Статья "Урок-игра как средство развития познавательной активности младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Еремина Ирина Геннадьевна

В статье описаны типы уроков, виды игр, позволяющие развивать познавательную активность младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья33.34 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   

    Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

   

   Активность, самостоятельность, инициативность, творчество стали ведущими в определении направленности развития личности в современных учебных образовательных программах и реформах образования.

   Учебная деятельность в школе обязательна для каждого ребенка. Но к сожалению, осуществляется она далеко не всеми школьниками с охотой под влиянием положительной мотивации. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.

   

    Процесс и результат формирования познавательных интересов школьников связан с их активной познавательной деятельностью, с их позицией в процессе обучения.

 

     Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

   

      Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Эффективность обучения обусловлена в данном случае взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

   

        Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
   

       Игра активирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

 

       Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

 

       Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

        Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщённые знания.

    При организации игр на уроках необходимо продумать следующие вопросы:

Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры?

Какому моменту игры следует уделить особое внимание?

Как обеспечить участие всех ребят в игре? И т.д.

 

       Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. В качестве примеров подобных типологий, активизирующих познавательную деятельность , можно привести следующие типы уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-"дублер начинает действовать" и т.д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

6. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.

9.  Интегрированные уроки.

 

      Игра всегда предполагает принятия решения  -  как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих.

   

      Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д.  

 Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

        Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

  1. Игры - задания.

В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то или перед кем-то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом. Помогают в постановке учебной задачи, решению проблемной ситуации, организации работы в малых и больших группах. Экономичны, продуктивны, работают на достижение основных образовательных целей.

Примеры игр-заданий.

«Видимо - невидимо»

(Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме).

Технология.

1. Ученики разбиваются на 2-3 команды.

2. Учитель вывешивает или располагает на столе плакат, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается (убирается со стола), а команды записывают все запомнившиеся слова

3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений, защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).

Примеры:

  • русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные; парные согласные;
  • литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
  • окружающий мир - растения и животные природных зон; название рек, озер, населенных пунктов.

«Волшебная палочка»

(Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).

Технология.

1. Ученики сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или другим способом.

 2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше.

 3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.

4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.

«Шапка» вопросов

(Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом).

 Технология.

1. Ученики бросают в «шапку» записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания текста; вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать; вопрос, по выяснению мнения в сравнение со своим).

2. Смысл игры: участники ставятся в позиции проверяющего, советующего, не знающего.

3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают.

4. Идет обсуждение: интересный, неинтересный вопрос (ответ).

5. Может быть поставлено условие - выходят только 5 учеников, но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами - отвечают через суфлера.

«Разрезанная открытка»

(Ненавязчивая жеребьевка, объединение в группы)

Технология.

1. Учитель берет открытку, картинку или карточку с заданием. Разрезает на 5-6 частей и дети выбирают себе часть (открыток должно быть по количеству команд, части перемешиваются).

2. Дети в ходе перемещения и общения находят детей с соответствующими частями и объединяются для решения проблемы, указанной в карточке или садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.

«План – карта», «Слепой капитан»

 Технология.

1. Учитель дает детям план-карту, в котором указан порядок выполнения заданий, действий, входе которых найдется или откроется нечто важное.

2. Такие план-карты дети в последствии могут составлять сами.

 «Пишущая машинка»

(Диктант в группе)

 Технология.

1. Учитель диктует текст или слова. Дети записывают на листочке по очереди слово за словом или фразу за фразой, передавая листочек по кругу.

 2. Взаимообмен листочками. Проверка. Оценивание. Выводы. Устранение недоразумений.

 «Ключ»

(Один из видов шпаргалок)

Технология.

1. На карточке дается набор ключевых слов (термины по одной теме, слова с определенной орфограммой, ключевые слова или обороты из текста и т.п.)

2. Ученики соединяют, сопоставляют, добавляют и получают в результате продукт целостный и обоснованный. Доказывают правильность выбора.

 «Слухач»

(Словарный диктант)

Технология.

1. Цветовые карточки (слово или предложение разрезается на слоги, слова и отмечается одним цветом). 2. Выходят дети «слухачи» по одному от каждой команды. 3. Каждая команда получает по одной части карточки и проговаривает вслух - вместе эту часть (слово или слог). 4. «Слухач» обходит все группы. Слушает. Воссоздает услышанное, доносит до своей команды и диктует. Дети записывают. 5. Взаимопроверка, обсуждение, оценивание.

2. Игры - разминки.

Эти игры всеобще доступны, азартны, порой смешны, несерьезны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоемкой работы, в снятии ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и снятия психической напряженности.

Примеры игр-разминок:

«Руки-ноги»

 (Развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции. Преимущество: крупная смена поз).

 Инструкция.

1) Один хлопок - команда рукам (их надо поднять или опустить). Два хлопка - команда ногам (нужно сесть или встать)

2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется на ходу, идет моментальное включение.

 «Японская машинка»

 Инструкция

 1) 2 хлопка в ладоши,

2 хлопка перекрест по плечам 2 хлопка перекрест по коленям 2 перешагивания, поворот в прыжке (увеличивая темп).

 2) Произносится задание учителя, называется номер ученика (каждый заранее знает свой номер). Ученик выполняет задание и называет другой номер. Пример: одушевленные существительные № 11.

 «Встать по пальцам»

 Инструкция.

1) Исходное положение - все сидят. Учитель, отвернувшись, поднимает над головой пальцы.

2) Дети на каждом ряду должны посчитать, сколько человек должны встать. И молча встают.

3) Учитель считает: «Раз, два, три, замри». Поворачивается. На каждом ряду должны стоять показанное количество человек.

 «Заводные человечки»

Инструкция.

Это заводные человечки. Они делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Ученики, глядя на схему, повторяют позы несколько раз по порядку номеров. Потом учитель называет номера вразброс, а дети повторяют позы по названным схемам.

 

 «Эхо»

Инструкция.

1) Учитель говорит фразу, строку из стихотворения, строку из правила, делая хлопки в определенном темпе.

2) Дети по рядам или всем классом повторяют в том же темпе, с той же интонацией, с теми же логическими ударениями.

Одновременность - высокий показатель согласованности действий в классе.

Совместная работа часто требует умения быть самостоятельным и умения подчиняться. Это важный навык - подчинение общему ритму.

Поддержание дисциплины.

Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. При грамотном осуществлении традиционных форм они практически становятся игровыми.

Пример: групповая работа. Подходит время сдачи продукта. Шум, перекричать невозможно.

Бубня под нос: кто меня слышит, поднимите правую руку, кто меня слышит поднимите левую руку ,кто меня видит - встаньте и т. д. по 2 раза каждую фразу.

3. Игры - упражнения.

Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.

 Представляем описание некоторых дидактических игр с учетом их типологии, используемых при обучении младших школьников. Данные игры универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во время занятий группы продленного дня, динамических часов.

«Загадки» (придумывание загадок на определенную тему, по определенному типу, алгоритму).

 «Творческие задачи» (по теме урока дается задача, выходящая за рамки учебного материала, решается группой.)

 «Сценки с пропусками» (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока - пропущены глаголы или существительные или числа и т.п. Одни дети называют их, а другие - записывают).

 «Замри, запомни, повтори» (запоминается ряд слов, понятий, отличий, особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).

 «Повтори, дополни, отличись»

 (Один говорит, другой дополняет, добавляет нечто интересное, чего не знает никто).

«Так и не так»

 (Ученики анализируют два продукта противоположных по изображению, объяснению, написанию и определяют «так или не так». Или сами создают два продукта, которые противоположны и можно сказать «так или не так»).

 «Спецы» (Вариант усложненного коллективного сочинения).

1) Учитель рассказывает историю, только делает пропуски. В эти пропуски дети должны вставить слова на заданную тему (только глаголы, существительные, прилагательные, словарные слова и т.д.).

 2) Главное - не ошибаться.

 «Федот, да не тот»

1) Учитель кладет в «шапку» записки с названием предмета, понятия.

2) Один ученик тянет записку и опрашивает 3-х по желанию. «На что похоже?»

3) После того, как все скажут свою гипотезу. Читается слово в записке. Каждый из 3-х доказывает, что действительно похоже на то, что он сказал.

4) Кто не может ответить - Федот, да не тот - ищет признак, на что похоже и водит в игре.

«Растеряхи»

1) Одна группа готовит текст или правило, или алгоритм с пропущенными элементами по теме или свободные пропуски.

Игра «Выиграй миллион».

Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания. Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.

Оборудование: карточки.

Играющий берет карточки по порядку. За каждый правильный ответ дается бонус.

Условия игры: Выбери верное утверждение

1 карточка: Сколько ног у стрекозы?

2, 4, 6

2 карточка: У каких животных тело покрыто чешуей?

 Птицы, Рыбы, Насекомые.

3 карточка: Какие птицы не летают?

Воробей, Голубь, Страус 

4 карточка: Чем покрыто тело птиц?

Шерсть, чешуя, перо.

5 карточка: На что похожа наша планета?

Тарелка Шар Обруч

Все виды тематических пауз: «Летает, не летает», «Хлопни, если услышишь», «Не подведи».

Игровыми могут быть не только ситуации на уроке, но и весь урок в целом. Занятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил.

1. Предварительная подготовка. Обсуждение вопросов и форма проведения. Распределение ролей.

2. Оформление кабинета. Подготовка атрибутов.

3. Обязательная констатация результата игры.

4. Определение компетентного жюри.

   Таковы основные виды дидактических  игр, которые можно использовать на уроках в начальной школе. Такие игры интересны детям, они с удовольствием принимают в них участие.

Список использованной литературы

        


[1] Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2012. – 428 с. С. 121.

[2] Панфилова, М.А. Игротерапия общения. / М.А. Панфилова. - М.: Слово, 1995. – 342 с. С. 32.

[3] Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. С. 54.

[4] Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1992. –215 с. С. 18.

[5] Вайнер, М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С. 9-14.

[6] Запорожец, А.В. Проблемы психологии детской игры. / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1996. – 190 с. С. 11.

[7] Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / В.М. Кроль. - М.: Высшая школа, 2011. – 438 с. С. 123.

[8] Белкин, Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С. 11-20.

[9] Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2013. – 416 с. С. 187.

[10] Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с. С. 99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...