Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов
статья по окружающему миру (1 класс) на тему

Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Среди современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательной и творческой активности ученика начальной школы, можно выделить метод проекта или проектную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается каждым педагогом современной школы. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. При работе над проектом в начальной школе обучение строится  на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Важно при этом показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая для ребенка, для решения которой он может  приложить и имеющиеся у него на тот момент  знания, и новые знания.

Проектная деятельность, как одна из современных технологий в образовании, включена в различные образовательные программы, применяемые в начальной школе. В рамках УМК «Школа России» с проектом мы встречаемся на уроке окружающего мира в 1 классе уже в сентябре месяце.

Проект называется “Моя малая родина”– первый из череды предстоящих проектов. Цель данного проекта – расширение знаний учеников о своем родном крае, воспитание чувства гордости и любви к малой родине. Такие задания на первых неделях обучения ребенка в школе направлены, прежде всего, на развитие совместной деятельности родителей и ребенка.

Именно поэтому мы использовали такой вид проекта, как информационный.

Он направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация, фотоотчет, книга, презентация и т. д.  Сочинения в 1 классе не требуется, достаточно нескольких слов об объекте или нескольких объектах, изображенных на фотографиях.

Тема «Малой Родины» сегодня актуальна, как никогда. Работая над проектом, мы не только формируем ключевые компетентности школьников, но и уделяем внимание воспитанию патриотизма, чувства гордости за свой край, чувство любви и привязанности к родному краю. Уже с малых лет мы имеем возможность виртуально погружаться в самые дальние уголки Земли. Но, чем проще стало увидеть чужие культуры, тем сложнее углубиться в свою собственную.

Сегодня большое внимание в СМИ  уделяется вопросу воспитания чувства патриотизма подрастающего поколения, реализации регионального компонента, обеспечивающего естественное вхождение ребенка в традиционную жизнь родного народа, в культуру родного края.

Нижегородское ТV предлагает современным школьникам принять участие в акциях «Профессии родного края» (видео), «Природа родного края» (фото), «Я люблю свой город» (видеоролики), что помогает формировать у них уважительное отношение к историческому прошлому города Нижнего Новгорода, приобщению их к историко-культурному наследию своего народа.

Долго думала, как построить работу над проектом с детьми, которые еще и учиться не умеют.

Выделила в работе 4 этапа:

1-организационный - разделила детей на группы. Получилось 6 групп по 4 человека. Каждая группа получила задание по темам:

-«История города Нижнего Новгорода»;

-«Население города Нижнего Новгорода»;

-«Достопримечательности родного края»;

-«Знаменитые люди моего города»;

-«Театры и музеи родного края»;

-«Заводы и фабрики моего города».

2-подготовительный – дети в течение нескольких недель по своим темам подбирали материал (фото, картинки, рисунки), оформляли работу в тетради, составляли рассказ-защиту проекта. Конечно, на данном этапе обучения львиная доля работы легла на плечи родителей. Взаимодействия внутри групп не предполагалось, дети работали самостоятельно.

3-реализация проекта - каждый обучающийся в составе группы защищал свою работу на уроке окружающего мира.

4-заключительный - здесь в работу включается учитель. Подводим общие итоги по группам, совместно оформляем книжку-раскладушку, а по некоторым направлениям «лидеры» групп создают презентации, как обобщение работы в группах. Остальные ученики выступают в роли наблюдателей.

Роль детей в подготовке проекта:

Совместная работа  с родителями в поиске информации, фотографий

Учатся интервьюировать членов семьи (общение)

Составлять устный рассказ

Учатся эстетике оформления работы в тетради

Учатся выступать с подготовленными сообщениями, опираясь на фото

Вся деятельность обучающихся  при подготовке проекта направлена на формирование их познавательной и творческой активности.

Вы можете видеть здесь продукт нашего труда – это книжка-раскладушка «Моя малая Родина». А ребята готовы сегодня Вам представить свой продукт в  виде презентаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов» (обобщение педагогического опыта) Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Школа 101» Панкова С. В .

Слайд 2

Проект – 5 П Проблема Проектирование Поиск Продукт Презентация

Слайд 3

Проект «Моя малая родина»

Слайд 4

Работа над проектом «Моя малая родина» направлена на: формирование компетентностей; воспитание чувства патриотизма; воспитание чувства гордости за свой родной край; воспитание чувства любви и привязанности к родному краю.

Слайд 5

Этапы работы над проектом I – организационный «История города Нижнего Новгорода»; «Население города Нижнего Новгорода»; «Достопримечательности родного края»; «Знаменитые люди моего города»; «Театры и музеи родного края»; «Заводы и фабрики моего города».

Слайд 6

II - подготовительный

Слайд 7

III – реализация проекта

Слайд 8

IV - заключительный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса

«При разработке федеральных государственных  стандартов второго поколения приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, у...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....