Главные вкладки

    Упражнения для развития мелкой моторики детей.
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Анишина Наталья Николаевна

    Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект.Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия,так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.doc41.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Упражнения для развития мелкой моторики.

    1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики здороваются).

     

    2. Это же упражнение выполнять пальцами левой руки.

    3. Те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

    4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки, по очереди "здороваются", сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т. д.

    5. Пальцы правой руки одновременно "здороваются" с пальцами левой руки.

    6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им (оса, пчелиный рой).

    7. Движения производить указательным пальцем левой руки.

    8. Те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук (осы).

    9. Указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу (человечек).

    10. Те же движения производить пальцами левой руки.

    11. Те же движения производить пальцами обеих рук (дети бегают).

    12. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки (коза).

    13. То же упражнение выполнять пальцами правой руки.

    14. То же упражнение выполнять пальцами обеих рук (козлята).

    15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их (очки, окно).

    16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца (зайчик).

    17. То же упражнение выполнить пальцами левой руки.

    18. То же упражнение одновременно выполнить пальцами обеих рук (зайчики).

     

    19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (деревья) или пальцы обеих рук скрестить (елка, ветки деревьев).

    20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх вниз (птички летят, машут крыльями).

    21. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

    22. То же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.

    23. Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

    24. То же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.

    25. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

    26. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх (флажок). Или наклонное положение кисти руки.

    27. Соединить обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их (двое разговаривают).

    28. Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально ладонь левой руки (стол).

    29. Руки поменять.

    30. Правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально (стул, кресло).

    31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие (бочонок с водой, горшок, корыто).

    32. Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху (птичка пьет воду, пьющий человечек).

    33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу (миска, гнездо).        

    34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь (птичье гнездо с птенчиками). Или пальцы одной руки слегка приоткрыты и согнуты, другая рука - между большим и указательным пальцами (птица, высиживающая птенцов).

    35.        Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь (ворота, дверь).

    36. Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук (крыша, башня)

    37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед "крышей" (магазин с прилавком).

    38. Пальцы в то же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонам "прилавка" (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и "разговаривают" друг с другом как продавец и покупатель. Или два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами - беседующие между собой персонажи - человечки, животные.

    39. Поднять руки вверх, ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук (мост, дорога, дом). Или разведенные книзу пальцы, опирающиеся на стол, -

    дом. Рука сжата в кулак, большой палец закрыт остальными четырьмя пальцами (дом закрыт). Если большой палец выпрямлен, то дом открыт.

    40.        Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы (чаша, цветок). Или обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.

    41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз (корни растения). Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца - "прорастает растение". Далее положение рук то же, но пальцы медленно тянутся вверх до положения "чашечки цветка".

    42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы "бегут" по столу (бежит собака, бежит лошадь).

    43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, расставить указательный и средний пальцы левой руки (они изображают всадника), посадить всадника на коня – указательный палец правой руки.

    44. Правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний пальцы широко разведены и выпрямлены вперед-вверх (улитка с усиками).

    45. Правая рука в том же положении, что и в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху (раковина улитки).

    46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх (кошка).

    47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх (собака).

    48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки (птица в гнезде).

    49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их (лодочка, кораблик).

     

    50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы (солнечные лучи).

    51. Прижать тыльные стороны рук друг к другу, скрестив пальцы, поднять их вверх (елка, ветви и т. д.).

    52. Скрестить пальцы обеих рук. Тыльные стороны рук обращены вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им (колокол).

    53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх (пассажиры в автобусе).

    54. Соединить пальцы, как в предыдущем упражнении, а остальные пальцы округлить (бинокль).

    55. Исходя из предыдущей позиции, обе руки приставить друг к другу (подзорная труба).

    56. Широко развести пальцы на обеих руках. Приставить руки к голове (рога оленя).

    57. То же упражнение, но задействована одна рука (корона).

    58. Согнуть большой, безымянный пальцы и мизинец, указательным и средним делать движения, имитирующие ножницы.

    59. Пальцы любой руки сжать в кулак, другой рукой его прикрыть, локти соединить. Медленно выпрямлять пальцы, а потом сжимать (цветок раскрывается и закрывается).

    60. Пальцами делать движения, имитирующие игру на пианино.

    61. Кошка-царапка: широко развести пальцы, округлить их и держать в напряжении.

    62. Жучок: кончики пальцев упираются в поверхность стола или пола. Ребенок поочередно поднимает пальцы сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих вместе.

     

    63. Барабанщик: ребенок кончиками пальцев выстукивает на поверхности стола несложный ритм, сначала пальцами одной руки, потом обеими руками. Увеличивая сложность, можно предложить детям выстукивать ритм вместе.

    64. Руки сжать в кулачки и "месить тесто" на столе.

    65. Сделай плетень. Соединить кисти рук тыльной стороной (локти стоят на столе) и переплести пальцы данной руки с соответствующими пальцами другой руки.

    66. Шагаем через кочки. Большим пальцем захватить безымянный и мизинец, а указательный и средний поочередно "шагают через кочки" (разложенные на столе на расстоянии 2-3 см друг от друга 5-6 счетных палочек), не задевая их, высоко поднимая "ноги" (пальцы).

    67. Цветок. Соединить локти, расправить ладони и поднимать руки вверх, покачивая.

    68. Петушок. Соединить пальцы обеих рук (ладонь к ладони) и покачать к себе и от себя.

    69. Рука на столе вытянута вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные бегут по столу (бежит лошадка, собачка). Положение правой руки то же, но указательный и средний пальцы левой руки широко разведены, "посажены" на указательный палец правой руки (всадник на лошади).

    70. Пальчики расправить и переворачивать ладошки - покажи чистые ручки (супенация - пронация).

    71. Ребенок сидит на стуле. Перед ним опускают мяч то слева, то справа и просят его схватить мяч, не вставая.

    72. Два, три пальца руки касаются друг друга (щупальца).        

    73. Рука на столе ладонью вниз, три правых пальца вытянуты вперед, два последних согнуты (большой зайчик).

    74. Локоть правой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед (бегущая женщина). Правая рука изображает собачку.

    75. Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены - дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью - малыш взбирается на дерево.

    76. Большой палец одной руки плотно охвачен пальцами другой руки - птица в гнезде, человечек дома. Для того чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, их сопровождают небольшими рассказами, дают голосовое сопровождение или даже выполняют какое-либо физкультурное или артикуляционное упражнение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для развития мелкой моторики рук.

    Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук....

    Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики

    Учащиеся  с умеренной умственной отсталостью имеют нарушения  моторной сферы. Все это отрицательно сказывается на  развитии и социализации  учащихся с умеренной умственной отсталос...

    Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей с ДЦП.

    Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У дет...

    Упражнения для развития мелкой моторики руки у детей 6- 7 лет.

    Данный материал будет интересен и учителям, и родителям. Упражнения для развития мелкой моторики руки у детей 6 -7 лет можно выполнять в игровой форме в учебной и внеучебной деятельности....

    Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 5- 6

    Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные труд...

    Упражнения для развития мелкой моторики детей

    Упражнения для развития мелкой моторики детей...

    Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...