Главные вкладки

    Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
    статья по логопедии

    Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводимой работы.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление.

    Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной возможности ребенка к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, неплохо устанавливает логические связи, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Он легче овладевает навыками письма.

    Ещё В.М.Бехтеров пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движения руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М.М.Кольцовой, подтвердили это мнение. С ее точки зрения «проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной». Речевая деятельность детей часто развивается и под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук.

    Работая с ребенком, мы часто становимся свидетелями, насколько трудно некоторым детям дается рисование по образцу, изображение геометрических фигур, выполнение различных штриховок. Линии в рисунках, как правило, отрывисты, выходят за пределы контура.

    Даже если ребенок любит рисовать, лепит, конструировать его графические навыки могут развиваться неправильно, если при этом не было руководства со стороны взрослого.

    Выполнение ручных проб у многих детей также вызывает затруднение. Дети, которым удаются изолированные движения пальчиковых проб, как правило «говорящие» дети. Если же пальцы напряжены, или, напротив, вялые, сгибаются и разгибаются только вместе, то это «не говорящие» дети. Пока движения пальцев рук не станут свободными, полноценного развития речи добиться трудно.

    Умение выполнять движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Работу, по развитию мелкой моторики, нужно начинать задолго до поступления в школу. Если в дошкольном возрасте упражнения даются в упрощенном варианте, доступном по возрасту, то в работе со школьниками используются более сложные игры и упражнения.

    Развитие ручной моторики строится с учетом следующих принципов:              

    - уровневая организация движения, т.е. любое сложное движение состоит

    из простых и в связи с другими двигательными актами;

    - взаимосвязь между тонкой дифференциацией моторики рук и артикуляционной моторикой. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук вместе с речевым сопровождением повышают работоспособность коры головного мозга. В развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитие общей и мелкой моторики.

    - взаимодействие кинестетических и кинетических основ движения, т.е. уточнение и формирование ощущений от положения кисти рук и выработка необходимого объема движения, силы, точности кисти руки находятся во взаимодействии.

    Учитывая эти принципы, работа ведется по двум направлениям:

    • формирование кинестетических основ движения,
    • формирование кинетических основ движения.

    Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и приносить радость ребенку. У детей, поступивших в первый класс, часто отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы, сохраняется игровой интерес при низком познавательном. Эти дети активны, неутомимы, целенаправленны в игре, но быстро теряют интерес во время занятий. Использование игровых форм обучения позволяет ребенку действовать раскованнее, не бояться ошибиться. Их интересует процесс игры, а не результат. В игре они ощущают себя равноправными участниками с другими членами процесса.

    В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать творческие способности. Пальчиковые игры - это, как правило, инсценировка какой-либо рифмованной истории, сказки при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», развитию межполушарных взаимодействий.

    Работа по коррекции мелкой моторики проводиться по различным методикам:

    •  массаж кисти и пальцев рук ребенка,
    • упражнения для кисти рук с речевым сопровождением и без него,
    • упражнения для пальцев с использование предметов: нанизывание, застегивание,  работа с карандашом, пластилином, бумагой,
    • графический диктант,
    • штриховка, обводка,

    Важно в работе соблюдать два правила:

    1. пальцы правой и левой рук развиваются равномерно;
    2. после каждого упражнения расслабляющее действие.

    Виды игровых упражнений.

    1. Массаж кисти пальцев руки.
    • Нормализует мышечный тонус;
    • Развивает двигательные функции рук;
    • Формирует устойчивые двигательные кинестезии.

    «Моя семья»

    (Поочередное растирание пальцев рук от кончика к основанию)

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик бабушка,

    Этот пальчик папа,

    Этот пальчик мама,

    Этот пальчик Я,

    Вот и вся моя семья!

    1. Упражнение для пальцев руки (развитие кинестетических функций).

    Ребенку предлагается с помощью различных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей, предметы. На начальном этапе упражнения дети выполняют, глядя на руку учителя и свою, позже только на руку учителя. Для поддержания интереса использую стихи, поговорки.

     

    «Зайка»

    Ушки длинные у зайки,                    (пальцы рук сжаты в кулак, указательный

    Из кустов они торчат.                       и средний вверх)

    Он и прыгает и скачет,

    Веселит своих зайчат.

    1. Упражнения для развития пальцев с речевым сопровождением.
    2. Изображение букв пальцами рук с использованием карандаша.

    Пальцы взяли молодца

    С двух сторон за два конца.

    Карандаш попался в плен –

    Получилась буква Н.

    1. Развитие ручной моторики и артикуляционного аппарата.

    Автоматизируются звуки речи и развиваются кинестетические и кинетические функции мелкой моторики.

    (Пальца сжаты в кулак, средний палец поднят вверх)

    Вот комарик летит, очень громко звенит –З З З

    (Кистью руки выполнять вращательное движение, двигая ее вперед)

    Вот змея в траве лежит, грозно, страшно нам шипит – Щ Щ Щ

    1. Графические диктанты
    2. 7. Логопедические массажные щетки, в сопровождении с чистоговорками, скороговорками.

    Пальчиковые упражнения обеспечивают активность всех ребят на занятие. Дети не только пассивные участники игры, но и часто сами становятся сценаристами маленького представления. Выполнения необходимых движений требует от ребенка произвольного внимания, сосредоточенности, но дети получают огромное удовольствие от игры.

    Литература.

    1. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовность к школе, -АСТ, Москва, 2007
    2. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать,  «Академия развития», Ярославль, 1998
    3. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Логопедический массаж с детьми 3-5лет, страдающих детским церебральным параличом, -«Гром – Пресса», Москва, 1999
    4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников, «Союз», С.-Петербург, 2001
    5. Цвынтарский В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, -Лань, С.-Петербург, 2000
    6. Цвынтарский В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем, -Лань, С.-Петербург, 2000
    7. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», №3, 2005, методический и практический журнал.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для развития мелкой моторики рук.

    Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук....

    Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики

    Учащиеся  с умеренной умственной отсталостью имеют нарушения  моторной сферы. Все это отрицательно сказывается на  развитии и социализации  учащихся с умеренной умственной отсталос...

    Упражнения для развития мелкой моторики у учащихся С(к)ОУ 8 вида.

    Примеры упражнений для развития мелкой моторики у учащихся С(к)ОУ 8 вида....

    Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь то...

    Игры и упражнения для развития мелкой моторики

    Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук...

    Буклет для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"

    Буклет содержит в себе игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей. Является отличным дополнением к консультации для родителей теме "Развитие мелкой моторики рук у детей"....

    Практические рекомендации родителям «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников»

    Важной особенностью организации учебной деятельности в начальной школе является факт, что младший школьный возраст является благоприятный для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавате...