Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»
статья по логопедии

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположенно именно на руке и на языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РА «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья,

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Обобщение опыта

Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на  коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»

Учитель-логопед: Куижева З.Н.  

2021год

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на  коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии».  

 Для определения основных путей развития и совершенствования мелкой моторики как одного из направлений по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями   мною была проведена диагностика среди детей на определение предрасположенности к дисграфии, тест на выявление уровня выносливости и быстроты мышц кисти рук, диагностика оценки уровня развития речи; диагностика пространственного восприятия, анкетирование родителей, ряд консультаций для педагогов и родителей. По результатам вышеперечисленной работы были разработаны  игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов школы и родителей.

Результаты диагностики.  

    Результаты  обследование всех младших школьников показала, что у  всех обследованных детей отмечаются неточности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений при необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки. Пробы на оптико-кинестетическую организацию движений выполняют с затруднениями, наблюдаются ошибки при выполнении некоторых проб на праксис позы (неточное выполнение упражнений: согнуть 2 и 5 пальцы и т.д.). Пробы Хэда выполняют замедленно, с ошибками. Отмечаются ошибки и неточности при срисовывании предметов по образцу, при штриховании фигур (выход за контуры), при соединении точек в одну линию без отрыва карандаша от бумаги. Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)

Анализ результатов обследования показал необходимость организации коррекционных мер по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях у младших школьников.

     В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и на языке.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие мелкой  моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования устной и письменной речи. Развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с 6 месяцев до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту.

        Мы часто замечаем, что у значительного большинства наших детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

        Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

      И, конечно, в старшем дошкольном возрасте 5–7 лет, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

         Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы формируем у ребенка одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.  Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

        И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

       Целью данной работы является раскрытие актуальности использования различных методов и приемов для совершенствования развития  мелкой  моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями, значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму.

      В результате достижения заявленной цели решается ряд задач:

  • Укрепление психологической базы ребенка.
  • Расширение и обогащение речевого опыта ребенка.
  • Развитие переключаемости с одного движения на другое.
  • Развитие и  совершенствование общей  и мелкой моторики.
  • Развитие сенсорно - перцептивной сферы.
  • Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики.
  • Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания.
  • Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии.

       Работа по обобщению опыта позволила создать многообразие дидактических игр  на развитие мелкой моторики и профилактики дисграфии, которые может использовать не только педагоги на занятиях, но и родители дома. 

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных игр и упражнений позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое мышление, творческие способности. Предлагаемые задания постепенно усложняются, и дети составляют фигуры сначала по образцу, затем – по замыслу. Некоторые задания сопровождаются стихами (запомни, повтори…) и загадками (отгадай…).Использование предлагаемых игр и упражнений будут способствовать развитию и совершенствованию у учащихся мелкой моторики, а значит и благотворно влиять на процесс развития речи, повышать работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

         Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики(использование развивающих игрушек, штрихование, изобразительная деятельность - лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов по начерченным на бумаге линиям, ручной труд, пальчиковый массаж, гимнастика) активно на логопедических занятиях применяю  нетрадиционные  методы.

Использование нетрадиционных методов

К нетрадиционным методам относят игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок,  игольчатых ковриков Ляпко, массаж и самомассаж сопровождаемый стихотворным текстом или выполняемый под музыку, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Теми же сподручными материалами с большим успехом могут пользоваться и родители заинтирисованные  в решении проблем своего ребенка, это могут быть: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Использование развивающих игрушек.

     В настоящее время используют множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка. Здесь используются игры-шнуровки, различные кубики палочки, конструкторы, пирамидки, лабиринты, доски Сегена (рамки, вкладыши), фигурки на магнитах, кубы, пазлы, мозайка. Использование данных игр помогает развивать и совершенствовать не только моторику рук, но и навыки пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации тактильных ощущений, логического мышления, позволяют уточнить сенсорные эталоны.

Кроме того, на логопедических занятиях проводятся всевозможные пальчиковые театры. Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

• способствует развитию мелкой моторики;

• развивает пространственное восприятие;

• развивает словарный запас;

• развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

• развивает творческие способности.

Данный вид упражнений зачастую применяется на индивидуальных занятиях. Кукла на пальце может перемещаться влево, вправо, вверх, в них, по кругу. Если надеть 2 куклы на обе руки ребенка, то куклы могут обниматься при встрече, целоваться, драться и мириться. Интерес к кукле, которую ребенок одушевляет, позволит удерживать руку и пальцы в определенном положении и выполнять при этом сложные движения, что без интереса к кукле было бы утомительно, а, может, и невозможно.

Массаж и самомассаж.

Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры). Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»).

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей (ёжику и ёлочке - иголки, солнышку – лучики и т. д.), так и для проведения самомассажа подушечек пальцев. Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

     На логопедических занятиях также применяю игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Для этого заполняется коробка пуговицами разного размера, цвета, формы. Предлагается выполнить следующие упражнения:

- опустить руки в коробку;

- поводить ладонями по поверхности;

- пересыпать из ладошки в ладошку;

- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, самую квадратную,   гладкую и т.д.;

- переложить пуговички (по одной) в пустую пластмассовую бутылку.

 Успешно в логопедической практике для развития мелкой моторики применяются способы нетрадиционного рисования (рисование пальцами на песке и крупах). На подносе ровным слоем распределяется песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками пишут буквы рисуют, дорисовывают разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.


   Сочетание традиционных и нетрадиционных методов в работе позволяют учителю логопеду помимо развития мелкой моторики формировать у учащихся положительную мотивацию, познавательную активность и творческое воображения, совершенствовать навык зрительного и слухового восприятие, развивать просодическую сторону речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности, развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Кроме того сочетание приемов позволяет логопеду разнообразить занятия, сделать его насыщенным и интересным, ведь предлагаемые игры и упражнения можно проводить стоя, сидя на ковре, за партой, в кругу, передвигаясь по классу, что позволяет распределять нагрузку на детей на протяжении всего занятия. Игры по развитию мелкой моторики также можно проводить при появлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания к занятию. Динамическая пауза поможет снять статистическую нагрузку, связанную с сидением и будет являться необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.

     Таким образом, предлагаемые задания и игры по формированию мелкой моторики будут являться мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулировать, ускорять процесс речевого и умственного развития ребенка.

   Игры и упражнения по развитию мелкой моторики должны включаться в коррекционнно - логопедическую деятельность параллельно с развитием всех речевых компонентов (лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим строем речи) поскольку развитие речи и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.

        Работа по обобщению педагогического опыта позволила заинтересовать не только педагогов, но и родителей проблемой недостаточного развития мелкой моторики у детей, в впоследствии чего, в школьном возрасте обязательно появляются проблемы с письменной речью, т.е. –дисграфии.

        Инновационность данного опыта состоит в том, что введение наглядных моделей в процесс обучения  позволяет логопеду  более целенаправленно развивать импрессивную речь детей,  обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования,  формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, развивать общую и мелкую моторику рук, составлять рассказ. При работе с  данным материалом учитывается степень и тяжесть речевого дефекта, уровень индивидуального развития каждого ребенка-логопата, учет речевого окружения.

Для определения основных путей развития и совершенствования мелкой моторики как одного из направлений по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями  мною была проведена диагностика среди детей на определение предрасположенности к дисграфии, тест на выявление уровня выносливости и быстроты мышц кисти рук, диагностика оценки уровня развития речи;диагностика пространственного восприятия, анкетирование родителей, ряд консультаций для педагогов и родителей. По результатам вышеперечисленной работы были разработаны  игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов школы и родителей.

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями».

  1. Пассивная гимнастика (массаж и самомассаж)
  2. Активная гимнастика (всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки).
  3. Пальчиковая и сопряженная гимнастика (статические, динамические упражнения.  Цель сопряженной гимнастики - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев и губ; научить управлению этими движениями. В сопряженной гимнастике предлагаются также упражнения для одновременной работы пальцев и языка).
  4. Пальчиковый театр и пальчиковый театр теней (Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат).
  5. Графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами (Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей, конструирование).
  6. Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой (Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое   восприятие.   Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта).
  7. Логоритмика (Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения.Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром).
  8. Подготовка руки к письму.  Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Тест на развитие графического навыка.
  9.  Развитие графического навыка (графический диктант, рисование линий: прямые и фигурные дорожки, рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам, выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

          В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуальные и групповые формы работы.

       Представленный опыт работы, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей младшего школьного возраста.

        Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию мелкой моторики как одного из направлений профилактики письменной речи в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего школьного возраста.

Можно сделать следующие выводы, что у детей:

  • формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;
  • развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;
  • у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;
  • развивается мышечная активность;
  • развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга.

           Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы позволяет снизить уровень детей страдающих нарушением письменной речью.

         Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использование изолированного движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».

Совет родителям и педагогам, работающим с таким ребенком:

Старайтесь учитывать его индивидуальные  особенности, быть терпеливыми и добрыми,  помогайте преодолеть неизбежно возникшие трудности, не делая из них трагедии, то есть просто  научитесь его понимать!

Выполнение пробы Хэда: «Пакажи правой рукой левое ухо», предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.

Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы). Задания 1.Соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца.

Задания 2. Вытянуть 2 и 3 пальцы, 2 и 5 пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).

Динамическая организация движений пальцев.

Задания 1. Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе.

Задания 2. «Игра на рояле» Поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу (1,2,3,4,5; 5,4,3,2,1), сначала правой, далее левой, в дальнейшем двумя руками.

Профессиональная деятельность на перспективу:

- Продолжить работу над профилактикой нарушений письменной речи учащихся; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость учащихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.

- Расширить сотрудничество с педагогами и родителями, продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся массовой школы. М., 1991 г.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие СПб., 1997.

Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.

Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.

Парамонова Л.Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.

Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Правдина О.В. Логопедия.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.