статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»
статья на тему

Беккер Галина Николаевна

В.А. Сухомлинский писал :

     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

               тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

               что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся

          и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pokazyvaet_opyt_moey_raboty.rar803.9 КБ

Предварительный просмотр:

     Из опыта работы учителя начальных классов

    «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

МБОУ «Гимназия г.Алдан »  РС( Якутия)

Учитель начальных классов:  

Беккер Галина Николаевна ,

учитель высшей категории,

 

В.А. Сухомлинский писал :

     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

               тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

               что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся

          и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

        В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности

Размышляя над происходящим , понимаешь, что ценности прошлых лет пытаются сменить иными духовными ориентирами: якобы  добро, истина и красота в современном мире уже не являются основополагающими критериями. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций у значительной части молодежи, деформированию у них ранее существовавших бесспорных убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм» школьника.

        О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

        Формирование базовых ценностей моих учеников  проходило и через реализацию следующих социальных проектов:

Заходите в гости к нам

Берегите Землю

Моя малая Родина

Мы граждане России

Спасибо ветеранам за победу

Покорми птиц зимой

«Создаем спецвыпуск «Гимназенка»

  Темы проекта являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания – формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. Через проектную деятельность мы можем сформировать у учащихся способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность

  В ходе реализации этих проектов понимала, что для доступности и прочного закрепления духовно-нравственных качеств нужен переход от « книжного» материала  к окружающей их социальной жизни и тем ближайшим и доступным объектам, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его  в социально-значимую деятельность.

Несколько слов о некоторых проектах, над которыми мои ребята и я работали в 1-2 классах с точки зрения нравственного воспитания.

Урок – проект. «Моя малая Родина»

        В ходе реализации проекта, мы совместили учебную и  внеурочную деятельность. Обсудив   данную тему, проведя беседу о малой Родине, дети получили задание.  И уже на следующий урок ребята стали приносить готовые работы. Самым увлекательным для детей стала работа по оформлению собранных материалов и защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей малой Родине (о городе , в котором они живут, о тех местах, где побывали со своими родителями летом), показывали фотографии, рисунки. Ценность такой работы заключалась в том, что каждый с большим удовольствием  и энтузиазмом совместно с родителями, бабушками и дедушками выполнил большой объем работы.

Как показывает опыт моей работы, уважение  к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны  без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.Данный проект был представлен на районом семинаре  День открытых дверей.»

Проект-«Создаем спецвыпуск «Гимназенка»»

  Результатом  данного проекта  предполагался выход создания тематической газеты, формированию позитивное отношение к чтению, умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, эмоционально «проживать» текст, сочувствовать, сопереживать. Материалы, над которыми работали дети, могут показаться простыми, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется  творческая личность.

         Формируя личность ребёнка, мы формируем не только его – мы создаём будущее нашей страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, таким и будет будущее целых поколений.

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...

Статья "Урок-игра как средство развития познавательной активности младших школьников"

В статье описаны типы уроков, виды игр, позволяющие развивать познавательную активность младших школьников....

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"

Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...

Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"

Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....