«Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников
материал по чтению (3 класс) по теме

Мусина Хадия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_puti_vedut_k_znaniyu.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

                     Три пути ведут к знанию:

    путь размышления - это путь самый благородный,

                                                   путь подражания - это путь самый легкий

                                                              и путь опыта - это путь самый горький.    

 Конфуций, древний китайский мыслитель.

Я выбрала третий – горький. Но ни на минуточку даже не сомневаюсь об этом.

Начала свою педагогическую деятельность после окончания Сибайского педагогического училища в 1983 году (в  2005 году окончила  ВЭГУ по специальности - историк.). Много пришлось исписать тетрадей, прочитать книг и журналов пока не нашла ответы на вопросы: Как учить? Чему учить? Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

В процессе работы я сформулировала тему своей концепции: «Дифференцированный подход  в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников». И она больше утвердилась, когда  я начала работать по УМК «Начальная школа 21 века».  Цель УМК «Начальная школа 21 века» не просто научить, а научить ученика учить самого себя, т. е. учебной деятельности. А это предусматривает новый подход к дифференцированному обучению, которая заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержки обучающихся в условиях разноуровневого  класса.

Моя концепция  «Дифференцированный подход  в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников».

Актуальность этой концепции продиктовано новыми стандартами  второго поколения. Потому что образование полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается  сформированности  универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Поэтому  перед собой поставила такие задачи:

1.    Обеспечить развитие познавательных способностей младших школьников посредством дифференциации на уроках.

2.    Обеспечить развитие умения учащихся ставить цель и планировать свою деятельность.

3.    Организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы

4.    Содействовать развитию умений младших школьников осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.

5.    Обеспечить развитие информационной, коммуникативной компетенций, компетенции разрешения проблем

6.    Мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.

        Начиная работать по УМК  «Начальная школа21 века» я поняла, что авторы большое внимание уделяют отработке путей формирования обучающегося как «субъекта» деятельности, т. е. процесс обучения, построен так, чтобы школьник был равноправным его участником. Для успешной работы по новой программе во время урока я класс делю на три группы:

 1 –я группа – с высоким учебными способностями (Юсупов, Утябаева, Лукманов, Сагитов, Ишметов, Буранбаева).

2 я  – со средними (Нигматуллин, Кусямишева, Юнусова, Урмантаев, Кагарманов, Халисова, Янгильдин, Бикчурина, Ирназаров,).

3 я  – Гарифуллин, Алибаев, Рахимов, Каримов).

Но эта группа постоянно меняется в зависимости от предмета. Возможен переход также изменением уровня развития ученика.

        На основании дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности обучающихся на различных этапах.

        I этап. Объяснение нового материала:

При повторении пройденной темы обучающиеся выполняют:

 1 –я  группа - самостоятельную творческую работу;

2,3 -е группа - отрабатывают по опорным схемам;

II этап. После объяснения новой темы выполняется задания по закреплению, где 1 – я  группа выполняет  номера заданий, упражнений  отмеченные зеленым         цветом. (УМК «Начальная школа 21 века» построена так, что позволяет применять это).

III этап.

Выявление качества усвоения знаний всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.

1 – я группа самостоятельно.

2 – я группа самостоятельно по образцу.

3 – я группа доработка по объяснению нового материала.

Литературное чтение.

Тема: Сказка о царе Салтане.

Все группы читают. 1 –я  группа после чтения пересказывают по заранее составленному плану.

2 –я  группа находят слова или отрывки по карточкам.

3 -  группа читает понравившийся отрывок.

Математика.

Тема: Сочетательное свойство сложения.

1- ой группе более сложные примеры с взаимопроверкой ответов.

2,3 – и группы коллективно на доске, с комментированием.

Закончившие задания, выполняют задачи на логическое мышление с последующим объяснением.

Единая для всех контрольная работа. Затем дополнительные задания разной сложности.

        Репродуктивного характера (низкий уровень)

  1. Прочитай текст.
  2. Подчеркни (отметь) непонятные и трудные для чтения слова.
  3. Прочитай и расставь ударение.
  4. Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.
  5. Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.
  6. Прочитай  все восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения.
  7. Выполни задания, данные после текста.
  8. Выдели красивые слова и выражения.

Конструктивного характера (средний уровень).

  1. Подбери однокоренные слова к заголовку текста (рассказа).
  2. На карточке набран текст с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.
  3. Распространи предложение (абзац) прилагательными.
  4. На карточке текст. Измени время повествования. Прочитай текст с изменениями.
  5. Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушался.
  6. На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.
  7. Подчеркни в каждой строке стихотворения главные по смыслу слова Прочитай выразительно, соблюдая паузы.
  8. Прочитай часть текста, подбери для выразительности подходящие жесты и движения.

Исследовательского характера (высокий уровень).

  1. Почему это произведение можно отнести к сказке (рассказу, стихотворению и т.д.)?
  2. Какое настроение передаёт автор в первой части, во 2-й, в 3-й.Какими средствами?
  3. Прочитай рассказ в лицах.
  4. Какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?
  5. Прочитай отрывок, помещенный на карточке. К какой части композиции он относится?
  6. Сконцентрируй внимание на середине строки, попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Аналогично 2-ю, 3-ю и т. д. Читай, делая движения глазами только вниз.
  7. Почему текст так называется? Докажи.
  8. Докажи, что данное произведение – сказка (басня и т.д.).
  9. Какие сказочные элементы присутствуют в тексте?

        Деление класса на группы помогает  организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос проводится по группам и каждый участник чувствует  свою значимость в своей группе

Преимущества такой работы заключается в следующем:

тщательная подготовка к уроку:

использование всех заданий и упражнений отведенных к уроку;

постоянно наращивать темп урока;

возможность постоянно держать под контролем обучающихся, которым требуется помощь учителя;

каждодневная подготовка к олимпиадам.

        Существуют различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке, на его различных этапах. Они полагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему, а задания могут предлагаться на выбор.

Проведенные     исследования   мне  позволяют     сделать     следующие выводы:

1.         Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология  дифференцированного обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет  возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению

2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь
значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной
деятельности и формированию познавательных интересов учащихся;
взаимосвязь познавательной и практической деятельности дает пищу
развитию ума, творчества школьника;

 3.Реализуя дифференцированный подход в обучении,  я должна  выпустить нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Получить свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.

Моя жизнь – это школа. Хотя я и не замыкаюсь в ней, но мне очень приятно каждый день заново, вместе с моими пытливыми учениками делать маленькие и большие открытия, видеть необычное в привычном на первый взгляд окружающем мире. И я как и они ошибаясь, сомневаясь иду по выбранному «»горькому» пути.  И в этом – счастье и смысл моей жизни.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...