Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
статья на тему

Фирюлина Нина Викторовна

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры школьников, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 

 Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в

духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание духовных и нравственных начал у детей наша школа осуществляет на основе деятельностного подхода, который способствует становлению субъектности ребёнка и является по своей сути личностно-ориентированным. Педагоги нашей школы придерживаются идеи активного воспитания, поскольку нравственные ценности не могут быть привнесены кем-то извне, они – результат активной деятельности самого ученика

         Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.

   Такой технологией является проектно-исследовательская деятельность, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.68 КБ
Файл prezentatsiya11.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Рудовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская СОШ»


«Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»


Подготовила: учитель начальных классов

Фирюлина Н. В.

2016

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры школьников, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 

 Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в

духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание духовных и нравственных начал у детей наша школа осуществляет на основе деятельностного подхода, который способствует становлению субъектности ребёнка и является по своей сути личностно-ориентированным. Педагоги нашей школы придерживаются идеи активного воспитания, поскольку нравственные ценности не могут быть привнесены кем-то извне, они – результат активной деятельности самого ученика

         Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.

   Такой технологией является проектно-исследовательская деятельность, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.

Разнообразные практические задания, которые выполняют дети, повышают интерес, вызывают эмоциональный отклик, оказывают влияние на формирование личности

Младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению проектной деятельности. Это наблюдательность, аккуратность и исполнительность.

Дети проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение

Очень важно включить в работу родителей, которые смогли бы помочь

советом, информацией, проявили заинтересованность и понимание значимости метода проектов для развития личности ребенка.

В результате совместной работы над проектами у детей проявляются такие духовно-нравственные качества гражданина как милосердие, ответственность за порученное дело, толерантность, коллективизм.

Пробудить интерес младших школьников к нравственному, духовному, прекрасному должны как школьные предметы, так и внеурочная воспитательная деятельность.

Базой для становления духовно — нравственной личности является семья. Поэтому педагоги нашей школы привлекают внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Они стараются найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой.

Слайд1. С целью создания условий для духовно –нравственного воспитания и развития младших школьников в этом учебном году учащимися начальной школы, родителями и педагогами реализован проект «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»                                                              Сроки реализации: с октября по 8  марта.

Слайд 2 Важно, чтобы наши дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. Но к сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.

Развитие отношений между ребёнком и матерью имеет большое значение для развития личности ребёнка. Дети должны понимать и помнить, кем для них являетя мама, какой любви, заботы и уважения она заслуживает.

Слайд 3, 4, 5. Для решения поставленных задач и получения ожидаемых результатов организовали и провели следующую работу.

Слайд 6. На подготовительном этапе было проведено родительское собрание, на котором познакомили родителей с идеей реализации проекта, проинформировали их о целях и задачах проекта, дали рекомендации по участию в проекте.

С детьми беседовали о празднике, вместе размышляли о проведении праздника, обсуждали важность мам для каждого человека, какие у детей мамы, необходимость о них заботиться и помогать им, как и чем можно порадовать свою маму.

Учащиеся 1 и 2 классов рисовали портреты своих мам.

3 и 4 классов подбирали материал, писали  сочинения о маме.

Это способствовало развитию у детей познавательного интереса к своей семье и ее членам. Формирование представлений о мамином труде, ее интересах и обязанностях по дому, формированию у детей  ценностных представлений о семейных традициях.

Слайд 7. Основной этап практической деятельности мы начали с обзора книжной выставки «Всё в этом мире начинается с мамы»  Продолжено это было чтением книг.                          

Слайд 8

На этапе «Имени твоему – слава, подвигу твоему – слава!» дети рассказывали о Рудовских женщинах – участниках Великой отечественной войны. В подготовке материала работали с ребятами и их родители. Своей работой ученики показали пример уважительного отношения к людям войны, историческому прошлому Родины.

Слайд 9.

Создали  выставку  рисунков «Самая милая и красивая»

Слайд 10. Дети 3 и 4 классов принесли сочинения на тему«Доброе слово о маме»

Слайд 11. И наши мамы в свою очередь были рады поучаствовать в создании выставки «Мама всё моя умеет», показали своё творчество: вязали, шили, рисовали, сочиняли стихи, изготавливали поделки.

Выставки детей и родителей послужили оформлением зала, где проходило праздничное мероприятие.

Слайд 12 и 13. Следующим этапом было проведение праздничного мероприятия , посвящённого Дню Матери. Дети радовали родителей своим выступлением, своими сочинениями о маме.

Слайд 14. Мамы рассказывали о своих профессиях.

Слайд 15 и 16. Также приготовили подарок своим детям: показали свои кулинарные способности и организовали чаепитие.

На этих примерах совершенствовали представление о мире профессий, воспитывали добросовестное отношение к труду, любовь и уважение к окружающим людям, чувство гордости за своих мам.

На протяжении всего проекта проходил марафон добрых дел: дети помогали мамам, бабушкам и как можно чаще старались говорить им добрые и ласковые слова.

В декабре в начальной школе в день открытых дверей родители посещали уроки, а дети радовали их своей активной работой.

Слайд 17.

Для физического развития и тесного общения детей и мам в январе организовали спортивные соревнования «Мама и я …»

Слайд 18 .Какой же праздник без подарка и  ребята готовили своим мамам сюрпризы.

Слайд 19 и 20. Мамы оказались очень активными участниками нашего проекта и всю подготовку и проведение праздничного мероприятия к 8 марта взяли на себя. Дети увидели своих мам в необычной для них роли. Мамы снова показали свои таланты: пели, танцевали, читали стихи, участвовали в конкурсах.

Слайд 21. Всех женщин и девочек, присутствующих на празднике поздравили мальчики.

Слайд 22.  Девочки приняли участие в конкурсной программы «А ну – ка, девочки!

Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов, созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия, обогащению знаний детей о роли мамы в их жизни, формированию уважительного, доброго, ласкового отношения к маме. Проект учил детей общаться с людьми, уважительно относиться к окружающим, гордости за свою Родину, за свой народ.

Проект был направлен на решение общих задач по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2. воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3. воспитание  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4. формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Работа над проектами способствует установлению творческой атмосферы в классе, собственному духовному совершенствованию всех участников воспитательного процесса, развитию совести и высоконравственной позиции детей, воспитанию у них благородных стремлений к добродетелям и желания быть полезными людям.

   Растут наши дети - новое поколение России, хозяева будущего. От них многое будет зависеть.   А пока они сидят за школьной партой, задача учителя - вырастить настоящего порядочного гражданина и достойного человека, любящего свою Родину не на словах, а на деле, приумножающего национальные ценности России.    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - М ать!

Слайд 2

Проблема П реобладание у современных детей потребительского отношения к матери. Актуальность Мать считается хранительницей семьи. И, конечно же, именно она играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребёнком и матерью имеет большое значение для развития личности ребёнка. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама, какой любви, заботы и уважения она заслуживает.

Слайд 3

Цель проекта: Создание условий для духовно –нравственного воспитания и развития младших школьников.

Слайд 4

Задачи Р азвивать у обучающихся творческие умения и нравственные качества. У глублять знания детей о роли мамы в их жизни. В оспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье. П ознакомить детей и родителей с историей возникновения праздников. Р азвивать выразительность речи, артистизм . С пособствовать углублению детско – родительских отношений, социального партнёрства между педагогами и родителями.

Слайд 5

Ожидаемые результаты Владение техникой организации взаимодействия с другими людьми. Развитие творческих способностей и использование их на благо себе и окружающим. Наличие у детей чётко сформированных представлений о взаимоотношениях между людьми. Освоение детьми навыков самостоятельной организации своей деятельности. Повышение уровня социального взаимодействия: школа – ученик – родители. Формирование у детей семейных ценностных установок.

Слайд 6

Подготовительный этап 1.Встреча с родителями: о бсуждение идеи реализации проекта; информация о целях и задачах проекта; о бсуждение плана реализации проекта; р оль родителей в проектной деятельности. 2 . Беседа с детьми: Какие праздники будут посвящены мамам? Совместное с детьми размышление о проведении праздника для мам . Рассказы детей о своих мамах. Как мы можем выразить свою любовь к маме?

Слайд 7

Всё в этом мире начинается с мамы

Слайд 8

Имени твоему - слава, подвигу твоему – слава!

Слайд 9

Самая милая и красивая

Слайд 10

Доброе слово о маме

Слайд 11

Золотые руки мамы

Слайд 12

Всё для мамочки моей

Слайд 13

Доброе слово о маме

Слайд 14

Влюблённые в профессию

Слайд 15

Приготовлено с любовью

Слайд 17

Мама и я …

Слайд 18

Подарочки для любимой мамочки

Слайд 19

Итоговое праздничное мероприятие к 8 марта «Мама, милая мама, как тебя я люблю!»

Слайд 20

Талантливые мамы

Слайд 22

А ну – ка, девочки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...

Выступление на тему: «Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве».

Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

"Реализация программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В статье указаны основные пути реализации программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие младих школьников ", результаты программы....

Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"

Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....