Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»
учебно-методический материал на тему

Игнатьева Татьяна Валерьевна

Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.rar1.15 МБ

Предварительный просмотр:

                                                 

 Тема  мастер-класса: « Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»

Это очень сложный вопрос и нам сегодня предстоит докопаться до истины. Поэтому мы с вами приняты в научно-исследовательскую лабораторию на должность младших лаборантов. Как на любой работе у вас есть возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда. Перед вами схемы “Условные обозначения лабораторных исследований”.

№ слоя

Должность

Тема исследования

1

Младший лаборант

“Противоречия ”

2

Старший лаборант

“Это важно”

3

Младший научный сотрудник

“ Наука – практике ”

4

Старший научный сотрудник

“Новое открыто!”

– Поздравляю вас с новой должностью и вручаю вам лопаты черного цвета. Нам предстоит раскопать верхний слой и ответить на вопросы в конвертах (у  1 и 2 групп один вопрос, а у 3 и 4 групп – другой вопрос).

– Уважаемые лаборанты перед вами лежат чистые листы( такой лист мы с ребятами называем мыслительным листом) и дается время две минуты для того, чтобы вы записали свои ответы на заданный вопрос

Через две минуты свой вопрос читает 1 и 2 группа, а затем 3 и 4 группы:

- «Каким мы хотим видеть  идеального ученика на уроке?»

- “Какие качества вы хотели бы видеть у выпускников начальной  школы?”.

 Мы хотим учить усидчивых и внимательных детей, а получить самостоятельных и имеющих собственное мнение , то есть мы видим на лицо факт противоречия.

Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

           Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

В ходе работы над темой мною были выявлены следующие противоречия:

  • между низкой познавательной активностью учащихся и предъявляемыми требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими развитию личности;
  • между недостаточной подготовленностью отдельных обучающихся к обучению в школе и высоким уровнем программного содержания начального образования.

Выявленные противоречия позволили мне определить  проблему: совершенствование процесса преподавания в начальной школе через использование  проблемного обучения.

Мы закончили раскопку первого слоя. Вам присваивается звание старших лаборантов и вручаются зеленые лопаты. Второй слой идет под названием “Это важно”

Первый мастер-класс освещал в большей степени необходимость использования проблемного обучения для развития познавательной активности младших школьников.

Участники класса   выразили  свое  впечатление от предложенного мастер-класса с помощью цветовых сигналов светофора: фотограф.

Сегодня целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников.

Задачи мастер-класса:

  • диссеминация своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов  и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками по теме мастер-класса;

Представленные задачи прошу считать  планом работы моего мастер-класса.

Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы урока. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку проработаны, продуманы педагогом. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока.

Все проблемы обучения должны быть значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром. Многие проблемы, которые предлагаются ребятам в 1-2 классах, затем повторяются в 3-4, но рассматриваются на новом уровне, в другом аспекте.

Технологию проблемного обучения  использую на разных этапах усвоения учебного материала. Предлагаю следующие этапы учебного процесса:

  1. При первичном ознакомлении с новым учебным материалом следует:
  • создать проблемную ситуацию и сформировать учебную цель;
  • решить проблему;
  • проанализировать, обобщить и оценить работу по решению проблемы и осуществлению учебной цели.
  1. На этапе овладения новым учебным материалом необходимо:
  • создать учебную проблемную ситуацию и поставить учебную задачу;
  • решить данную задачу;
  • проконтролировать и оценить результаты учебной работы каждого ученика.
  1. При анализе и обобщении изученного материала также создается проблемная ситуация, но с усложнением проблематики обсуждаемых вопросов.

Звенья научного творчества (слайд)

название

содержание

Постановка проблемы

  • Возникновение проблемной ситуации,
  • Осознание противоречия,
  • Формулировка проблемы

Поиск решения

  • Выдвижение гипотез
  • Проверка гипотез

Выражение решения

Выражение нового знания научным языком в принятой форме

 

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. В проблемной ситуации учащийся ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Проблемная ситуация в обучении – это  спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

   

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  • Постановка учебной проблемы;
  • Поиск решения .

Сейчас нам предстоит раскопать второй слой «Это важно». Я вручаю вам лопаты зелёного цвета. Соотнесите группы методов: постановки проблемы и поиска решения с этапами учебного процесса.

  • Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);

        

  • Поиск решения (на этапе «открытия» нового знания)

Мы переходим к третьему слою «Наука – практике».

Методы проблемного обучения реализуются с помощью предложенной системы приемов.               

В своей работе я использую приемы:

  • подведение школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
  • излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • ставлю проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными

Предлагаю рассмотреть более подробно приемы создания проблемной ситуации на уроке и вам включиться  в работу вместе со мной. Вам присваивается звание младших научных сотрудников и вручаются лопаты  синего цвета.

Приведу пример приема «с удивлением». Урок математики, 2 класс. 

Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 способ

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 способ 

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

– Что вы замечаете? (Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

– Почему получились разные ответы? ( решались по-разному)

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

– Как вы определите цель нашего урока?        

Урок русского языка, 3 класс. Тема. Сложные слова.

Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения.

На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

Приведу пример приема «с затруднением» Урок математики 

Сущность приема: невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Цель: познакомить с новой формой записи деления с остатком

Данная проблемная ситуация на уроке возникла после разрешения первой, в результате учащиеся познакомились с делением с остатком

Учащимся предлагают выполнить деление с остатком 22:3

- А теперь выполните данное деление в столбик

– Значит, что нам предстоит еще  сегодня открыть? ( Надо узнать новый способ записи.)

«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации

1. ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. Используется для побуждения к созданию противоречия; побуждения к формулированию учебной проблемы.

2. ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

слайд.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

На уроке окр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе»

создаю проблемную ситуацию путем предъявления противоречивых мнений

-Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним.

иллюстрации: «Мир по Птолимею», «Мир по Копернику»

-Что вас удивило? Что интересного заметили? (Птолимей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца)

-Какой возникает вопрос?  (Кто из ученых прав?)

Урок русск.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»

Я использую столкновение мнений учеников

-Запишите под диктовку слова:…………, лисица

-Напишу это слово (слово на строке не помещается)

--Что же мне делать, ребята?    -А что значит перенести?

-Какой знак нам нужен? (переноса)

-Помогите мне перенести слово «лисица». Работайте в парах.

-Посмотрим, что вы предлагаете

лис-ица      лиси-ца

ли-сица      лисиц-а

-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? Какова тема урока?

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

Так на уроке математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»

предлагаю ребятам практическое задание, не сходное с предыдущим

- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 12 см и 6 см.

- На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см.

- Смогли выполнить задание?  В чем затруднение? (Это новое умножение)

- Чем это задание не похоже на предыдущее? (Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали)

- Какова сегодня тема урока?

Подводящий к теме диалог

 представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» я создала  проблемную ситуацию на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией.
рдц стн здн вст
(рц) (сн) (зн) (вт)
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука? Что вас удивило?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает. Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Если мы что - нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то   как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)
 

Учитель. – Над чем сегодня мы будем работать на уроке? Какова будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные)

- Чему мы должны научиться?

Дети. - Научимся писать слова с непроизносимыми согласными.

«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации

        Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Например, на уроке математики в  1 классе, с помощью мотивирующего приема  «яркое пятно» формулируется учебная проблема.

– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик  будет проезжать.

– Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.

- сформулируйте тему урока (Тема: Числовой отрезок)

Пример  мотивирующего приема «актуализация»

Урок математики. Тема: Правило проверки решения уравнения.

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:

    2 + х = 6         2 + х = 6       2 + х = 6 

    х = 6 + 2         х = 6 – 2      х = 6 - 2 

   х = 8                х = 4             х = 3 

- Почему сразу не можем ответить?

- Назовите тему урока.

Переходим к последнему четвертому слою. Вам присваивается звание старшего научного сотрудника и вручаются лопаты красного цвета. Этот слой называется “Новое открыто!”.

Методы ПОИСКА РЕШЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ   

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы?

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

Начнем раскопку четвертого слоя по группам

учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога.  Ваша задача провести этот диалог. Возьмите конверты красного цвета, в них тема урока и   гипотезы, выдвинутые детьми.

1 группа.

Тема: «Проверка уравнений», гипотезы:

- проверить правильность, определяя части, целое;

- проверка вычисления;

- догадка – подставить число вместо х. 

Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки

2 группа.

учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога.  Ваша задача провести этот диалог. Возьмите конверты красного цвета, в них тема урока и   гипотезы, выдвинутые детьми.

Тема «Умножение на двузначное число».

Гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

Новое открыто!

       Такие уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

Слайд. Цель мастер-класса: демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников.

              Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.  

Проблемное обучение помогает учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и  способствует воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность их обучения.

        Сегодня работу научной лаборатории мы завершаем. А возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда  по предложенной теме вы можете спланировать по своему усмотрению

Рефлексия

- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

  • Смелость города берет.
  • Всякому овощу свое время.
  • Если я хочу осушить болото, то мне не нужно  спрашивать лягушек об их согласии на это.
  • Старая песня на новый лад.
  • Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз.
  • Через тернии к звездам.
  • Перепрыгивающему пропасть  не следует делать два шага.
  • О,  монах, ты идешь трудной дорогой.
  • Учиться обучая.
  • Ах, как я устал от этой суеты.
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

                                                                      Как зритель, не видевший первого акта,

                                                                      В догадках теряются дети.

                                                                      И все же они ухитряются как-то

                                             Понять, что творится на свете.                                                                                              

                                                                                                     С.Я. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...