ИГРОВАЯ ПРОГРАММА « Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания» для учащихся начальных классов.
учебно-методическое пособие на тему

Игоровая программа направлена на развитие у учащихся начальных  классов трудовых навыков и элементов самообслуживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_programma.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Именно в труде, и только в труде
велик человек, и чем горячей его любовь

к  труду,  тем  более  величествен  сам  он,
тем    продуктивнее,   красивее   его   работа»

                                                                                                                А.М. Горький

ИГРОВАЯ  ПРОГРАММА

« Рынок трудовых умений и навыков
самообслуживания»
для учащихся начальных классов

                                                                                        Автор-составитель:

                                                                           Кручинина  Татьяна Аркадьевна –

                                                                           воспитатель негосударственной                                                           

                                                                        школы - интерната №7 ОАО «РЖД»               

В о л г о г р а д

2014

Пояснительная записка

        Игровая программа «Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания» является составной частью моей темы самообразования «Формирование   у   воспитанников   начальных   классов   умений   и   навыков

 самообслуживания, соблюдения правил личной гигиены и внешнего вида  в условиях   обновления   содержания   образования».         Эту тему я выбрала  потому, что по словам К.Д Ушинского «само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать не для счастья, а приготовления к труду жизни». И потому еще, что жизнедеятельность учащихся в нашей школе-интернате №7 ОАО «РЖД» обязывает заниматься этой проблемой.

        Самообслуживание – это начальная стадия трудового воспитания учащихся начальных классов в школе и дома, развития у них наиболее распространенных трудовых умений и навыков,  необходимых в жизни. Самообслуживание направлено также на профилактику, улучшение и сохранение своего здоровья, для чего каждый школьник должен владеть минимумом знаний в области гигиены, смолоду уметь поддерживать свой организм в порядке.

        Ежедневное выполнение обязанностей по уходу за собой и совместная общественно-полезная работа в школе по обслуживанию коллектива воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, стремление к взаимопомощи, бережное отношение к личному и школьному имуществу. Важнейшее значение имеет и тот факт, что учащиеся своими рукам улучшают то, что их окружает. У них воспитывается привычка не быть созерцателями,  беспомощными людьми там, где от каждого требуется активное участие, инициатива и самостоятельность в работах по устройству быта и повышению его культуры.

        Подбирая и изучая материалы по теме самообслуживания, удалось установить, что ребенок в 6-9 лет должен уметь сам без посторонней помощи быстро одеться и раздеться, убрать вещи на место, постелить постель, помочь сделать это младшим братьям и сестрам. В этом возрасте дети должны следить за своей одеждой и обувью, устранять небольшие неполадки в вещах, стирать, пришивать пуговицы, зашить распоровшийся шов. Ребенку по силам вынести мусор, сходить в магазин, расположенный неподалеку от дома.

        Ученик любого возраста должен уметь дежурить по классу и в столовой, содержать в образцовом порядке свое рабочее место, книги, тетради, другие учебные пособия; инструменты, игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты; соблюдать режим дня, правила личной гигиены, следить за своим внешним видом.

        В домашних условиях родители могут совместно с ребенком составить перечень бытовых дел по самообслуживанию, которые ребенок мог бы выполнять систематически самостоятельно без посторонней помощи. В этом возрасте он вполне сможет помыть посуду, ухаживать за цветами, за домашними   животными,   пользоваться  некоторыми  несложными   бытовыми

        3        

 приборами,  например,  электрическим утюгом.  Желательно также привлекать

 детей к совместной уборке в квартире.

По  мере роста обязанностей усложняется и самообслуживание. Если ученики 1-4 классов выполняют элементарные, но важные работы по самообслуживанию, то дети постарше выполняют больший объем работы, который к тому же постоянно усложняется.

Умение детей обслуживать себя формируется постепенно:  в семье под руководством родителей, в школе – учителей, воспитателей.

Памятуя о том, что дети начальных классов любят жить активно, радостно, интересно, я решила «оживить» технологию приобщения учащихся к ежедневному выполнению навыков самообслуживания, воспитать у них привычку ухаживать за собой, создавать комфортные условия для быта. С этой целью разработала Игровую программу «Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания» (далее – Игра), приближенную к рыночному развитию трудовых отношений в обществе. В Игре учащиеся становятся «продавцами», воспитатель  – «покупателем».

Ниже представлена технология Игры.

Игровая программа

«Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания»

  1. Цель Игры: в  занимательной  ненавязчивой  форме  привлечь  учащихся к бытовому труду, развить в их сознании трудовые умения и навыки  самообслуживания, сделав их привычными на каждый день.              

2.Участники игры: «продавцы»- учащиеся, «покупатель» -  воспитатель.

          3. Подготовительный   этап. «Покупатель» в начале учебного года,
начиная с нового набора, составляет «Сводную таблицу трудовых умений и навыков самообслуживания». В таблице указывается перечень трудовых умений и навыков самообслуживания, которыми должны овладеть «продавцы» и «продать» их  «покупателю»  за время учебы в начальных классах.      

          В перечень «товара» включаются следующие трудовые умения и навыки    

          самообслуживания:

        - умение протирать классную доску;

        - умение протирать мебель, подоконники, дверь и др.;

          - умение подметать пол в классе и дома;        

          - умение дежурить в классе;

        - умение подметать дорожки на школьном дворе;

        - умение сервировать стол;

          - умение вести себя за столом во время приема пищи;

        - умение дежурить в столовой;

        - умение ухаживать за цветами;

        - умение ухаживать за одеждой;

        - умение укладывать одежду в отведенном месте;

        - умение ухаживать за обувью;

        - умение складывать в ранец школьные принадлежности;

4

        - умение прибирать комнату перед сном;

        - умение подклеить страницы в книге, обернуть книгу или тетрадь;

        - умение заправить постель;

        - умение очистить вареные овощи (картошку, свеклу и др.);

        - умение мыть руки перед едой;

        - умение мыть фрукты и овощи перед едой;

        - умение сварить компот, заварить чай;

        - умение пришить пуговицы;

        - умение зашить распоровшийся шов;

        - умение постирать носовой платок, полотенце, носки, чулки;

        - умение мыть посуду;

        - умение пользоваться электрическим выключателем, открыть и закрыть                  
           водопроводный кран;

        - умение включить и выключить телевизор;

        - уметь включить и выключить газовую плиту на кухне;

        - уметь включить и выключить водонагревательную газовую колонку;

        - уметь пользоваться утюгом – выгладить носовой платок, полотенце и др

Далее составляется «Сводная таблица трудовых умений и навыков по самообслуживанию», в которую заносятся: а) фамилии «продавцов» - учащихся; б) «ассортимент товаров» - перечень трудовых умений и навыков по самообслуживанию.

Сводная таблица

трудовых умений и навыков по самообслуживанию

№№

п. п.

Фамилии

продавцов

«Ассортимент товаров» - перечень трудовых умений и навыков самообслуживания

У м е н и е

Вытереть

кл. доску

Протирать

мебель

Подметать

пол

Далее по

перечню

1.

Иванова Ирина

  1.   Порядок    проведения    игры.    Игра    проводится    с    младшими

школьниками на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

        «Продавцы» - учащиеся под руководством воспитателя, родителей, старших членов семьи   те или иные «товары» - трудовые умения  и навыки,    перечисленные   в    «ассортименте   товаров».   После   того,    как  то

 или иное умение  (навык) будет усвоено, «продавец» - учащийся «продает» его «покупателю» - воспитателю. Убедившись из личного наблюдения, со слов родителей, старших членов семьи, что ребенок владеет тем или иным умением (навыком), «покупатель»   «покупает» у «продавца» его «товар», т.е.  умение (навык) и проставляет в «Сводной таблице трудовых умений и навыков по самообслуживанию» слово «зачет».  

5

        5. Оценка труда «продавцов».

         А)  «Продавец», «продавший» впервые десять своих умений и навыков по самообслуживанию и получивший за это 10 зачетов,   получает звание «Предприниматель».

        Б)  «Продавец», «продавший» двадцать своих умений и навыков и получивший за это 20 зачетов, получает звание «Купец» (для мальчиков); «Прима – продавец» (для девочек).

        В)  «Продавец», «продавший» все свои умения и навыки, включенные в «ассортимент товаров» по самообслуживанию»,  получивший зачеты по всем позициям «Сводной таблицы умений и навыков по самообслуживанию», получает звание «Бизнесмен».

        6. Контроль за результатами хода Игры.

        В конце каждого месяца «покупатель»  (воспитатель) опрашивает  «продавцов»  (учащихся) о готовности «продать» свой «товар». При положительном решении «сделки», проставляются зачеты. Результаты оглашаются сразу.

        О результатах Игры воспитатель рассказывает на родительских собраниях.  

        Надеюсь, что эта Игра заинтересует детей,  заставит их  без  напоминания обращаться к родителям или к старшим членам семьи с просьбой научить их тем или иным умениям и навыкам и впредь самим без посторонней помощи обслуживать себя своими собственными силами.

Список литературы

  1. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М., 1985.
  2. Комарова Т.С. И др. Трудовое воспитание в детском саду. – М., 2006.
  3. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М., 1988.
  4. Никандрова Н.Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного // Начальная школа, 1998, №6.
  5. Розанов И.Г. Самообслуживание учащихся 1-4 классов в школе и семье.  – М., 1961.
  6. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...

Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"

Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....

"Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития"

Анализ научной литературы по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей с ЗПР...

Доклад \'\'РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)\'"

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя»....

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников...

Формы и методы проверки знаний, умений и навыков по математике в начальных классах.

Общим  стержневым понятием выступает «контроль».Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.Проверка - выявление и измерение....