Коррекционно-развивающее занятие для оптимизации уровня развития мелкой моторики детей «Волшебные пальчики»
план-конспект занятия на тему

Иваненко Инна Анатольевна

развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnye_palchiki.docx43.91 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие для оптимизации уровня развития мелкой моторики детей

«Волшебные  пальчики»

Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук, освоение детьми элементов самомассажа.

Задачи: 
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь детей;
- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Ход работы.

I. Вводная, вступительная часть. (2 минуты.)

1. Психологический настрой.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Сообщение темы занятия.

Загадка:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные

-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, мы будем выполнять упражнения, которые помогут вам  красиво писать, рисовать.

3.Разминка (зарядка) для рук (самомассаж). 

Чтобы нам писать красиво
И красиво рисовать,
Пальчики должны размять,
Сделать нужно упражнения,
Чтобы пальцы укреплять.

“Пила”

Цель: учить навыкам разминки кистей рук; оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Левая рука лежит на столе ладонью вверх, ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. Можно аналогично выполнять и для тыльной стороны ладони.

“Вверх ладошку подниму
И пилить ее начну.
Не пугайся, ведь пила-
Это правая рука”.

 “Крутись, карандаш”.

Цель: учить катать карандаш (или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой.

Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:

“Раз, два, три, четыре, пять-
Будем пальцы разминать.
Каждый пальчик разминаем
И опять все начинаем”.

“Пальчики мы разминаем
И с большого начинаем
Каждый пальчик разотрем-
На другой руке начнем”.

II. Основная часть. 

  1. Упражнение  «Раз копилка, два копилка»

Материалы: стеклянную банку или другую прозрачную емкость с прямоугольными отверстиями (одно большое для предметов большего размера, другое поменьше – для предметов меньшего размера).

Нам понадобится обычная стеклянную банка с крышкой или другая прозрачная емкость. В крышке прорезаем небольшие прямоугольные отверстия (одно большое для предметов большего размера, другое поменьше – для предметов меньшего размера) Готовим  разноцветные разные по диаметру пуговицы. Предлагаем ребенку опускать в емкости пуговицы как в копилку. Можно затем посчитать количество  больших и маленьких пуговиц. Вот собственно и все. Перед Вами просто незаменимая и очень полезная вещь, а главная, долго не надоедающая для ребенка. (Пуговицы можно заменить монетами)

3. Упражнение  «Спичечные загадки»

Материалы: спички или счетные палочки.

- Взрослые всегда учат детей, что спички детям не игрушка. Я вам предлагаю с помощью данного упражнения найти полезное и безопасное применение спичкам. Если ребенок испытывает затруднения в работе со спичками, спички можно заменить на счетные палочки.

 Используя это упражнение мы развиваем не только мелкую моторику пальцев, но и  формируем умение складывать и преобразовывать фигуры.

- Чтобы повысить интерес ребенка к выполнению упражнения рекомендую во время выполнения задания использовать небольшие стихотворные строчки, которые в последующем можно предложить ребенку выучить наизусть, тем самым способствовать развитию памяти и речи.

Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/170/169249/169249_html_m46d1fdca.png

Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/170/169249/169249_html_38c2598c.png

На комод забрался ежик,
У него не видно ножек,
У него такого злючки,
Не причесаны колючки.
И ни как не разберешь –
Щетка это или еж?

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/170/169249/169249_html_m1508ceae.png     http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/170/169249/169249_html_m27503065.png


5. Упражнение  «Занимательные пробки»

Материалы: панно «Машина и светофор».

- Мы хотели бы предложить вашему вниманию игры с пробками. Данная игра построена по одному принципу – закручивание и откручивание  пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Но ведь просто так накручивать пробку неинтересно! И поэтому мы предложили детям во время работы выполнять некоторые задания.

Для игр необходимы разноцветные пробки от пластиковых бутылок и панно «Машина и светофор» с приклеенными на них горлышками от этих бутылок. Аппликацию для панно «Машина и светофор»  можно изготовить совместно с ребенком.

6. Упражнение  «Чудо-прищепки» (Возможен вариант замены прищепок на скрепки).

Материалы: прищепки (скрепки), изготовленные из  цветного картона, солнышко и ежик.

- Всем известно, что прищепки применяются в домашнем хозяйстве для фиксирования постиранного белья, а мы сейчас попробуем их использовать для развития мелкой моторики рук ребенка.

Для этого нам необходимо набор прищепок и  изготовленные из  цветного картона, солнышко и ежик.

В занимательной и игровой форме предлагаем ребенку прикрепить солнышку лучики, а ежику иголки.

Развитие мелкой моторики у детей

7. Упражнение  «Косточки»

Материалы: сливовые косточки большого и маленького размера, пластиковый контейнер с двумя отделениями.

- Предлагаем ребенку разложить косточки в контейнере, сортируя их на «большие» и «маленькие»

8. Упражнение  «Радуга за стеклом»

Материалы: цветные мелки, листы бумаги, чистый и просеянный песок (песок можно заменить мелкой солью), стеклянная емкость (рекомендуем вам использовать именно стеклянную емкость, а не пластиковую, т.к. мелкие частицы мела к стеклу прилипают меньше, чем к пластику).

1. Насыпьте на чистый лист бумаги небольшое количество песка (примерно 1/6 или 1/7 от общего объема сосуда).

2. Возьмите мел определенного цвета и разотрите им песок.

3. Аккуратно пересыпьте получившийся цветной песок в стеклянный сосуд.

4. Возьмите чистый лист бумаги и повторите эту процедуру с мелом другого цвета.
    5. Заполните емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги за стеклом  у вас получится песок грязно-коричнего цвета. Закрутите крышку. Поделка готова!

Заключительная часть.

1.Подведение итогов (краткий анализ – оценка – занятия (2 минуты). 

- Игры и занятия  для развития мелкой моторики оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.

- Благодарю всех за работу.

2. Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики рук и координации движения рук, способствующая выявлению группы детей, нуждающихся в коррекционной пом...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Коррекционно-развивающее занятие с группой обучающихся первого класса на развитие мелкой моторики «Помощники королевича Елисея»

Программное содержание:Закрепить знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Совершенствовать умение держать ручку, карандаш, фломастер.Развитие умения произв...

Определение уровня развития мелкой моторики рук

рекомендация родителям, как определить уровень развития мелкой моторики рук...

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...