Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.

    • Пальчиковая гимнастика  4    ч.

    Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

    Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»

    • Оригами  10 ч.

    Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

    Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Фоторамка для папы».

    • Конструирование - 13   ч.

    Знакомство с различными видами конструкторов (лего, железные конструкторы, кубики).  Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.

    Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».

    • Графические упражнения  24   ч.

    Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.

    Практика: «Маша и медведь», «Колобок», «В гостях у кота Матроскина».

    • Игры и действия с предметами   20     ч.

    Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.

    Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков».

    Второй год обучения.

    • Диагностика  1 ч

    Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.

    Практика: «Как я пишу и русую»

    • Пальчиковая гимнастика  4  ч.

    Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

    Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».

    • Оригами  8  ч.

    История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

    Практика: «Цветы любимой мамочке», «Фуражка для папы», «В зоопарке»

    • Конструирование  13  ч.

    Работа с железными конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

    Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».

    • Графические упражнения   27   ч.

    Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);

    Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Тридцать три богатыря», «У лукоморья…», «День и ночь».

    • Игры и действия с предметами   19 ч.

    Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;

    Практика:  игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие учебно-логических умений у учащихся начальных классов

    Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенносте...

    Способы, направленные на развитие орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов

    Упражнения, используемые на уроках русского языка и литературного чтения для развития орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов....

    Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

    Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»

    Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...

    Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Развитие словесно – логического мышления у учащихся начальных классов

    Для успешного обучения школьники должны владеть логическими действиями: устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, выбирать наиболее эффективные спос...

    Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

    Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...