Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса
статья на тему

Сутулина Светлана Викторовна

«При разработке федеральных государственных  стандартов второго поколения приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения».В последние годы  в образовательных учреждениях эту проблему пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Так как в основе метода проектов лежит « развитие познавательных интересов и навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве».

«Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата».

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса

Применение технологии проектной деятельности определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

«При разработке федеральных государственных  стандартов второго поколения приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения».В последние годы  в образовательных учреждениях эту проблему пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Так как в основе метода проектов лежит « развитие познавательных интересов и навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве».

«Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата».

 Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он совместно со своим учеником У.Х. Килпатриком предложил метод проектов, в основе которого лежала деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривающая приобретение новых знаний для достижения поставленной цели.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

•        проблематизация учебного материала;

•        активность ребенка;

•        связь обучения с жизнью ребёнка, игрой и трудом

В начале 20 века этот опыт был подхвачен отечественными педагогами (С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин. М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев), но в связи с чрезмерным увлечением преобразованием « школы учёбы» в «школу жизни» вплоть до отказа от проведения уроков метод проектов в 1931 году был осуждён и в практике советской школы не применялся.

Новую актуальность метода проектов связывают с обновлением содержания образования.

В.В. Гузеев подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:– личностно ориентированное;– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда».

Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на формирование и развитие познавательного интереса. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию учителя.

По мнению И.С. Якиманской  внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогам определенные требования, как к творческой личности, и требует специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Л.И. Кривова отмечает, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, «что ситуации, вокруг которых разворачивается образовательный цикл, являются подлинно проблемными для учащегося. Решая эти ситуации, ученик использует приобретённые ранее знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт». Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

В процессе проекта усилия педагога и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта педагог опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъект своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной педагогом, а на основе самостоятельно принятого решения.

Специфика метода проектов, по мнению Л.С. Киселевой заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. « Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему».

Анализ современных целостных образовательных моделей начального обучения показал, что на сегодняшний день работа над проектами включена в содержание различных учебных дисциплин в двух программах - «Школа 2100» и «Планета знаний». Своевременной поддержкой внеурочной проектной деятельности в начальном общем образовании явились обновлённые программы по предметам и впервые созданные рекомендации по организации внеучебной деятельности, разработанные в рамках стандартов второго поколения. В разделе «Внеклассная проектная деятельность» даются некоторые понятийные пояснения, приводится одна из форм организации работы над проектом, предлагается тематика проектов по предметным курсам.

Организуя работу над проектом в начальной школе, необходимо учитывать, что ученик должен иметь определённый исходный (пусть минимальный) уровень готовности. Работа по методу проектов включает в себя несколько основных  этапов:

•        Проблематизация. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, происходит своеобразное «присвоение « учеником проблемы, наделение её личностным смыслом.

•        Целеполагание. Проблема преобразуется в личносто - значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

•        Планирование.  В результате данного этапа ясные очертания приобретает не только отдалённая цель, но и ближайшие шаги.

•        Реализация имеющегося плана.

•        Презентация.

•        Рефлексия. По завершении работы автор должен сравнить  полученный результат со своим замыслом. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

Работа над проектом предполагает тесное взаимодействие ученика и учителя. Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. « Педагог помогает выполнить проект, консультирует, но осуществляет общее руководство не как контролёр, а как руководитель – творец».

     Таким образом, можно сделать следующий вывод: проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов актуален и очень эффективен. Его использование позволяет формировать и активизировать познавательный интерес младших школьников; дает ученикам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в свою очередь позволяет успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.

Успешность реализации учебного проекта зависит от выполнения ряда требований:

•        Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

•        Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

•        Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

•        Структурирование содержания проекта (с указанием промежуточных результатов)

•        Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.