Развитие учебно-логических умений у учащихся начальных классов
статья по теме

Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logich._mysh.2.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Развитие  учебно-логических умений у учащихся начальных классов

                                                       

                                                          Кулакова Валентина Павловна

                                                          Учитель начальных классов

                                                          МБОУ Наримановского района

                                                          «СОШ №3»

Формирование универсальных учебных действий, является главной целью образовательного процесса по новым Федеральным образовательным стандартам общего образования, которые сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные, коммуникативные. Познавательные действия — это действия поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Общеучебные умения объединены в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения(по классификации разработанной Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым ) [3, с.291-312], Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Другими словами целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей обучающегося, умения самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, самостоятельно контролировать собственную деятельность, анализировать и оценивать полученный результат. Формирование логического мышления учащихся в условиях реализации ФГОС НОО, является составляющей познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников.

Давайте рассмотрим, что, значит «мыслить логически»? Мыслить логически – значит мыслить последовательно, используя причинно-следственные связи. Ученые выделяют три главных требования, или принципа, логики: последовательность, точность и доказательность (аргументация). Другими словами это умение анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы. Способность классифицировать, обобщать и думать самостоятельно также является неотъемлемыми признаками развитого мышления.
Заметьте, все эти качества просто необходимы как взрослому человеку, так и первокласснику. Не владея ими, ребенок будет сталкиваться с трудностями в учебе (в частности, при решении задач), из-за чего его вера в свои силы и интерес к учебе могут сильно пошатнуться. Чтобы не допустить этого, стоит заниматься развитием логического мышления у детей задолго до их поступления в школу.

Осваивая логические операции, ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко. В нужный момент он сможет сконцентрироваться на сути проблемы, и аргументировано убедить других в своей правоте. А процесс учебы в школе будет приносить ему уверенность в своих силах и удовлетворение.

Поэтому в своей педагогической работе я уделяю большое внимание развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики. Как показывает опыт моей работы, что только благодаря целенаправленным, систематическим занятиям можно сформировать у детей: высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации; высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы; высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления. Чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, мыслительную деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений, создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания в незнакомой нестандартной ситуации я изучаю литературу по данной проблеме, определяю и выявляю формы и методы, разрабатываю и осваиваю методику развития логического мышления.

Я работаю, третий год по программе Н.Ф, Виноградовой «Начальная школа XXI века», и определила, что развитию логического мышления  учащихся достаточно много внимания уделяется в учебниках и в рабочих тетрадях по математике. Однако начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие логического мышления и способностей детей. Использую дополнительные задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.

1. Развитие логического мышления в 1 классе. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Например. Предлагаю назвать свойства мячика, дети называют красный, круглый, резиновый. Показываю еще группу предметов: персик, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с мячом, дети называют еще несколько свойств: непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета - прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступаю к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.

Предлагаю к данной группе предметов дорисовать еще один и назвать все предметы, одним словом. После этого предлагаю карточки, где дано множество фигур (треугольники, круги, квадраты разных размеров и форм) нужно разделить их на три группы. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства или наоборот, называю свойства, а дети называют предмет.

2. Развитие логического мышления во 2 классе.

Для формирования логического мышления у учеников второго класса обучение провожу по следующим этапам:

«Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

«Высказывания» (истинные, ложные).

«Прием классификации».

«Прием анализа и синтеза».

«Прием обобщения».

При использовании приема анализа и синтеза использую следующие задания: рассмотри данный объект с точки зрения различных понятий, составь по рисунку разные задачи и реши их, придумай задание к данному математическому объекту. Например: К концу учебного года у Лиды осталось 2 чистых листа в тетради по русскому языку и 5 чистых листов в тетради по математике. Поставь к этому условию сначала такой вопрос, чтобы задача решалась сложением, а потом такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.

Особое место в процессе развития логического мышления занимает решение нестандартных задач. На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка?

Тренинг логического и развитие творческого мышлений в частности формирует интерес к предмету, к учебной деятельности в целом.

3. Развитие логического мышления в 3-4 классах.

В 3-4 классах предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей, зависимостей и формулировки обобщения. Для этой цели использую задания:

Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило:

40-39           41-40           42-41            43-42

Вывод: если из последующего числа вычесть предыдущее, то получится 1.

Провожу определенную работу по формированию умения строить умозаключения, работа направлена на сознательное усвоение общего вывода, свойства и закономерности.

Для осознанного исследования явлений реального мира часто прибегаю к применению нестандартных логических  задач.

Анна  -  дочь  Марии. Мария  -  дочь Светланы. Кем приходится Светлана  Анне?  (бабушка)

Вывод: решая подобные задачи, дети повышают свое внимание к анализу условий и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

Из выше сказанного следует отметить, что постепенно от класса к классу задания усложняются.

 В 1 классе дети учатся приемам определения общих и отличительных признаках предметов, путем сопоставления предметов.

Во 2 классе осваивают приемы мыслительной деятельности, выявляют закономерности,  делают обоснованные выводы.

 В 3-4 классах большое значение придаю отработке умений проводить полноценное сравнение с указанием сходства и различия, чисел, примеров, задач, выявлять такие связи между понятиями, как порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

 Таким образом, ученик «проходит» через логические операции, хотя естественно, и не знает их строгих определений (на интуитивном уровне), следовательно, его логическое мышление развивается. Учитель же знает законы логики и может корректировать рассуждения ребенка, если они ошибочны, таким образом, формируется и развивается не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которым ученик будет способен корректно использовать приемы мыслительной деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий дети учатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,  а также учатся применять широкий спектр логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В дальнейшем научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях; научатся планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; научатся контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

В уточнении к вышесказанному хочется отметить что, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным не только в математике, но и в жизни.

Используемая литература.

  1. Воровщиков С.Г.Логичное мышление и его назначение // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 5.
  2. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/Д. В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков//Народное образование. - 2003. - № 8.
  3. 1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников// Книга для учителя.- 2- е изд., - М.: АРКТИ, 2002.- 78с.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования.

  1. Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление. / В.И.Курбанов.-  Ростов на Дону: 1997. С.3

  1. Яковлева  С.Г.  Развитие  логических  суждений  у  младших  школьников.  //  Начальная  школа.  -  2002.- №  12. -  с.  84-86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».

Учитель описывает задания, которые формируют умения видеть проблемы, вести наблюдение....

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА « Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания» для учащихся начальных классов.

Игоровая программа направлена на развитие у учащихся начальных  классов трудовых навыков и элементов самообслуживания....

Развитие у учащихся начальных классов исследовательских умений на уроках окружающего мира

Научно-методическая разработка по развитию исследовательских умений у учащихся начальной школы....

Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов

Выступление на конференции на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе»....

Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов

Выступление на конференции Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вес...

Модель технологии рефлексивных умений учащихся начальных классов

По требованиям ФГОС НОО у выпусники должны уметь планировать , прогнозировать,контролировать ,вносить коррективы,оценивать адекватно свои результаты.Данный методический прием более эффективно способст...

Конференция на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».

Конференция на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».Ребенок любознателен, т.е. ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробо...