Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.
    план-конспект на тему

    Сергеева Людмила Васильевна

    занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.

    Программное содержание:

    Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
    Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;
    Учить элементам самомассажа рук и ног;
    Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

    Ход занятия:

    Учитель:

    Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».

    Пальчиковая игра «Как живешь?»

    - Как живешь?
    - Вот так! (большие пальцы вперед)
    - Как плывешь?
    - Вот так! (имитация плавания)
    - Как бежишь?
    - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
    - Вдаль глядишь?
    - Вот так! («бинокль»)
    - Ждешь обед?
    - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
    - Машешь вслед?
    - Вот так! (помахать кистью руки)
    - Утром спишь?
    - Вот так! (обе руки под щеку)
    - А шалишь?
    - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

    Учитель:

    Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

    (Взрослые и дети выполняют самомассаж).

    - Вы готовы, глазки?
    - Да! (поглаживание век)
    - Вы готовы, ушки?
    - Да! (поглаживание ушей)
    - Вы готовы, ручки?
    - Да! (поглаживание кистей рук)
    - Вы готовы, ножки?
    - Да! (поглаживание ног)
    - Вы готовы? (развести руки в стороны)
    - Да! (обнять себя руками)

    Учитель:

    А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. (родители и дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

    Учитель:

    Приехали!

    Станция «Лесная»

    Подвижная игра «Найди свою палатку»

    Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
    В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

    Учитель:

    Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант).

    Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.
    Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.
    Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.
    Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.
    Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.
    Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

    Учитель:

    Поехали дальше? (Идут поездом по ребристым доскам).

    Станция «Театральная»

    Игра «Зеркало и обезьяны»

    Цель: Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. (Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают).

    Петушок:

    Петушок стоит весь яркий
    Гребешок он чистит лапкой.

    Гусь:

    Гусь стоит и все гогочет,
    Ущипнуть тебя он хочет.

    Кошка:

    У кошки ушки на макушке,
    Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

    Учитель:

    Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!

    Станция «Массажная»

    Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.
    (Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов).

    Учитель:

    Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

    Игра-массаж «Китайские шары»

    Вы видали циркача?
    Мяч идет вокруг мяча!
    Кружит с видом знатока,
    Будто шмель вокруг цветка.
    (сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

    Учитель:

    Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?
    (разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук от периферии к центру)

    Разотру ладошки сильно,
    Каждый пальчик покручу,
    Поздороваюсь с ним сильно
    И вытягивать начну.
    (растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

    Затем руки я помою
    («моют» руки)

    Пальчик в пальчик я вложу,
    На замочек их закрою
    И тепло поберегу.
    (пальцы в «замок»)

    Выпущу я пальчики,
    Пусть бегут, как зайчики.
    (расцепить пальцы и перебирать ими)

    Учитель:

    А теперь переходим на массаж стопы.
    (родители делают массаж стопы своему ребенку)

    Пальчики на ножках,
    Как на ладошках,
    Вместе я их соберу
    И поглаживать начну.
    (поглаживание стопы и пальцев ног)

    Каждый пальчик разотру,
    Каждый пальчик покручу.
    (растирание каждого пальчика)

    Разведу вперед, назад и сожму руками.
    (руками тянуть пальцы на себя, от себя)

    Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!
    Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

    Учитель:

    Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

    Станция «Джунгли»

    Подвижная игра «Ловля обезьян»

    (под песню «Чунга-чанга»)

    Цель: Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

    Учитель:

    Дети сейчас будут обезьянками, а взрослые будут изображать их родителей и находиться на одной стороне площадки. А на противоположной стороне находится ловец, который показывает обезьянкам движения, те их повторяют. По сигналу «Ловец» дети бегут к своим родителям. Тех, кто не успел, ловец уводит к себе.

    1. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.
    2. Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев.
    3. руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену.
    4. Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
    5. ходьба «Обезьянки» - на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

    Учитель:

    Ловец!
    (дети убегают к своим родителям)

    Учитель:

    Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

    Станция «Игровая»

    Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
    Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

    1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка):
    «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
    «Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног.
    «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
    «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами.

    Учитель:

    Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

    2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

    3) Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

    Учитель:

    Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим друзьям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики "Зимние забавы".

    Данный материал рассчитан на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, способствует развитию и коррекции мелкой моторики. На занятии используются различные по фактуре ...

    Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

    Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

    Доклад. Тема: «Коррекционно - развивающие упражнения для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта на уроках ЛФК».

    С первых дней моей деятельности я столкнулась с трудностями в работе с данной категорией детей. В настоящее время очень мало разработанных пособий и методических рекомендаций, помогающих учителю осуще...

    Конспект занятия по развитию мелкой моторики. Тема "Яблоко"

    Предлагается интересный материал для проведения занятия по развитию мелкой моторики....

    Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

    Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.  Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...

    "Волшебные пальчики" серия занятий по развитию мелкой моторики для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у не...