Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"
учебно-методический материал по теме

Алпатова Людмила Геннадьевна

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении  как  средство  развития  познавательной  активности  младших  школьников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.М. Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области Алпатовой Людмилы Геннадьевны

Слайд 2

I . Общие сведения об учителе: образование высшее; педагогический стаж 23 года; имеет высшую квалификационную категорию . Информационная карта инновационного опыта

Слайд 3

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Слайд 4

2. Источник изменений ( противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности) Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Противоречия между необходимостью формирования у младших школьников навыков познавательной деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования.

Слайд 5

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно -информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса) Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательной активности учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий. Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость.

Слайд 6

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности. Научная новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приемов обучения младших школьников, позволяющих активизировать их познавательную деятельность, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей, мыслительных процессов, тем самым, повышая качество знаний, что подтверждается положительными результатами административных проверочных работ учащихся; участием детей в олимпиадах муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Определенные трудности вызываются трудоемкостью процесса подбора и оформления учебного и внеурочного материала; проектирование урока с учетом типа мышления и темперамента, способностей воспитанников.

Слайд 7

В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа может применяться на различных этапах урока: 1) при изучении нового материала; 2) на этапе закрепления изученного материала: - дифференциация учебных заданий по уровню творчества; дифференциация учебных заданий по уровню трудности; дифференциация учебных заданий по объёму учебного материала; дифференциация учебных заданий по степени самостоятельности учащихся; - дифференциация учебных заданий по характеру помощи учащимся; - дифференциация учебных заданий по форме учебных действий 3) на этапе домашнее задание

Слайд 8

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Условием реализации опыта является единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом. Наличие учителя с высшим образованием. Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся. Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.) Создание благоприятных условий для разностороннего развития каждого ребёнка. Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

Слайд 9

6. Результат изменений Повышение уровня интеллектуального познавательного развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемость. Качество знаний учащихся моих классах стабильное и высокое. Вовлечение учащихся в активную учебно- познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся при применении дифференцированного подхода, позволяет обеспечить положительную динамику. Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 8% , со средним – на 7%, с низким уровнем стало на 15% меньше. Анализ знаний учащихся младших классов за 3 года показал, что учебный материал учащимися усвоен.

Слайд 10

Повысилась качественная успеваемость учащихся: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности. У детей повышается интерес к предмету-математике, развиваются навыки самостоятельной работы, творческие способности, формируется общественное мнение. Учебный год Класс Успеваемость Качество знаний 2011-2012 2 100% 79% 2012-2013 3 100% 81% 2013-2014 4 100% 2 четверть 82%

Слайд 11

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru «Образование имён прилагательных. 4 класс» Дата: 13.11.2010г. - ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «НУМИ» (NUMI.RU) (научные, учебные и методические издания) http://numi.ru/docs/26016 «Чистоговорки на уроках литературного чтения» (Презентация и методическое сопровождение) Дата: 11.11. 2011 г. - Электронное периодическое издание СМИ Журнал «Педагогический мир» pedmir . ru Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Г.А. Скребицкий. "Митины друзья". Дата: 19 сентября 2011 г. - Сайт «Учительский портал» www . uchportal . ru Сценарий внеклассного мероприятия «Экологическое ассорти» Дата: 05.11.2010г. - Сценарий внеклассного мероприятия и презентация «Загадки животного мира» Дата: 13.06.2011г. - Сценарий и презентация внеклассного мероприятия «Знакомство с дорожными знаками и сигналами регулировщика» Дата: 05.06.2011г. - Система литературных заданий как средство развития творческих способностей младших школьников. Работа над словом. Дата: 03.04.2011г.

Слайд 12

Опубликована статья в сборнике - Культура. Образование. Наука. – Сборник научных трудов / 2012. – под редакцией Д.В. Полежаева. – 2012. – Выпуск 2. Воспитание обучающихся на традициях русской истории, философии и культуры. – М.: Планета, 264 с. День памяти воинов – интернационалистов: учебно – методическая разработка внеклассного мероприятия (для обучающихся 2 класса) - Электронные образовательные ресурсы. Урок русского языка «Состав слова. Суффикс» 02.10.2012г. - Электронное периодическое издание СМИ «Завуч.Инфо» Урок русского языка «Правописание двойных согласных в словах» 28.11.2012г.

Слайд 13

Выступление на научно-практических и научно- теоретических семинарах, конференциях Вид деятельности Дата Выступление по теме Школьное МО учителей нач. классов 24.02.11г. 01.11.11г. 10.01.12 г. 26.08.12 г. «Организация индивидуальной работы по русскому языку» «Организация проектной деятельности» «Организация работы над ошибками по русскому языку» Организация проектной деятельности как средство формирования УУД Педагогические советы 09.11.10г. «Работа с одарёнными детьми» Городской семинар 15.02.10г. Преемственность начальной школы и детского сада. «Дифференцированный подход в обучении»

Слайд 14

Вид деятельности Дата Выступление по теме Выступление на V муниципальном Фестивале педагогических идей 17. 04. 12 г. Методическое пособие «Учить словарные слова легко и интересно» Выступление на научно-практических и научно- теоретических семинарах, конференциях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...

Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»

Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников....