РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья ( класс) по теме

Пономарева Елена Александровна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ponomareva_proektnaya_deyatelnost.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пономарева Елена Александровна,

учитель начальных классов МОУ лицей № 4 г. Ейска

В Концепции модернизации образования говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное  качество содержания образования».

Актуальность проблемы развития познавательной и творческой активности учащихся посредством проектной деятельности обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Интенсивное изменение  окружающей жизни, активное проникновение  научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий

В последнее время мы все чаще говорим о новой ситуации в образовании. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме, в частности в проектной деятельности. Ее всестороннее развитие будет способствовать качественному изменению российской школы.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который можно широко использовать в работе с учащимися начальной школы. Этот возрастной период (7-10 лет) характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Следует сказать, что проекты в начальной школе отличаются  простотой, доступностью, так как учащиеся 1-2 классов ещё не обладают необходимыми знаниями, умениями, которые нужны при выполнении индивидуального исследовательского проекта. Поэтому все проекты учащихся выполнены  коллективно.

 Например, выполняя в 1 классе проект «Светлый праздник Пасхи», ребята учились отбирать материал по заданной теме,  обращались  за помощью к консультанту – профессионалу (в нашем случае это был священнослужитель храма). Ученики читали газеты, детские книги по теме, определили для себя самую интересную -  «Библейские предания». Но книга не ответила на все вопросы. Совместно с родителями учащихся была организована экскурсия в храм Михаила Архангела в городе Ейске. На  вопросы детей увлеченно и доступно отвечал отец Игорь.

На уроке технологии ребята делали подарочные пасхальные яйца. О том, как можно и нельзя украшать пасхальные яйца они тоже узнали в храме. Праздник Пасхи связан с чудом, и на нашем уроке не обошлось без «чудес». Ребята экспериментировали с разными материалами: лаком, краской. Итогом проекта в классе стал праздник, посвящённый Светлой Пасхе, статья одного  их учеников класса в классной газете.

В проекте «Деревья нашего парка» исследовательские задачи усложнились: ребята учились вести наблюдение, зарисовывать и описывать его результаты по плану, а также находить существенные, отличительные признаки изучаемого объекта. На первом этапе каждый  ученик должен был выбрать в парке самое привлекательное, на его взгляд, дерево, сфотографировать его, сделать зарисовки и описать по плану.

На втором этапе проекта всю собранную информацию необходимо было обработать. Перед педагогом встал вопрос: «Как сделать это интересно,  с максимальным развивающим эффектом, задействовав творческие возможности ребят?». На уроке мы с ребятами решили подготовить  тексты-загадки, используя собранный материал.

На третьем этапе нам помогали родители, потому что теперь наши загадки и собранный фотоматериал надо было оформить в виде настольной игры «Биологическое лото», которой ребята с успехом пользуются  в классе на перемене, а один экземпляр игры мы подарили первоклассникам в группу продлённого дня.

        В перспективе мы планируем реализовать еще один совместный проект «Подарок для мамы» (подарком будут тюльпаны, выращенные к празднику 8 марта). В ходе проекта мы будем учиться делать предположения, вести наблюдения за развитием растения, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что правильно организованная учителем проектная деятельность позволяет  в рамках одного проекта  интегрировать и углубить знания по нескольким предметам (кубановедение, окружающий мир, технология, литературное чтение). Данная интеграция обладает большим воспитательным  и образовательным потенциалом, обогащая внутренний мир учащихся начальных классов. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...