Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
материал (1,2,3,4 класс) по теме

Игнатьева Татьяна Валерьевна

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanya._master.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Слайд 2

« Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика , воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире …» Д . А. Медведев

Слайд 3

П роблема : низкая активность детей Решение : использование проблемного обучения

Слайд 4

Наблюдения Цель : выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, выяснить эмоциональное отношение к учебе . Показатели : активность; самостоятельность выполнения заданий; отвлекаемость.

Слайд 5

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ НАД УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В 1 КЛАССЕ ( до применения ПО )

Слайд 6

Познавательная самостоятельность Познавательная активность Интеллектуальные способности

Слайд 7

теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность проблемного обучения в работе с учащимися с низким уровнем познавательной активности Цель :

Слайд 8

Задачи: и зучить теоретическое, дидактическое обоснование проблемного обучения как необходимого элемента современной системы образования ; рассмотреть психолого-педагогическое обоснование проблемного обучения как необходимого элемента современной системы образования и воспитания; в ыявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке; разработать проблемные ситуации для работы в данном классе ; выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении младших школьников.

Слайд 9

Педагоги прошлого: Я. А. Коменский Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоции Ф. А. Дистервег К. Д. Ушинский

Слайд 10

Дж. Дьюи : в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Мысль индивида» движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы… Дж. Брунер : в основе проблемного обучения лежат идеи структурирования учебного материала. Идеи проблемного обучения Дидакты М. А. Данилов и В. П. Есипов формулируют правила активизации обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения.

Слайд 11

М. И. Махмутовов , Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер , В. Оконь . Проблемное обучение – это обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблемы, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Слайд 12

Цели реализации проблемного обучения: привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности ; поставить учащихся перед посильным познавательным затруднением , преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность; обнажить перед учащимися противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков; помочь учащимся определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побуждать учащихся к активной поисковой деятельности; учить искать направление поиска наиболее рациональных путей выхода из ситуации затруднения .

Слайд 13

Цели реализации проблемного обучения: привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности ; поставить учащихся перед посильным познавательным затруднением , преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность; обнажить перед учащимися противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков; 1. Возникновение и создание проблемной ситуации.

Слайд 14

Цели реализации проблемного обучения: помочь учащимся определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побуждать учащихся к активной поисковой деятельности; 1. Возникновение и создание проблемной ситуации. 2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы.

Слайд 15

Цели реализации проблемного обучения: учить искать направление поиска наиболее рациональных путей выхода из ситуации затруднения . 1. Возникновение и создание проблемной ситуации. 2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы. 3. Нахождение способа решения путем догадки (домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения. План рассмотрения темы .

Слайд 16

. Цель мастер - класса: поделиться своим опытом использования проблемного обучения для развития познавательной активности младшего школьника.

Слайд 17

Уровни самостоятельности : 1. Учитель сам ставит проблему и решает ее. 2. Учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся включаются в ее разрешение. 3. Проблемная ситуация создается учителем, решение ее происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся. 4. Нахождение проблемы учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний .

Слайд 18

Возникновение и создание проблемной ситуации . 2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы . 3. Нахождение способа решения путем догадки ( домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения. План рассмотрения темы.

Слайд 19

Возникновение и создание проблемной ситуации .

Слайд 20

Возникновение и создание проблемной ситуации . Пути подведения к проблемной ситуации побуждающий диалог подводящий диало г мотивирующие приемы

Слайд 21

I уровень – побуждение к теоретическому объяснению II уровень – организация проблемных ситуаций учителем, включение учащихся в их разрешение ПТИЧКА, ЗОЛОТАЯ, КЛЕТКА , СИДИТ III уровень – разрешение проблемных ситуаций, созданных учителем.

Слайд 23

Возникновение и создание проблемной ситуации . 2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы . 3. Нахождение способа решения путем догадки ( домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения. План рассмотрения темы.

Слайд 24

Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы . Цель : научить учащихся анализировать проблемную ситуацию, видеть и словесно формулировать проблему . Структурные элементы: актуализация группы знаний; суть проблемы; постановка проблемы.

Слайд 25

Задача с противоречивыми данными ПТИЧКА, ЗОЛОТАЯ, КЛЕТКА, СИДИТ Фиксируем затруднение:… Определяем тему и цели урока:…

Слайд 26

Возникновение и создание проблемной ситуации . 2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы . 3 . Нахождение способа решения путем догадки ( домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения. План рассмотрения темы.

Слайд 27

Решение проблемной ситуации Определение путей решения проблемы . Принцип эвристической деятельности – использование в том или ином виде прошлого опыта.

Слайд 28

ПТИЧКА, ЗОЛОТАЯ, КЛЕТКА, СИДИТ в о коло п од н а п еред за предлоги

Слайд 29

Решение проблемной ситуации Определение путей решения проблемы. Выдвижение гипотезы . Пути выдвижения гипотезы : д едуктивный; индуктивный

Слайд 30

ТЕМА: «РОДОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Слайд 31

ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ» 22 : 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Слайд 32

ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ» 22 : 3=7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? осталась 1 точка

Слайд 33

ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ» 22 : 3=7 (ост. 1) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Слайд 34

ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ» 22 : 3=7 (ост. 1) «Провокация»

Слайд 35

Схемы - опоры «Мягкий знак – показатель мягкости. Разделительный мягкий знак» «Разделительные Ъ и Ь»

Слайд 36

Решение проблемной ситуации Определение путей решения проблемы . Выдвижение гипотезы . Первичный вывод нового суждения . Проверка, обоснование правильности предположения

Слайд 38

Решение проблемной ситуации Определение путей решения проблемы . Выдвижение гипотезы . Первичный вывод нового суждения . Проверка, обоснование правильности предположения

Слайд 39

Структура урока Приложение 1 Структура мастер-класса

Слайд 40

1 . Актуализация и представление наиболее результативных элементов системы работы . 2. Имитационная игра Тема : Создание проблемной ситуации на уроке. Цель : показать на примере создание проблемной ситуации на уроке . 3. Моделирование Цель : создать собственную модель проблемной ситуации на уроке . 4 . Повторение. Выводы 5 . Рефлексия. План

Слайд 41

1. Актуализация и представление наиболее результативных элементов системы работы . 2. Имитационная игра Тема : Создание проблемной ситуации на уроке. Цель : показать на примере создание проблемной ситуации на уроке . 3. Моделирование Цель : создать собственную модель проблемной ситуации на уроке . 4 . Повторение. 5 . Рефлексия. План

Слайд 42

Пути подведения к проблемной ситуации: побуждающий диалог, подводящий диалог, мотивирующие приёмы

Слайд 43

Деление с остатком. Актуализация знаний достаточных для построения нового знания 2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности 3. Выявление и фиксирование в громкой речи: - Где и почему возникло затруднение? 6, 9, 12, 15, 18, 21, 22

Слайд 44

1 . Актуализация и представление наиболее результативных элементов системы работы . 2. Имитационная игра Тема : Создание проблемной ситуации на уроке. Цель : показать на примере создание проблемной ситуации на уроке . 3 . Моделирование Цель : создать собственную модель проблемной ситуации на уроке . 4 . Повторение. Выводы 5 . Рефлексия. План

Слайд 45

Темы: Актуализация знаний достаточных для построения нового знания 2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности 3. Выявление и фиксирование в громкой речи: - Где и почему возникло затруднение? «Перенос слов» (1 класс) 2. «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (2 класс)

Слайд 46

1 . Актуализация и представление наиболее результативных элементов системы работы . 2. Имитационная игра Тема : Создание проблемной ситуации на уроке. Цель : показать на примере создание проблемной ситуации на уроке . 3 . Моделирование Цель: создать собственную модель проблемной ситуации на уроке . 4 . Повторение. Выводы 5 . Рефлексия. План

Слайд 47

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ НАД УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (до применения ПО)

Слайд 48

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ НАД УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В 1 КЛАССЕ

Слайд 49

Выводы: Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов . Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач . Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме . Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.

Слайд 50

1 . Актуализация и представление наиболее результативных элементов системы работы . 2. Имитационная игра Тема : Создание проблемной ситуации на уроке. Цель : показать на примере создание проблемной ситуации на уроке . 3 . Моделирование Цель: создать собственную модель проблемной ситуации на уроке . 4 . Повторение. Выводы 5 . Рефлексия. План

Слайд 51

«Ребёнок не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую следует зажечь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...

Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»

Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников....

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...