Активизация мыслительных способностей учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления.
методическая разработка на тему

Нуриева Гульнара Нурисламовна

 Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx77.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Технология критического мышления на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

                                             

        Каждый день мы наблюдаем, как динамично меняется мир. Это отражает общую тенденцию к глобализации, что приводит к быстрому развитию информационных технологий. Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны им давать не только теоретические знания, но и практические умения, которые им пригодятся в реальном мире. Чтобы ученики стали успешными, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также им необходимо овладеть навыками критического мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в современном мире.  

     ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно - ориентированном обучении.

      Размышления над этими вопросами заставили меня осваивать новые средства обучения. Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

В чем же инновационность представленной модели?  Эта модель представляет опыт практической реализации личностноориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

         Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

             Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы.

          Я предположила, что если на уроках  русского языка организовать применение современных образовательных технологий, то это повысит уровень интереса к урокам русского языка ; активизирует познавательную деятельность учащихся; осовременит урок; будет способствовать более эффективному и глубокому изучению учебного материала, приведет к совершенствованию практических умений и навыков; позволит эффективно организовать самостоятельную работу; индивидуализировать процесс обучения;

Цель и задачи представляемой инновации

Цель: определить место информационно-коммуникационных технологий в решении поставленных образовательных задач.

Задачи

- изучение развития технологии критического мышления в психолого-педагогических аспектах;

- создание условий для  всестороннего развития личности обучающихся, совершенствование их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала;

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Предполагаемые результаты использования современных образовательных технологий:

-  повышение качества знаний учащихся.

 -  овладение учащимися ключевыми  компетентностями.

 - формирование научно-исследовательских навыков обучающихся.

          Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем понимания, восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

        Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.  

        Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

         В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

       В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

           И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

            Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

           Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

     Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы

Технологичекие

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

Учащихся

Возможные

приемы и методы

I  стадия (фаза)

Вызов :

-  актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

«Кластер»        

«Загадка»        

«Мозговой штурм»

«Отсроченная догадка»        

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нет»        

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания :

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение с пометами»        

«Дерево предсказаний»        

«Круги по воде»        

«Чтение с остановками»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. стадия

Рефлексия :

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Пятиминутное эссе»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

          Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения  технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках.

Приём «Верные – неверные утверждения»

Постановка проблемы:

   - Разберите предложения   по членам предложения и сравните их.

 В садах поспевают яблоки.

 В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

- Что интересного заметили? ( Три подлежащих)

- Яблоки, груши и сливы - однородные члены предложения

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к  одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.

На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»

Приём «Учебный мозговой штурм»

Даны слова:

цирк                                  синицы                        акация

циркуль                            скворцы                       секция

цифра                                птенцы                        станция

Постановка проблемы:

-Произнесите слова вслух  и скажите,  какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])  

-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)

-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?

Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.

Приём «Корзина идей»

Учитель:

- Что вы уже знаете о частях речи?

Ответы, собранные в корзину:

  • Части речи – это слова.
  • К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
  • Признаки частей речи.
  • Отличия одной части речи от другой.

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Учитель:

-Сегодня тема нашего урока «Написание букв о, ё после шипящих в корне  слова».

- Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы.

(Работа в парах)

Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Постановка проблемы:

- Обрати внимание на обозначение  звука [о] после шипящих в корнях слов:

,орный,] - чёрный

[шорты] - шорты

[шолк] - шёлк

[крыжовн, ик] – крыжовник

[жолтый,] – жёлтый

- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)

- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Когда после шипящих пишется о, а когда ё

Учитель:

- Понаблюдай и определи закономерность выбора букв о, ё

чёрный – чернеть                            шов

жёлтый – желтеть                           обжора

шёл – вышел                                    крыжовник

жёлуди – желудей                           шофёр

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

На стадии рефлексии учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы.

Приём «Синквейн»

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза т обобщения понятий и информации.

Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна ( слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.

Из представленных синквейнов учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

 Имя существительное                                                                                    Собственные   нарицательные                     

Называют, именуют,  указывают                

 Без них не понятно о чём речь                      

Предметное                                                                                                  

Приём «Круги по воде»

Тема. Родительный и дательный падежи имен существительных

Задание: сравнить родительный и дательный падежи.

 Примерный результат работы:Безымянный

                                       Р.п.                                 Д.п.

                          кого? чего?            Где?               кому? чему?

                          откуда?               3скл. –и               куда?

                                     предлоги

                         1скл. –и, -ы                                    1скл.-е

                             2скл. –а, -я                                  2 скл.-у, -ю                                                                    

Приём «Составление кластера»

Тема. Имя прилагательное как часть речи

Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

Примерный результат работы:

 

2.2  С

Структуры и мыслительные приёмы по профессиональному развитию «Преобразование обучения для 21 века»(Сингапурская методика)

         Также я применяю на уроках русского языка обучающие структуры по профессиональному развитию «Преобразование обучения для 21–го века» (Сингапурская методика). В данной методике очень большое количество обучающих структур и мыслительных приёмов, которые направлены для развития критического и креативного мышления, для повышения самооценки и уверенности, социальных навыков, сотрудничества у учащихся. Это такие структуры как «Конэрс», «Модель Фрейер», «Джот тотс», «Тик –Тэк-Тоу», Эй Ар Гайд», «РАФТ» , «Токин Мэт», « Си Финк Уанде», «Сорт Кардс»и т.д.                           Обучающая структура Эй Ар Гайд («Руководство предположения / рекации») – обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме До и После выполнения «упражнения – раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, доклад). Данная обучающая структура предназначена для развития критического и креативного мышления. На своих уроках я очень часто применяю структуру Эй Ар Гайд. При изучении новой темы «Второстепенные члены предложения», после сформулированных целей урока, учащимся раздается таблица с данной структурой. Эй АрГайд (РУКОВОДСТВО ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ / РЕАКЦИИ) ,где учитель приготовил 5 утверждений.

  1. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.
  2. Ученики смотрят видеоролик(презентацию)
  3.  Теперь, по завершению просмотра презентации , еще раз прочтите все утверждения.
  4.  В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.
  5.  Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ», изменились ли ваши утверждения. Если изменились, то какие и почему.
  6.  Какие из этих утверждений являются самыми главными для вас? Почему?

       Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Диагностика достижений учащихся 

Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:

-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);

-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);

- готовность к планированию;

-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);

-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.

  Применение приемов технологии Развития критического развития позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

  Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также  формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (дети справляются без затруднений ,показывают устойчивые результаты (КО – 63 %, успеваемость- 100%).

   В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась  в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.

Заключение  

Перед каждым педагогом стоит цель сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Учитель ставит перед собой главный вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ѐмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, подошли к выводу, что на предметах гуманитарного цикла, где часто приходится работать с текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников. Подводя итоги выше сказанному, остановимся на главных выводах: Технология Развития Критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству. Главная роль на уроке отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для работы с текстом применяют разнообразные приѐмы.. Разработанные и проведѐнные уроки наглядно показывают продуктивность использования приѐмов технологии развития критического мышления для работы с текстами.

    Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно придти  к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.

Список литературы

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.  

2. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

3.Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.

4.Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

5.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.

6.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа.

7.http://svetlyschool1.narod.ru/vist_Typina.htm Тяпина В. Н. “Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир”.

8.http://lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html

9.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/library/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologii-na-urokakh-v-nachalnoi

10.festival@1september.ru

11.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-innovatsionnoy-deyatelnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov-v-protsesse-modernizatsii-obra#ixzz2oJjkQ0Fh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления Ю.Я.Яковлев "Цветок хлеба"

Технология: чтение и письмо для развития критического мышлениястратегия: "Дерево предсказаний"...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.

Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...

«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»

«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»...

Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"

Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"...