Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления Ю.Я.Яковлев "Цветок хлеба"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гапонова Елена Владимировна

Технология: чтение и письмо для развития критического мышления

стратегия: "Дерево предсказаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_4_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

Технология: чтение и письмо для развития критического мышления

Стратегия: «Дерево предсказания»

Цели:

Дидактическая

- Формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки

- Закрепить знания учащихся по работе над глубоким анализом произведения

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- духовности и нравственности

- уважения к старшему поколению

- любви к Родине

Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей  создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Оборудование:

Иллюстрация с изображением каравая хлеба

Иллюстрация памятника «Цветок жизни»

«Лепестки» у каждого ученика

Таблица. Порядок работы над написанием синквейна.

Портрет писателя

Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

- Мы будем читать рассказ «Цветок хлеба» (запись на доске) 

- Этот рассказ написал Юрий Яковлевич Яковлев

- О чём может быть этот рассказ?  

- Запишите на листочках (учитель записывает на доске варианты учащихся)

О колоске

О цветке

О хлебе

О труде

О любви

О чувствах

О природе

О людях и т.д.

- Всё сказали?

- Проверим наши предположения.

- Сейчас я буду читать 1 фрагмент, а вы выберите и  те слова и выражения, которые являются ключевыми, самыми главными, которые на «душу легли».

2. Работа с текстом. Чтение и анализ.

2.1.Чтение учителем 1 фрагмента:

     

         Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженный, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным, - щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие – то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники – вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий, от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.  

- Что вы узнали из этого фрагмента рассказа?

- О ком идёт речь? (герой - мальчик Коля)

- Охарактеризуйте героя и его действия.

Тема рассказа

Действия героя

Характеристика героя

Голод – ассоциация со словом хлеб

Не мог приладиться к голоду

Взъерошенный

Жадно съедал

Исхудалый волчонок

Искал добычу

Проступают рёбрышки

Глаза сердито поблёскивали

Ввалившиеся глаза

- Как вы думаете, о чём должен быть следующий фрагмент?

- Во время моего чтения найдите ключевые слова, которые или опровергнут или подтвердят данные предположения

2.2.Чтение учителем 2 фрагмента:

   

      Один раз за всю войну он наелся хлеба вдоволь. И хлеб был не из веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату ночью.

     От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывавший на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

    - Эй, хозяин, пойди – ка сюда. Хлебушка хочешь?

     Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу!  Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

    - Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он тёплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб.

- Возвращаемся к началу.

- Что подтвердилось из ваших  предположений? О чём же рассказ? ( о  хлебе)

- Что нового мы узнаём о Коле?

- Во время чтения следующего фрагмента, постарайтесь отыскать те слова, которые подтвердят наше предположение, что этот рассказ о хлебе.

2.3.Чтение учителем 3 фрагмента:

      … Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

      - Скоро наш хлеб зацветёт, - говорила мать.

      И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветёт хлеб. Появились колосья – глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. Потом полоска стала соломенной.

- Что ожидал увидеть мальчик и что увидел?

- Как растёт хлеб?

Всходы проклюнулись

Он даже не заметил цветения

Трава

Нет хлебного вкуса

Воспоминания о хлебе

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

- Найдите в тексте слова и выражения, которые передают встречу Коли с хлебом

2.4.Чтение учителем 4 фрагмента:

   

  Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

      Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. Он ещё сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

      - Отведай, внучок, моего коржа.

      Какая – то скрытая пружина сработала внутри – руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить частичку вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатской буханки, но он таял с неудержимой силой, и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало…  Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался своей рожицей.

     - Отнеси этот корж деду, - сказала бабушка.

     - Давай отнесу, - упавшим голосом сказал Коля.

ВСТРЕЧА КОЛИ С ХЛЕБОМ

Хлеб

Коля

Пахучий

Глаза приросли

Румяный

Вдыхал дух

Корж величиной с подсолнух

Скрытая пружина

Как солнце

- Как дальше развивались события?  (предположения учащихся)

- Как вы думаете – донесёт Коля корж деду? (варианты)

- Давайте послушаем следующий фрагмент.

2.5.Чтение учителем 5 фрагмента:

     

        Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку. Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

        Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел. Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

        Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекла ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчёлы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

           - Хороший корж, - сказал дед.

          - Хороший, - тут же согласился Коля.

          - Без немцев и земля лучше родит! – Дед опустил руку с коржом. – Как там бабка – то? Ползает?

          - Ползает, - вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

         - Зачем медаль? – сказал он. – Мне бы здоровья.

           Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш.

До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(в рассказе появился ещё герой - дед)

 - Донёс Коля корж деду? (да)

- Что испытывал Коля, пока шёл к деду?

- Какая черта характера проявилась у мальчика?  (выдержка, ответственность, терпение)

- А что вы узнали про деда?

Хлеб

Действия Коли

Дед

Дорогая ноша

Прятал

Старый

Горячий

Терпел

Лицо заросло щетиной

Жёг кожу

Весь в пчёлах

Вкусный гостинец

Пил сладковатую воду из желобка для пчёл

- Как вы думаете, на что надеялся Коля? Что он ожидает от деда? (предположения учеников)

- Как поступит дед?  (предположения учеников)

- Какое чувство испытал Коля в тот момент, когда дед унёс корж в шалаш?    (разочарование, не оправдались надежды на деда)

- Какие действия деда? (предположения)

1. съел сам           2. отдал с грязным бельём половину  3. отдал с грязным бельём кусочек

- Давайте проверим ваши предположения:

2.6.Чтение учителем 6 фрагмента:

       Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём -  пусть бабка простирнёт! – у Коли что – то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

        Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед – он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый, наверное, и вкуса – то не чувствует.

        Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

        - Дед велел простирнуть!

       - Как он там, не болеет? – насторожилась бабушка.

       - Чего ему болеть – то? Сказал Коля. – Пасёт себе пчёл.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

         Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое – то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам… И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

        Коля сполз со скамейки и пошёл прочь… но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

- Мы закончили чтение этого рассказа.

- Каким предстал перед нами дед со слов Коли?

ДЕД

Жадный

 Одичал

Специально спрятал

Не делится

Потом будет макать в мёд

(Коля хотел попросить кусочек, но промолчал, понимая, что этот корж для деда.) (чувство обиды)  

- Изменилось ли отношение Коли к деду, когда бабушка «положила нежданный гостинец перед внуком»?  (да)

- Как и почему изменилось?

ДЕД

Не макает в мёд, а пьёт подслащённую водичку, заглушая голод

- Какое чувство испытал Коля за свои мысли? (стыд, он был несправедлив)

- О чём же этот рассказ?  (о любви. Солдат и семья любят Колю, т.к. он маленький, не может себя накормить и защитить)

- Почему этот рассказ назван «Цветок хлеба»? (Хлеб - это цветок жизни)

- На 3 – м километре бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалёво, стоит памятник Цветок жизни. В центре композиции – наклонная плита с надписью : «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» белый каменный цветок на десятиметровом столбе возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце»

3. Обобщение.

- Назовите главные действующие лица рассказа.   (Хлеб   Коля    Дед)

- А сейчас вы выполните творческую работу, создадите  «цветок жизни – цветок хлеба», который как маленькое солнышко принесёт людям радость.

- На лепестках напишите СИНКВЕЙН, используя любые слова с доски.

СИНКВЕЙН  (от французского «5», пятистишие)

Порядок построения:

Правила написания

1 строчка – 1 слово  (существительное) Называет объект

1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.

2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта

2. Описание темы в 2 – х  словах – прил.

3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта

3. Описание действия в рамках этой темы

3 –я словами – глаголы

4 строчка – 4 слова  (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте

4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи

5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение

5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи

- Работа учащихся. Запись синквейна.

- Прочитайте, что у вас получилось

4. Итог урока.

- Скажите одним словом, что вам дала работа на уроке чтения? (творчество, ожидание,…)

5. Домашнее задание.

- Подберите пословицы о хлебе

Варианты синквейнов.

ХЛЕБ

Тёплый, румяный

Растили, пекли, угостили

Отдали самое дорогое внуку

Вкусно!

ХЛЕБ

Соблазнительный, желанный

Манит, искушает, вызывает

Недобрые мысли о близких людях

Стыдно!

КОЛЯ

Маленький, беззащитный

Живёт, мечтает, терпит

Думает, что дед жадный

Стыдно!

ДЕД

СТАРЫЙ, БОЛЬНОЙ

ОДИЧАЛ, ЗАБОТИТСЯ, РАБОТАЕТ

НА ПАСЕКЕ, УХАЖИВАЕТ ЗА ПЧЁЛАМИ

ЛЮБИТ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.

Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...

«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»

«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»...

Конспект урока по теме: "Н.Носов "Фантазёры". Литературное чтение 2 класс.Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Материал содержит описание учебного занятия с указанием этапов, видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, формы организации работы, используемые педагогические приёмы...