Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Кокарева Александра Владиславовна

Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.58 КБ
Office presentation icon zanyatie_prezentatsiya.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

по развитию словесно-логического мышления

(на примере развития временных представлений и

представлений об окружающем мире)

Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс

Цель: развитие словесно-логического мышления, уточнение представлений об окружающем мире, актуализация и расширение знаний о текущем времени года, его основных признаках.

Задачи:

Развивающие:

1. Уточнить знания детей о текущем времени года и его основных признаках.

2. Развивать мыслительные и речевые процессы учащихся, в т.ч. способность ориентироваться в последовательности месяцев внутри конкретного времени года.

3. Развивать и обогащать словарный запас детей.

Коррекционные:

1.  Осуществлять коррекцию и развитие целостного восприятия понятия  «времена года» (конкретно «зима»);

2. Осуществлять коррекцию грамматического строя речи.

Воспитывающие:

1. Воспитывать познавательный интерес и познавательную активность.

2. Повышать мотивацию к выполнению задач, предъявленных в нестандартной форме.

Ход занятия

Знакомство с учениками, представление учителя.

1 этап. Постановка проблемы. Формулирование темы урока

- Отгадайте загадку:

Раскрыла снежные объятья, деревья все одела в платья, стоит холодная погода. Какое это время года?

- Верно, это – зима. Какие слова помогли вам догадаться? В какие платья одеты деревья?

- Посмотрите на доску. (На слайде появляются слова: снегопад, иней, стужа, снежинки)

- Объясните значение этих слов. В словаре слова ИНЕЙ и СТУЖА объясняются так:…

- Можно назвать их «зимние слова»? Почему?

- Теперь сформулируйте тему урока. Как догадались? // О чём пойдёт речь на уроке, как думаете? Почему так думаете?

- Да, сегодня мы с вами будем говорить о зиме. После каждого этапа работы мы будем делать пометочку на Экране урока. Первая пометка – зимние слова.

- Дети, вы любите зиму? А за что вы её любите?   

(Зимой можно кататься на санках и коньках, ходить на лыжах. Зимой бывает наш любимый праздник – Новый Год, и Дед Мороз приносит

подарки. Можно лепить снежную бабу и строить фигуры  из снега).

2-й этап. Развитие операций анализа, синтеза и обобщения, зрительного восприятия; повышение уровня общей осведомленности.

Упражнение «Собери слова»

- Давайте перейдём к заданиям.

- Перед вами лежат наборы букв, в них спрятались слова. Как вы думаете, какое задание надо выполнить? Можете задать мне вопросы. …

Январь: ьрвяна + 2 буквы

Декабрь: акьдебр + 2 буквы

Февраль: ларьфев + 2 буквы

- Готовы? Что  у вас получилось?

- Молодцы! Что вы заметили при составлении слова? Все ли буквы вы использовали? Здорово, что вас не сбили с толку (не смутили) лишние буквы,  и вы справились с заданием.

- Что это за слова? Как они называются все вместе? Правильно – это зимние месяцы. Кто составил название первого месяца зимы?  Второго? Третьего?

Вывод: - Молодцы, вы знаете названия и последовательность зимних месяцев. Вторая пометка – зимние месяцы.

3-й этап.  Развитие умения образовывать относительные прилагательные, составлять с ними словосочетания.

Упражнение «Погода»

- А теперь скажите, какая бывает зима? (…)

- Верно. Давайте составим слова о зимней погоде, изменяя данные слова.  Если на улице идёт снег, то погода КАКАЯ? (на слайде)…

  • Снег – снежная;
  • Мороз – морозная;
  • Стужа – студёная;
  • Холод – холодная;
  • Ветер – ветреная.

Вывод: - Молодцы! Вы получили слова для описания погоды зимой. Составьте свои предложения о зимней погоде, используя полученные слова.

Вот так мы можете составлять предложения на уроках развития речи.

Третья пометка – слова о погоде

Физминутка.

- Нам пора отдохнуть. Сделаем физминутку на внимание «Запрещённое движение». Вот так делать нельзя. Выполнить 4-5 раз

А теперь поиграем с мячом. Надо назвать любое слово по теме занятия. Помните тему?

4 этап.  Развитие навыка классификации; повышение уровня осведомлённости.

- Продолжаем работу. Вспомните, какие изменения происходят зимой в живой природе? (Многие животные спят, например, кто? медведь спит в берлоге, лягушки спят в прудах и озёрах, ёжики тоже спят зимой).

- Много ли зимой в лесах птиц, как вы думаете? Почему?  Посмотрите на слайд.

Упражнение «Перелётные и зимующие птицы»

(слайд «Зимнее дерево с сидящими на ветках птицами» - ворона, сорока, синица, снегирь, филин, воробей, голубь; ласточка, скворец, галка, грач, жаворонок, кукушка)

- Вспомните, какие из этих птиц улетают зимовать в тёплые края? По очереди выходите к доске, чтобы назвать и показать птицу.

-  Проверим?

- Как называются одним словом птицы, которые от нас улетели?

Перелётные

- Назовите птиц, которые остались на нашем дереве. Где сидит голубь? Кто сидит справа от голубя? Выше всех? Слева от …?

- Как назвать этих птиц одним словом?        Зимующие...

Вывод: - Вы знаете названия птиц нашего края, различаете перелётных и зимующих птиц.  Молодцы, ребята! Давайте внесём в наш Экран и эту пометку  - животные и птицы зимой.

5 этап. Развитие операции сравнения, умозаключения; повышение уровня осведомлённости.

- А теперь расскажите, какие изменения происходят зимой в неживой природе? (осадки в виде снега, снежной крупы, землю покрыл снег, деревья стоят голые, вода в озёрах и речках замёрзла…)

- Как вы думаете, что находится в термосе?– вспомните тему урока… Тогда отгадайте загадку…(лёд). Да, верно… Почему лёд в термосе? (…)

- Что случится со льдом, если достать его из термоса? Давайте проверим.

- Вы были правы, лёд растаял. Почему так произошло?

- Ребята, только что мы с вами провели настоящий эксперимент. Вы раньше участвовали в проведении каких-нибудь опытов? Впереди у вас будет ещё много разных открытий.

- Ещё один вопрос. Где вы видели лёд?

- Как люди используют лёд? (… холодильник-морозильник, в медицине, для охлаждения напитков, в снежном городке). Пометка – лёд.

Вывод: - Вы наблюдательны, знаете, что происходит зимой в живой и неживой природе, как изменяется погода в это время года.  

6 этап. Подведение итогов.

- Давайте подведём итог нашего занятия.  Для этого я предлагаю составить рассказ по теме урока, используя Экран. Высказывайтесь по очереди.

- О чём получился рассказ? Вот и его название.

- Вам понравилось наше занятие? Какое задание понравилось больше? Спасибо вам за хорошую работу.

- Я хочу подарить вам кроссворд, он составлен из загадок.  Попробуйте разгадать кроссворд вместе со своими одноклассниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающее занятие «Зима. Признаки зимы»

Слайд 3

снегопад иней стужа снежинки

Слайд 4

Снежная Морозная Студёная Холодная Ветреная Снег Мороз Холод Стужа Ветер

Слайд 5

Зимние месяцы

Слайд 8

Спасибо вам за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: "Красная книга" 2 класс

Конспект + презентация.Цели урока: :- познакомить учащихся с проблемой редких и исчезающих животных и растений;   - развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой   дея...

Тренажёр по окружающему миру. Тема: "Солнечная система" 4 класс

Тренажёр предназначен для проверки знаний о Солнечной системе....

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Мастер-класс по окружающему миру . Тема "Птичьи секреты" 2 класс. "Перспектива" Ф.Ф.Рахимова, МБОУ СОШ № 4

Цель :Сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.-  Регулятивные УУД: умен...

Презентация по предмету "Окружающий мир". Тема урока: "Где зимуют птицы" 1 класс, Школа России

Материал презентации способствует расширению знаний о птицах, содержит иллюстрации, тесты, физкультминутку....