ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
план-конспект урока (2 класс)

 

     Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три-четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней. 

     Уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ

МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

 

     Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три-четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней. 

     Уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Диагностика № 1.

Выполнение по зрительному образцу:

  • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – "O-KEY";
  • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик»;  2 и 3 пальцы – «коза-дереза», То же левой рукой.
  • Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:  с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»;  открыть глаза – повтор движений.
  • Перенос позы с выключением зрительного анализатора:  Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).

Оценка результатов.

. Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)

Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная.

. Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.

Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.

. Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует.

Оценка: односторонняя пространственная агнозия.

). С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

Оценка: инертность движений (лобные доли).

5). Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие).  Оценка: нарушение кинестетической основы движения.

Диагностика № 2.

1.  Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая).

2.  Графические пробы:

  зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу;

  заборчик;

  дом – башня (зубчик-заборчик).

3. Реципрокная (координация).

Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

Оценка результатов.

1. Не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы:

• нарушение динамической координации двигательного навыка.

2. С трудом переключается с одного движения на другое:

• инертность движений.

3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движения:

• нарушение пространственного координации двигательного навыка.

4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы:

• нарушение реципрокной координации.

5.  Отстает одна рука.

6.  Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.

• игнорирование левой руки (правое полушарие).

ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ СТАРШЕГО НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА

Диагностика № 1.

     Уровень развития ручной ловкости у детей старшего начального звена, определяется с помощью следующих игр:

       бросать мяч диаметром 10 см в стенку с расстояния 1 м;

       метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой;           удары мяча о пол и ловля его после отскока.

Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

Диагностика № 2.

     Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».

       Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

       Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.

       «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

     Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Диагностика № 3.

Задания на диагностику скоординированной движений пальцев:

«Осторожный пешеход».

Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами. Процедура проведения: педагог дает задание ребенку: нужно пройти по этой дороге разными способами:

-     вести по дороге указательным пальцем правой руки;

-     вести по дороге указательным пальцем левой руки;

-     вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом

«гуськом»;

-     одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;

-     «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;

-     «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);

-     «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;

-     «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая

«шажки», меняя указательный и средний пальцы;

-     «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;

-     «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);

-     «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;

-     «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди. Оценка результатов. За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов

– 12.

«Кто там?».

Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу. Оценка результатов.

За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество – 6 баллов.

     Детям задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник.

Оценка результатов.

     За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов – 9.

Диагностика № 4.

     Графический диктант на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу.

Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ребёнок выполняет задание, следуя чётким указаниям преподавателя. Оценка результатов.

Высокий уровень – диктант выполняет точно и правильно.

Средний уровень – в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены.

Низкий уровень – задание не выполняет.

Диагностика № 5.

     Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.      Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

 Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

       какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

       как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;   быстро или медленно проводит линии;

       отвлекается ли во время работы;

       высказывания и вопросы во время рисования;

       сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

     Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Оценка результатов.

     Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1.         Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2.         Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3.         Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована, верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена, верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4.         Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

5.         Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6.         Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

7.         Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Условия проведения диагностики:

       Взрослый сиди напротив ребёнка (лучше за столом).

       Приспособления, пособия, предметы положены перед ребёнком строго на середину стола.

       Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не акцентирует внимание на то, что он проводит тестирование.

       Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики рук и координации движения рук, способствующая выявлению группы детей, нуждающихся в коррекционной пом...

Развитие мелкой моторики у младших школьников с ДЦП на уроках технологии.

Детский церебральный паралич  (ДЦП) — одна из форм нервно-психической патологии сложного генеза при ведущем поражении двигательных зон и двигательн...

Развитие мелкой моторики у младших школьников с использованием нестандартного оборудования.

Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи....

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Педагоги в школе часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей первых и вторых классов ...

Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В этой статье пойдет речь о мелкой моторике пальцев рук, что мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение.При низком уровне развития моторики у...

Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...