Главные вкладки

    Материал на тему:
    Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

    Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                               Министерство образования  и науки Самарской области

                 Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного                       профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

    Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

    Итоговая работа

    по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

     «Основные направления региональной образовательной

    политики в контексте модернизации российского образования»

    по теме:

    «Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления»

    СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 30.11 по 5.12. 2015 года

       2 сессия с 7.12 по 10.12. 2015 года

                                                Выполнил (а):Самотуева Галина Александровна

                                                            учитель начальных классов

                                                         ГБОУ ООШ с.Гвардейцы

                                    м.р. Борский

                                                                2015г.

                                                          Введение

      Наше время характеризуется сменой образовательной парадигмы, которая предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете. Переход общества к качественно новому состоянию влияет на цели обучения. Требуются люди убеждённые, активные, ищущие, умеющие жить и работать в условиях демократии, в обстановке возрастающей экономической и социальной ответственности за себя и за свою страну.

    «…В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.  Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

    Актуальность.

    Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

     К логическим универсальным действиям относятся:

    — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    — подведение под понятие, выведение следствий;

    — установление причинно-следственных связей;

    — построение логической цепи рассуждений;

    — доказательство;

    — выдвижение гипотез и их обоснование.

    Из вышесказанного следует, что  уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

              Ведущая педагогическая идея опыта заключается  в использовании познавательных процессов как средства достижения необходимого уровня развития логического мышления, поскольку способствует:

    -формированию  и  развитию  внутренней  мотивации   учащихся   к обучению в начальном звене;

    -повышению  мыслительной  активности  учащихся  и  приобретению  навыков логического  мышления  по  проблемам,  связанным  с   реальной   жизнью;

    -развитию индивидуальных особенностей  учащихся,  их  самостоятельности, совершенствованию  знаний;

    -воспитанию личности, способной самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

    Опыт работы в школе убедил меня в том, что развитие логического мышления является необходимым условием достижения прочных знаний учащимися. Умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы позволяет достичь положительных результатов в любом виде деятельности.

            Но как показала практика, большинство учащихся начальных классов хотят узнать как можно больше нового, но, к сожалению, не всегда такое желание совпадает с возможностями. В процессе работы  с детьми в первом классе обнаружилась проблема несформированности у них умений проводить простейшие логические операции.  Многие дети смутно представляют себе, что значит доказать какое-либо утверждение, не владеют простейшей логикой доказательства, не могут привести конкретный пример, иллюстрирующий изучаемое общее положение, подобрать опровергающий пример, затрудняются в применении определения для распознания того или иного математического объекта, не всегда могут дать точный ответ на поставленный вопрос.

    Таким образом, целью педагогической деятельности является формирование положительной динамики развития логического мышления в процессе обучения учащихся 1-4 классов.

     Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

    учить ребёнка:

    - выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки;

    - выделять причинно-следственные связи;

    - рассматривать проблему с разных точек зрения;

    - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

    - отвергать ненужную или неверную информацию;

    - понимать, как различные части информации связаны между собой;

    - выделять ошибки в рассуждениях;

    - избегать категоричности в утверждениях и личного мнения;

    - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

    формировать умения:        

     - отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;

    - строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

    - делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

    научить:

    -применять полученные знания и навыки в различных ситуациях;

    создать условия:

    - для развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.

    Предполагаемые результаты.

    1. Увеличится уровень мотивации к обучению.
    2. Успеваемость по предметам будет – 100%.
    3. Будут сформированы навыки самостоятельной работы и реальной самооценки.
    4. Увеличится количество победителей и призёров в различных творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-исследовательских и творчески  проектных работах учащихся.
    5. Повысится качество образования. (С 59% до 80%)
    6. Будет высоким уровень общественной активности, формирования необходимых компетенций и социального опыта выпускников начальной школы.

         Основная часть.        

    Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. 
    Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идет о мышлении. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников получать знания. Одним из таких способов обучения является
    технология развития критического мышления. Но прежде чем говорить о самой технологии, хотелось бы понять, что же такое «критическое мышление»

    Критическое мышление - мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: ученик вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное - каждый при этом сам решает, с какой точкой зрения согласиться. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

    Цель технологии- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

    Средства достижения цели:

    •  Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.
    •  Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
    •  Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.
    • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату   («правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения.
    •  Поощрение стремления ученика находить свой способ работы,

     анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

    •  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

    Педагогическими условиями развития критического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов. Учитывая, что всё-таки большинство учителей работают по традиционным программам, возникает потребность педагогов практиков в методическом материале, направленном на развитие логического мышления, мыслительных операций, которые можно было бы использовать на уроках.

    В своей практике для развития логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности, с учащимися 1-2 классов я использую ряд заданий: 

    Задания  на развитие умения сравнивать (этап актуализации знаний)

    Задание: рассказать о форме, вкусе, цвете яблока, арбуза.

    Задание: назвать время года по заданным признакам.

    Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые края. День становится короче. Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:  Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

    Задание: назвать общие признаки предметов: кошки – собаки.

    Задание: назвать отличительные признаки предметов: дерево – кустарник

    Задание: определить, правильно ли проведено сравнение: у бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные.

    Задание: чем похожи числа: 31 и 38

    Задание: чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:

    Тапка – шапка                      Мишка – шишка

    Задание: чем похожи и чем отличаются задачи

    Было  – 25 стр.                          Было - ?стр.

    Осталось  – 9 стр.                     Осталось  – 9 стр.

    Прочитал  - ? стр.                      Прочитал  – 16 стр.

    Задания  на развитие умения обобщать (этап построения проекта выхода из затруднений)

    Задание: продолжить начатое перечисление и назвать группу слов общим словом: стол, диван, …, …, …__________.

    Задание: Назвать группу чисел общим словом:   2; 5; 6; 9 ___.

    Задание: Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.

    30 + х > 40        45 – 5 =40        62 + х = 94

    Задания  на развитие умения устанавливать закономерности (этап построения проекта выхода из затруднений)

    Задание: дан ряд чисел. Отметь особенности составления ряда и запиши следующее число:  16; 14; 12; 10; … .

    Задания  на развитие умения классифицировать (этап рефлексии учебной деятельности, этап построения проекта выхода из затруднений)

    Задание: даны слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина. Назвать: 1) ягоды;  2) фрукты.

    Задание: даны слова: мандарин, яблоко, картофель, сливы, апельсины. Назови лишнее слово.

    Задание: разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.

                1 слог               2 слога               3 слога

    С детьми 3-4 классов я использую более усложнённые методы: 

     «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же и формирует нестандартное мышление. (этап актуализации знаний)

    «Верные – неверные утверждения» - дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными. (этап построения проекта выхода из затруднений)

    «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»- чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.. (этап построения проекта выхода из затруднений)

    «Чтение с остановками» - данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Она также используется и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. (этап построения проекта выхода из затруднений)  

    «ЗХУ»- заполнение таблицы: Знаю - Хочу узнать - Узнал        (этап рефлексии учебной деятельности, этап построения проекта выхода из затруднений)

     

     «Взаимоопрос»        - чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу. (этап построения проекта выхода из затруднений)

    «Верите ли вы, что...» - класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. (этап построения проекта выхода из затруднений, этап рефлексии учебной деятельности)

    «Логическая цепочка» - после чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. (этап построения проекта выхода из затруднений)

    «Синквей» - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. (этап рефлексии учебной деятельности)

    1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

    2 строка – два прилагательных.

    3 строка – три глагола.

    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

         Чтобы проследить динамику уровня развития логического мышления обучающихся, нужно систематически проводить диагностику  образовательного процесса. Для этого можно использовать следующие виды диагностики:

    - Контрольные работы, тесты.

    Цель: проверка усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков.

    - Наблюдение.

    -Маршрутный лист.

    Цель: проследить динамику образовательного процесса конкретного ученика, чтобы своевременно оказать помощь.

    - Участие обучающихся в различных творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-исследовательских и творческих  проектных работах.

    Чтобы эффективно реализовывать технологию критического мышления, нужно выполнить ряд условий:

    -  повышение квалификации педагога по использованию технологий;

    - учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

    - изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

    - в ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

    - учебный материал должен быть организован так, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

    - необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки учебного материала;

    - достаточное количество методических для учителя; и

    -дидактические пособия, соответствующие возрасту обучающихся;

    - создание информационно-образовательной среды: наличие компьютеров с выходом в сеть «Интернет», интерактивной доски, видеопроектора и т.д.)

    Вывод.

    Важным условием для развития логического мышления  является развитие критического мышления ребёнка, которое должно быть непринужденным, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства, а также учитываться дифференцированный подход в обучении.

    Комбинируя методы и приемы развития критического мышления, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Обучение нужно строить с учетом интересов школьников, связанное с их жизненным опытом, это даст гораздо лучшие результаты, чем  обучение, основанное на запоминании и накоплении простой суммы знаний. Логически мыслить и рассуждать ученик начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него значение.

    Список литературы:

    1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

    2. «ФГОС основного общего образования» от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

    3. «Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников». М. К.Акимова, В.Т. Козлова- Обнинск, 2003.

    3. Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» - СПБ: КАРО, 2009

    4. Ласкожевская, Е.В. «Технология развития критического мышления младших школьников» / Е.В. Ласкожевская // Начальная школа. - 2007.- №6. - С.68-70.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"

    Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления.

    Технология развития критического мышления предлагает путь, который помогает усилить рефлексивные механизмы не только в совместном решении проблем, но и в учебной деятельности в целом. В качестве приме...

    «Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»

    «Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»...

    Активизация мыслительных способностей учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления.

    Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Критичность ума – это умение че...