Развитие словесно – логического мышления у учащихся начальных классов
статья (2 класс) на тему

  Для успешного обучения школьники должны владеть логическими действиями: устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Развитие словесно – логического мышления у учащихся начальных классов

 Для успешного обучения в начальной школе должно быть сформировано словесно-логическое мышление, зачатки которого формируются ещё в дошкольном возрасте. Словесно-логическое (понятийное) мышление формируется на основе наглядно-образного и наглядно-действенного. В свою очередь наглядно-образное также тесно связано с речью. С помощью речи закрепляются образы, представления ребенка. Все формы мышления образуют единый процесс познания реального мира. К моменту школьного обучения дети научаются оперировать в уме сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. В качестве носителя информации выступает речь, поэтому речевые задержки и нарушения в дошкольном возрасте влияют на формирование мышления.

   У нормально развивающихся детей исподволь идёт процесс осмысления своих действий, речь выполняет организующую, планирующую и регулирующую функцию. У части детей имеется разрыв между словом и образом, поэтому решение практических и интеллектуальных задач вызывает у них устойчивые трудности.

   Практика обучения в начальных классах показывает, что ученикам нужен неослабевающий контроль. Далеко не весь материал, изучаемый в классе, дети могут самостоятельно использовать при выполнении домашних заданий. Помощь родителей такая необходимая с одной стороны, с другой стороны незаметно становится чрезмерной и мешает развитию мыслительных операций. Отговорки типа: «Очень долго думает, уроки делаем допоздна», устраивают и взрослых, и детей. Однако, логическое и алгоритмическое мышление младших школьников, пространственное воображение и речь требуют специального развития и времени. Новая парадигма  начального образования  направленна на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников. Для успешного обучения школьники должны владеть логическими действиями:

  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • выстраивать логические цепочки рассуждений,
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий,
  • формулировать проблемы,
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.  

  Есть учителя начальной школы, которые одновременно со школьниками обучают и родителей, чтобы они дублировали объяснение учителя при выполнении домашних заданий. Это очень трудоемкий процесс. Как практикующий учитель-дефектолог предлагаю практические советы для развития внимания, мышления и речи младших школьников.

Учим детей работать с информацией

Упражнение «Исправь предложение»

После грибов  идут дожди.

Брат потерял библиотеку из книги.

Лошадка причёсывает мальчика.

Весной луга затопили речку.

На тоненьких листьях показались ветки.

Дети набрали костер для хвороста.

Телёнок ведет девочку на верёвочке.

Коза принесла корм девочке.

Колхозники ссыпали мешки в картофель.

Убежал мальчик и стеклом разбил мяч.

«Лишнее слово»:

1.        Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

2.        Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

3.        Дождь, снег, осадки, иней, град.

4.         Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

5.         Шагает, ходит, идет, ходьба

6.        Большой, крохотный, огромный, гигантский

Логические задачи

  1. Две девочки сажали деревья, а одна – цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Лариса с Таней сажали разные растения?
  2. Три девочки нарисовали двух кошек и одного зайца, каждая по одному животному. Что нарисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей нарисовали разных животных.
  3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?
  4. Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилил доску?
  5. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

Умение рассуждать основано на знании и умении оперировать логическими операциями и правилами рассуждений (построения умозаключений).

При анализе ситуаций, описанных в  предложенных упражнениях, младшие школьники  овладевают умением искать и  выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и  анализа объектов  с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Правильно выстроенный (от простого к сложному) материал будет доступен школьнику. Важно не подталкивать его, а дать достаточно времени для рассуждения.

Логическое мышление необходимо при решении текстовых задач. Не все учителя используют наглядность для решения задач, считая, что достаточно краткой записи. Возвращаясь к особенностям формирования наглядно-образного мышления, когда есть  разрыв между словом и образом, смысл записи и логика задачи становится недоступной школьнику. Хочется обратить внимание на наглядное моделирование, применяемое в сингапурской математике. Это дискуссионная тема, но поэтапное создание модели любой задачи структурирует мышление младшего школьника. Если дети научены самостоятельно строить модели по принципу замещения, то их представления позволяют оперировать образами и осознавать логику математических действий.

Возможности современных детей таковы, что многим из них сложно действовать в соответствии с алгоритмом, работать с таблицами, схемами, анализировать и интерпретировать данные. Интеллектуальная деятельность вызывает трудности. Но понятные детям модели меняют ситуацию, и они должны быть использованы столько, сколько это необходимо каждому конкретному учащемуся.

Литература:

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.   М.:ВЛАДОС, 2005г

Кондратьева С.Ю. Профилактика дискалькулии.                                                           С-Пб.: АППО, 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно-логических умений у учащихся начальных классов

Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенносте...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс

Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс)....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления для обучающихся начальной школы. Лексическая тема «цветы»

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления для обучающихся начальной школы.Лексическая тема «цветы»Данный материал позволяет совершенстовать словесно-логиче...

Презентация Дидактическая игра "Четвертый лишний" на развитие вербально-логического мышления для учащихся 1 класса с нарушением интеллекта.

Дидактичекая игра "Четвертый лишний" на развитие вербально-логического мышления для учащихся 1 класса с нарушением интеллекта....