Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""
методическая разработка по теме
Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_makarovoy_e.v.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение опыта работы
классного руководителя
Макаровой Елены Владимировны.
Тема:
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»
2013 год.
Цель:
Рассмотреть возможность реализации программы духовно-нравственного воспитания через проектную деятельность.
Задачи:
1. Изучить степень разработанности проблемы в теории и практике.
2. Проанализировать психолого-педагогический аспект повышения познавательной активности у младших школьников.
3. Апробировать различные типы проектной деятельности на занятиях по реализации программы духовно-нравственного воспитания.
4. Проверить в процессе экспериментальной работы, какие типы проектной деятельности способствуют повышению познавательной активности младшего школьника, обеспечивают готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и социальной деятельности, готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке..
Условия возникновения опыта.
С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования.
В 2008 году в нашей школе началась реализация программы духовно-нравственного воспитания. Это вызвало необходимость освоения новой учебной программы. Посетив тематические курсы, изучив дополнительно литературу по родному краю, я приступила к практической деятельности. Первые уроки, занятия показали низкую познавательную активность учащихся, поэтому мы стали искать новые формы и методы подачи материала.
Наиболее интересной и приемлемой формой работы оказался метод проекта. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;
в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся.
Обучение на тематических и рейтинговых курсах ВИПКРО позволили мне включиться в исследовательскую деятельность по теме «Развитие познавательной активности младших школьников при изучении истории родного края через проектную деятельность».
Актуальность
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчёркивается, что в общеобразовательной школе «модернизация» предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Возрождение духовности, изучение истории и культуры родного края благодатная почва для реализации поставленных задач. И моя роль, как учителя – направить детей на раскрытие и развитие свободной творческой личности ребёнка.
Метод проекта наиболее эффективно решает поставленные задачи, т.к. способствует:
- Развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся;
- Формированию познавательной активности, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности;
- Повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает повышать профессиональную компетентность. Владение технологией проектирования – это один из признаков высокого уровня профессионализма современного педагога.
Ведущей педагогической идеей является – развитие у учащихся школы I ступени познавательной активности при реализации программы духовно-нравственного воспитания, через проектную деятельность.
Теоретическое обоснование опыта:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
«Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект». Возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия в США, метод проектов вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Руководил группой педагогов С.Т. Шацкий - начиная с 1905 года. Сегодня мы возвращаемся к методу проектов на новом этапе.
Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
На сегодняшний день можно констатировать, что алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработан. Разработке этого направления посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской.
В своей работе мы используем определение метода проектов автора Хромова А.А.: «Метод проекта – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость».[1]
Кроме того, можно согласиться с Сергеевым И.С., который пишет[2]: «Проект – это 5 «П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. И 6 «П» – Портфолио (сбор документов)». Данный подход интересен тем, что достаточно просто и лаконично ложится в основу любого проекта, становится его структурой.
В настоящее время предлагаются различные подходы к классификации проектов. Одной из задач данного авторского проекта было проанализировать и отобрать типы проектов, которые можно реализовать на занятиях в школе первой ступени. Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки:[3]
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная;
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект;
- Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города);
- Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель);
- Продолжительность выполнения проекта (минипроект, краткосрочный, долгосрочный).
Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности, становится повышение познавательной активности младших школьников и интереса к предмету.
Изучением познавательной активности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста младших школьников занимались такие выдающиеся ученые, как Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е. Дмитриева, Л.В. Занков, В.С. Мухина и др.
Развитие познавательной активности младшего школьника – это целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности, отражающих потребность, желание и внутреннюю убеждённость ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.[4]
Первый уровень познавательной активности (любопытство) проявляется в устойчивом внимании, вызывается новизной стимула и используется в системе познавательной ориентировочной деятельности. Второй уровень познавательной активности - любознательность. Она появляется в проблемной ситуации, ее проявлением является количество и качество вопросов, возникающих по инициативе учащегося; создание познавательных задач и действий. Типы вопросов следующие: вопросы, носящие причинно-следственный характер, относящиеся к познанию объекта в его связях с другими объектами, направленные на выявление причин и следствий; вопросы на определения, связанные с уточнением родовых понятий, видовых различий; уточняющие вопросы, требующие дополнительной информации, уточняющие факты. Третий уровень познавательной активности - появление устойчивого интереса, который проявляется в реальном поведении и поступках; инициативности в познавательной и других видах деятельности; избирательности в их выборе; стремлении по собственному желанию участвовать в коллективной творческой деятельности; распространении интереса на другие занятия; наличии творческих продуктов, свидетельствующих о превращении интереса в устойчивый мотив деятельности. Главным показателем сформированности познавательной активности у младших школьников, является устойчивый интерес к учебной и внеучебной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, способности к напряженной работе.[5]
Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся. Творческий проект в наибольшей степени решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманитизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения.
Новизна опыта.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что организация проектной деятельности при реализации программы духовно-нравственного воспитания будет способствовать повышению познавательного интереса у младших школьников, обеспечит готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
Новизна идеи заключается в том, что смоделировали процесс развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания, а также определили наиболее эффективные виды проектной деятельности.
Проекты в начальной школе - это проблематично. Но все-таки возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
-возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
-содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта,
-навыками, которые развивает в ребенке работа над данным проектом,
-заинтересованностью ученика в проекте.
Модель развития познавательной активности младших школьников.
Исходя из возрастных особенностей развития младших школьников, были определены следующие типы проектов :
- По доминирующей в проекте деятельности:
творчески-поисковые, ролевые,
ознакомительно-ориентировочные. - Предметно-содержательная область:
межпредметные, монопроекты. - По характеру координации проекта:
непосредственный - По характеру контактов:
среди детей одного класса, внутришкольные. - По количеству участников проекта:
индивидуальные, парные, групповые,
семейные. - По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные, долгосрочные.
Возможные формы проведения презентаций проектов:
- Семейный праздник.
- Игра-путешествие.
- Праздник.
- Утренник.
- – практикум.
Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что в рамках этого опыта разработаны и представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания.
Технология опыта.
Жить – значит иметь проблемы.
Решать их – значить расти интеллектуально.
(Дж. Гилдфорд - психолог)
Анализируя отечественный опыт в области применения современных активных методов обучения, можно сказать о широком использовании метода проектов в общеобразовательной школе, который направлен на формирование у обучающихся потребности и готовности к восприятию и самостоятельному получению новых знаний, развитие личностных качеств ученика.
Применение метода проекта в программе духовно-нравственного воспитания стало новым шагом. Изучив программу, стало понятно, что эта педагогическая технология может быть эффективно использована.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Здесь учащиеся знакомятся и принимают непосредственное участие в своих первых проектах. Учатся работать в микрогруппах и обучаются самостоятельному составлению плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу нацеливать детей на решение сложной задачи. Первые проекты должны носить практический характер и основываться на уже имеющемся опыте учеников. Задача классного руководителя- развитие у детей через проектную деятельность навыков самооценки и рефлексии собственной деятельности и всего коллектива в целом. Кроме того, это уникальный возраст для развития творческого мышления и воображения. Поэтому детям необходимо предлагать ситуацию выбора, свободы действий.
Если говорить о типологии проектов, то мы с ребятами попробовали разные виды проектов. Всё это продиктовано программой духовно-нравственного воспитания.
Тема программы | Тема проекта | Вид проекта |
Семья как общечеловеческая ценность. | «Моя РОДОСЛОВНАЯ» | Творчески-поисковый, семейный |
Азбука нравственности. | «Вежливость» | Творчески-ролевой, групповой |
«Аккуратность» | Поисково-прикладной, индивидуальный | |
«Доброта и милосердие» | Творчески-ролевой, групповой | |
«Дружба» | Творчески-поисковый, групповой | |
Здоровье как общечеловеческая ценность. | « Дети-Дорога -Жизнь» ДДЖ | Социальный семейный |
Отечество как общечеловеческая ценность. | «Россия в злате куполов молитвой и веками освещенная» | Поисковый, индивидуальный |
Работа над проектом включает деятельность классного руководителя и детей. Она распределяется по этапам.
Этапы работы над проектом:
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Погружение в проект | Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. | Формирование основополагающего и проблемного вопроса. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. | Мотивирует учащихся. Формулирует проблему и объясняет цели и задачи проекта. (Подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта.) Наблюдает. |
2.Планирование. | Анализ проблемы. Определение источников для сбора необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. Выбор формы презентации проекта. | Уточняют тему исследования. Формируют состав группы и распределяют роли. Осуществляют планирование работы. Выбирают форму презентации результатов. Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. | Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает. |
3.Исследование. | Выполнение проекта. | Собирают информацию в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). Консультируются с учителем. Оформляют собранный материал. | Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает. |
4. Результаты и выводы. | Корректировка деятельности учащихся. Оказание непосредственной помощи при затруднении. | Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях и т.д.) Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе. | Практическая помощь (по необходимости) Проводит репетиции, консультации. Помогает определиться с формой и способом презентации. |
5.Презентация проекта | Презентация проекта. | Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, | Участвует в оценке результатов работы над проектом. |
6.Оценка и результат | Оценка результативности. Сбор информации в портфолио. Организация выставок работ учащихся | Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. | Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы. Награждение лучших работ и участников проекта. |
Эти этапы над проектом традиционны и едины для всех видов проектов. Изменяется только цель, задачи и содержание.
Рассмотрим алгоритм выполнения одного из проектов более подробно.
«Семья как общечеловеческая ценность.»
1. По доминирующей в проекте деятельности – творчески-поисковый.
- По характеру координации проекта – непосредственный (гибкий).
- По характеру контактов – внутриклассный.
- По количеству участников проекта – групповой, семейный.
- По продолжительности – сренесрочный.
Методические рекомендации к реализации проекта см. прил. 2-4.
Порядок выполнения проекта.
Название этапа | Сроки | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Погружение в проект
| 30 мин | Формирование основополагающего и проблемного вопроса | Создание проблемной ситуации Что мы знаем о своей родословной? |
2. Планирование. | Определение темы исследования. | Определение направлений исследовательской деятельности | |
3. Исследование. | Одна неделя. | Сбор информации. Выполнение творческих работ, оформление собранного материала | Знакомство со сценарием праздника, распределение ролей. Координация работы: Проведение репетиций, Прослушивание чтецов, |
4. Результаты и выводы. | Разработка критериев оценки. Учащиеся анализируют собранную информацию, редактируют форму и стиль изложения материала. | Учитель даёт советы по оформлению проекта, решается вопрос, кто будет защищать проект от группы. Консультация, вопросы о проведении праздника . | |
5. Презентация проекта | 40 мин | Принимают участие в празднике, представляют свои работы, участвуют в конкурсах, учатся рубить капусту по старинному способу. | Проведение праздника «Семья и семейные ценности», совместно с родителями подводится итог проделанной работы. |
6. Оценка и результат | Сбор информации в портфолио. | Оформляет работы по темам: Семейные газеты « Вместе-дружная семья»; Фотовыставка «Загляни в семейный альбом»-старинные фотографии; Выставка « Моя родословная» Старинные семейные вещи. |
Таким образом, ребёнок, включаясь в проект, имеет возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учитель же получает возможность наблюдать за тем, как формируется умение ребёнка общаться с окружающими его людьми, внести необходимые коррективы в его поведение, помочь почувствовать себя нужным в различных ролях, предполагаемых проектом.
В ходе организации проектной деятельности у учащихся формируются проектные умения. Их необходимо дифференцировать по уровням сложности. 2 – 4 классы – это формирование базового уровня:
1. Проектное умение – проблематизация.
- Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему.
2. Проектное умение – целеполагание.
- Формулировать цель деятельности по заданному результату;
- Формулировать цель деятельности по решению проблемы.
3. Проектное умение – планирование.
-Планировать поэтапное достижение цели.
4. Проектное умение – рефлексия и самоанализ.
- Анализ результатов по практической важности;
- Анализ результатов по соответствию цели;
- Рефлексия поставленной задачи и личных возможностей её решения.[6]
После окончания проекта обязательно проводится самооценка и рефлексия. Дети участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анализируют достигнутые результаты, причины успеха и неудач. Самооценка формируется не сразу, а постепенно. На первых проектах нам очень помогала «Цветопись» (см. прил. 1). Также мы использовали различные виды анкетирования (см. там же). При самооценке работы над проектом у детей происходит осмысление не только процесса творчества, момент получения новых знаний, но и осознание своих внутренних перемен. Повышается самооценка личности. А это является одной из задач проектной деятельности.
Результативность опыта.
С целью выявления результативности, мы отслеживали: уровень познавательной активности, интерес к различным видам проектов и предмету, степень участия в проектной деятельности каждого ученика, отношение к проектной деятельности в целом.
1) Уровень познавательной активности (по годам). Для диагностики использована Методика «Сфера интересов» из сборника М.П.Нечаева «Диагностика воспитанности школьника»
Уровень познавательной активности
Уровень познавательной активности растёт от года к году.
2) Интерес к разным видам проектов.
Наибольшую активность вызвали два проекта: «Русская изба», «Масленица». Оба проекта были групповые. Опыт показывает, что учащиеся лучше работают в микрогруппах, т.к. это связано с возрастными особенностями детей. В конце года детям был задан вопрос по проектам: «Какой проект самый…», оказалось:
Самый интересный – «Капустная вечеринка».
Самый трудный – «Моя родословная».
Самый важный – «Русская изба».
Самый яркий – «Масленица».
Интерес к разным видам проектов
3) Рейтинг предметов.
4) Отношение к проектной деятельности.
Н Начало года (25. 10) | Середина года | Конец года (25.05) | |
Нравится | 14 | 20 | 24 |
Нравится, но испытываю трудности | 10 | 8 | 4 |
Не нравится | 4 | 0 | 0 |
Результаты осуществляемой нами проектной деятельности по программе «Наш край» дали положительный результат по исследуемым нами направлениям. Следовательно, проектную деятельность по программе «Наш край» необходимо продолжать в последующих классах начальной школы.
Адресная направленность
Данный опыт может быть интересен как учителям начальных классов, так и учителям- истории, которые используют на своих уроках краеведческий материал..
Литература.
- Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» М.: АРКТИ, 2006. – 76 с.
- Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М.: АРКТИ, 2005. – 110 с.
- Пахомова Н.Ю. «Освоение учителем технологии проектного обучения» // Школьные технологии. – 2006, № 6. С. – 109.
- Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение что это?» // Методист. – 2004, №1. С. – 39.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112 с. (Методическая библиотека)
- Романовская М.Б. «Метод проекта в образовательном процессе»
// Завуч. Управление современной школой. – 2007, № 1. С. – 118.
- Обухов А.С. «Эффективность применения проектной деятельности и исследовательской деятельности в обучении» // Школьные технологии. – 2006, № 5. С. - 86.
- Полат Е.С. «Метод проектов. История и теория вопроса»
// Школьные технологии. – 2006, № 6. С. – 43.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат.- М., Академия, 2003. – 271с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
- Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников// Образование в современном обществе: Сборник научных трудов - М.: МГПУ, 1998 . – 62 с.
Приложение 1.
В данном приложении вы можете познакомиться с работой по организации и проведением рефлексии после завершения проекта.
Рефлексия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания, самоанализ (Ожегов С.И., Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987, с.589)
Приведу пример проведения рефлексии с помощью метода «Цветопись»:
После завершения проекта, каждому учащемуся даются, например, квадратики разных цветов или лепестки цветов, круги и т.п. (Можно предложить закрасить символы соответствующим цветом). Предварительно обговаривается информация по цвету (что каждый цвет обозначает, например: белый – проект не понравился, жёлтый – проект понравился, но были сложности при выполнении, зелёный – проект понравился). Учащиеся должны взять тот, который соответствует его оценке, его настроению и прикрепить на специальное место. В зависимости от специфики проекта могут быть разные варианты, как формы, так и цвета фигур. Кроме методики «Цветопись», нами использовались различные анкетирования. Каждой команде выдавались листочки. Дети совместно давали оценку проделанной работе (возможны варианты).
Критерии оценок проекта | Выставить баллы от 1 до 5 |
Интерес к теме проекта. | |
Объём собранной информации | |
Оригинальность предложенных решений. | |
Качество выполнения продукта. | |
Презентация. |
Приложение 2
Проект «Капустная вечеринка». Пошаговое выполнение проекта.
1 и 2 этапы – 1 урок.
Цель: Пробудить интерес к обычной капусте.
Задачи:
- Заинтересовать учащихся информацией о крестьянском празднике Капусты;
- Развивать умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- Развивать умение самостоятельно генерировать идеи, обобщать, конкретизировать задачи по выполнению работы;
- Воспитывать навыки делового партнёрского общения.
Ход урока:
- Актуализация.
Загадки о капусте (читают дети)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи,
Меня там ищи.
Нарядилась Алёна
В сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо.
Узнаёшь её ?...
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка
Всё это капуста.
- А что вы, знаете о капусте? (опыт детей)
- Слово капуста произошло от древнеримского капутум, что в переводе на русский означает ГОЛОВА.
- А знаете ли вы откуда родом капуста? (нет)
- О чём же мы будем говорить? (Предметом нашего разговора станет капуста.)
- Создание проблемной ситуации.
- А знаете ли вы, что на Руси был праздник Капусты?
Прочитайте в учебнике с. 33 земледельческий календарь.
- Узнали ли вы о празднике Капусты? (нет)
А, хотели бы вы провести праздник Капусты у нас в классе?
- Решение проблемы.
- А что мы должны сделать, чтобы у нас в классе провести такой праздник?
- Какие задачи мы должны решить в ходе работы?
/Мозговой штурм/ - дети предлагают направления исследования:
- Узнать историю капусты (её сорта, разновидности);
- Узнать, что на Руси готовили из капусты;
- Узнать, как капуста помогала людям при болезнях.
- Прочитать пословицы, поговорки, загадки о капусте.
- Подготовить праздник «Капустные вечеринки»
Физминутка.
- Планирование работы.
Учитель записывает предложения детей на листочки.
- Ребята, как будем собирать материал? (группой)
- Тогда, распределимся по группам (по цвету)
- Теперь каждая команда вытянет себе задание и определит направления своей работы:
- история капусты; капуста – лекарь; капуста в кулинарии;
про капусту в литературе; про капусту в фольклоре.
- Итог урока.
Чему посвящен наш новый проект?
На какие вопросы в ходе проекта нам надо ответить?
3 этап. – 1 неделя. Исследование.
Дни недели | Учитель | Учащиеся |
Понедельник | Организация выставки книг по теме «Всё о капусте» | Сбор информации. Чтение литературы. Репетиции. Выполнение творческих работ, оформление собранного материала. |
Вторник | Раздача слов по сценарию. | |
Среда | Репетиция инсценировки. | |
Четверг | Конкурс рисунков «Капустный человечек » | |
Пятница | Консультации с родителями по проведению праздника, закупка подарков для детей. | |
Суббота | Рекомендации учащимся по собранному материалу. |
Приложение 3
4 этап – 1 урок.
Цель: Обобщить и отобрать материал к презентации.
Задачи:
- Рассмотреть отобранный детьми материал по теме.
- Учить выделять критерии оценки проектной деятельности и анализировать собственную деятельность.
- Воспитывать культуру общения и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Ход урока.
- Актуализация.
- Чему посвящён наш проект?
- Учебный материал.
/Основные направления исследования на доске – они проговариваются/
- Выработка критериев оценки проекта.
- Ребята, нам необходимо определить, как мы будем оценивать собранный материал.
Учитель записывает на доске предложения ребят:
- Интерес к теме проекта.
- Объём собранной информации по данной теме.
- Оформление проекта.
- Представление проекта.
- Активность группы.
IV. Представление собранного материала.
Ребята рассказывают, какой материал они собрали, как они планируют его оформить и представить.
V. Рекомендации по устранение недостатков проектов
(Возможны два пути: самооценка группы и оценка товарищей)
Вывод:
- Работать дружно.
- Активно включаться в поиск.
- Проявлять инициативу и творчество.
- Помогать друг другу.
- Самокритично оценивать работу.
VI. Учитель может дать рекомендации по оформлению работы.
Обсуждение предстоящей презентации.
Ребята с учителем определяют, кто от группы будет представлять работу.
VII. Итог урока.
- Ребята мы проделали большую работу по сбору информации, и впереди нас ждёт праздник «Капустная вечеринка», который пройдет в музее школы № 37 г. Владимира 4 ноября 2007 года (объявление вывешивается на доску).
[1] Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе //Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. С.127-128.
[2] Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся». – М., АРКТИ, 2006. – С. 10.
[3] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е. С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ Академия, 2003. – 271 c.
[4] Проблемы современного образования.// Формирование у школьников познавательной активности: Сборник научных трудов - М.: МГПУ, 1999. С. 63-64.
[5] Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников// Образование в современном обществе: Сборник научных трудов - М.: МГПУ, 1998 . С. 62.
[6] Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение что это?» // Методист. – 2004, №1. С. – 43- 44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"
В данной работе описаны все разделы из информационной карты по обобщению педагогического опыта на примере темы "Дифференцированный подход в обучении ...
статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»
В.А. Сухомлинский писал : «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот мо...
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"
Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"
Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....