ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»
рабочая программа на тему

 

Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:

Преемственность дошкольного и школьного образования.

Цели:

Необходимо выровнять возможности первоклассников.

Задачи:

• выявление и развитие у учеников творческих способностей;

• развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

• развитие у учеников коммуникативных способностей и социальных навыков;

• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;

Способ реализации:

Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.

Приоритетным в содержании обучения младших школьников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.

Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslushnye_palchiki_smirnova.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №112 с углубленным изучением информатики»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 «Послушные пальчики»

                                               Составитель:        Смирнова Елена Михайловна,

                                         учитель  начальных классов

2011 год

Пояснительная записка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

 Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:

 

Преемственность дошкольного и школьного образования.

Цели:

  • Необходимо выровнять возможности первоклассников.

Задачи:

• выявление и развитие у учеников творческих способностей;

• развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

• развитие у учеников коммуникативных способностей и социальных навыков;

• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;

Способ реализации:

  • Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
  • Приоритетным в содержании обучения младших школьников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
  • Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.

План работы

программы развития мелкой моторики ведущей руки детей 6-7 лет

«Послушные пальчики»

Сроки проведения –66 часов

Время занятий – 2 урока по 30 минут.

Программа интегрирована с технологией и ИЗО.

Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1. Личностно ориентированные принципы:

· Принцип адаптивности;

· Принцип развития;

· Принцип психологической комфортности

2. Культурно ориентировочные принципы:

· Принцип целостности содержания образования;

· Принцип смыслового отношения к миру;

· Принцип систематичности;

3. Деятельностно-ориентированные принципы

· Принцип обучения деятельности;

· Принцип опоры на предшествующее развитие;

Особенностью программы является:

1. развитие основных психологических функций детей (память, мышление, внимание, речь);

2. развитие познавательных навыков, необходимых первокласснику;

3. развитие мелкой моторики ведущей руки;

     4. развитие координации движения и чувства ритма;

     5. эстетическое развитие;

6. развитие коммуникативных навыков;

     

Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Содержание программы «Послушные пальчики»

п.п.

Дата

Тема занятия

Вводное занятие

Вводное занятие по обследованию состояния осязания и мелкой моторики рук.

Обучение самомассажу рук

Самомассаж кистей рук.

Работа с природным материалом. «Осенний букет» из крылаток и семян тыквы.

Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию напряжения.

Обучение самомассажу кистей рук, способствующему укреплению мышц рук.

Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию моторной напряжённости.

Упражнения для развития силы пальцев рук. Работа с эспандером.

Изготовление куклы из пластмассовой бутыли.

Игры-шнуровки

Готовим руку к письму. Игры-шнуровки.

Готовим руку к письму. Игры-шнуровки.

Пальчиковый игротренинг

Пальчиковый  игротренинг. «Письмо на ладони», «Встречные колечки»

Пальчиковый  игротренинг. «Ладонь-кулак», «Перекаты»

Мозаичная аппликация «Листопад».

Рисование разными способами

Рисование красками различными способами (кисть).

Рисование красками различными способами (пальцы).

 

Рисование разных фигур по манной крупе.

Работа с пластилином

Работа с пластилином. Фрукты.

Работа с пластилином. Овощи.

Работа с пластилином. Ягоды.

Рисование по точкам

Рисование по точкам. «Кенгуру».

Рисование по точкам. «Жираф».

Рисование по точкам. «Собака».

Рисование по фигурным линейкам.

Штриховка в заданном направлении

Штриховка в заданном направлении. Вверх-вниз.

Штриховка в заданном направлении. Вправо-влево.

Штриховка в заданном направлении. Петли.

Дорисовка предметов

Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации.

Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации.

Работ с электронной мозаикой

Работа с мозаикой «Учимся с Логошей».

Работа с мозаикой «Учимся с Логошей».

Работа с мозаикой «Учимся с Логошей».

Аппликации

Наклеивание заготовок в свободном порядке «Снегопад».

Вырезание снежинок из бумаги.

Аппликация "Снеговик" из шариков ваты        .

Оригами

Линии.  Оригами. «Кораблик».

Линии.  Оригами. «Корзинка».

Линии.  Оригами. «Кукла».

Линии.  Оригами. «Лягушка».

Конструирование из геометрических фигур

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Домашние животные.

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Дикие животные.

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Птицы.

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Насекомые.

Работа с иглой и ниткой

Работа с иглой и ниткой. Шитье и вышивание по проколу.

Изонить. «Грибок».

Изонить. «Мячик».

Работа с пуговицами. Нанизывание пуговиц на шнурок.

Аппликация

Аппликация из цветной бумаги  «Весенний цветок».

Логические задачи

Задачи со спичками.

Задачи со спичками.

Работа с кубиками

Работа с кубиками.

Работа со шнуровкой

Выкладывание и наклеивание шнура по контурному изображению предмета.

Наклеивание шнура по контурному изображению предмета.

Аппликация

Узнавание изображений, выполненных способом аппликации.

Выполнение аппликации из геометрических фигур.

Лепка

Лепка с использованием природного материала.

Лепка с использованием природного материала.

Работа с пластилином

Лепка фигурки зайца из нескольких частей.

Заполнение пластилином изображения, используя заготовки.

Работа с бумагой

Изготовление лодочки путем складывания.

Изготовление трехмачтового кораблика.

Объёмное моделирование из спичечных коробков

Изготовление автомобиля.  

Изготовление макета дома.

Нанизывание бус

Нанизывание бус из бисера.

Нанизывание бус из семян.

Плетение

Плетение косичек из ниток.

Аппликация

Итоговое занятие.  Творческая работа. Панно «Лето».

Литература

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки бумаги: Кн. для воспитателя детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992.
  2. Гуляева В., Геронимус Т., Волшебная паутинка. Самоделки. СПб.: Интербук, 1991.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991.
  4. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2004.
  5. Игнатьева С.А. Играем и пишем. Серия «Дошколенок». Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 32 с.
  6. Игры-шнуровки Марии Монессори.

http://www.karapuziki.kz/shnurovki/shnurovki_01.html

  1. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002.
  2. Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Пальчиковый игротренинг http://igra.line.ru http://homes.line.ru/igra
  4. Развитие навыков мелкой моторики http://sunchildren.narod.ru/finemotorskills1.html
  5. Система работы по развитию мелкой моторики. http://rassvet.edu.yar.ru/work1/system.html
  6. Соколова Е.И. Готовимся к школе: Развиваем моторику руки.
  7. Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики. http://www.7ya.ru/article/Sbornik-igr-i-zadanij-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-Chast-I
  8. Умные игра для умных детей http://www.logozavr.ru/8/
  9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  10. Щеблыкин И.К.и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  11. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Упражнения для развития мелкой моторики детей.

Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...

Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Презентация "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи

Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области   образования. Уровень развития мелко...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.

занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа....