«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
проект (2, 3, 4 класс)

Акобян Светлана Петровна

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx528.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Акобян С.П.

МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов»

г. Саратов

            Цель работы: Развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

              Задачи:

Мотивировать учащихся на работу над проектом.

Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность.

Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.

Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования.

Одно из направлений развития способностей учащихся в нашей школе реализуется в проектно – исследовательской деятельности.

При организации работы над проектом мы опираемся на следующие психолого-педагогические принципы:

-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

-возможности младшего школьника имеют предел;

          - проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

- обеспечение взаимопонимания  и творческого сотрудничества, согласованности действий детей и учителя.

     Проектная деятельность младших школьников позволяет формировать такие умения:

  • Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять необходимые действия и  операции;
  • Соотносить результат деятельности и её цель, контролировать свои действия;
  • Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
  • Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

             Выполняются информационные исследовательские, социальные проекты. Одни рассчитаны на реализацию в течение урока (мини-проект), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся к сфере внеклассной деятельности.

          Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал детей, организовать их сотрудничество с учителем,  формировать ключевые   компетенции.

                                                                               

  C:\Users\1\Desktop\ст\стенд1.jpeg                            C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ст2.jpeg

       

        Усиливается воспитательный эффект урока, появляется желание шире  осваивать предметное содержание. Информационные проекты наши ученики реализуют уже во 2 классе. Сначала  с помощью учителя и родителей. К концу 3 класса  многие учащиеся умеют самостоятельно создавать презентации в программе Power Point.

         Идеи и темы информационных проектов чаще всего появляются «из любопытства».

         Слова учителя, что мир растений и животных очень интересен, вывел на создание детьми «Сказок о природе», «Сборника рассказов», сообщений и поделок из природных материалов.

            Антон Р. (2 класс) всё лето делал фотографии, подсматривая интересные моменты в природе. Появился фотоальбом «В мире растений и животных». Материалы информационных проектов могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.

Четвероклассников ошарашили результаты предновогоднего анкетирования, ребята удивились, сколько рубят ёлок на Новый год.

Конечно, встал вопрос: «Что же может сделать каждый из нас, чтобы сохранить хоть одно дерево?» Этот вопрос стал главным при работе над проектом «Зелёная красавица».

Ребята работали с дополнительной литературой, чтобы собрать информацию о роли хвойных растений в природе и определить общие свойства сосны и ели. В работе дети рассказывали о роли зеленой красавицы в жизни человека. Ребята узнали, что  хвойный лес - это крупнейший накопитель солнечной энергии и один из источников кислорода на Земле, содействует очищению воздуха от пыли и копоти и препятствует дальнейшему их распространению. В течение года один гектар такого леса отфильтровывает до 50 тонн пыли.

В школе прошёл конкурс сочинений «Зелёная красавица».

Выяснилось, что 35% детей не умеют отличить сосну от ели по внешнему виду(по расположению, по длине, по коре и т.п.). Исходя из результатов анкетирования, была проведена исследовательская работа: ходили на экскурсию в лес, готовили сообщения, проводился конкурс стихов и рисунков. Большую помощь в исследовательской работе оказало пособие «Экологический дневник «Зеленая красавица» под редакцией Морозовой Е.Е. Ребята с удовольствием заполняли таблицы, выполняли задания, работали со справочниками, делали паспорта деревьев.

Большая работа была проведена в период подготовки к встрече Нового года. Дети решили, что для праздника можно использовать искусственную елочку, а не губить живые деревья. Ребята с энтузиазмом и азартом взялись за эту работу, вовлекли в родителей. Фантазия, творчество, аккуратность, использование нестандартных материалов – вот основные направления, от которых отталкивались участники проекта. И вскоре елки начали прибывать нескончаемым потоком. Ребята старались не жалея времени: елки из мишуры, из бумаги, из меха и веточек. Конкурентами им становились вязанные и сшитые елочки. Любителей сладкого удивляли елки из конфет и печенья, а как хороша елка из макарон. Елки в технике оригами удивляли глаз своей сложность исполнения.

В рамках проекта ребята с концертом и подарками посетили интернат для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Учащиеся дарили свои игрушки, делали своими руками подарки и сувениры для детей инвалидов, сирот, онкобольных. 

         В поисках ответа на вопрос «Что же может сделать каждый из нас, чтобы сохранить хоть одно дерево?» наши учащиеся приняли участие в акции «Спасём дерево» (сбор макулатуры). А деньги от сбора макулатуры пошли на лечение больного четырёхлетнего мальчика.

          Совместные дела, крепкая дружба, посильный вклад в оказание помощи другим людям, сохранение окружающей среды в чистоте и многое другое, вот что делает нашу жизнь лучше

В ходе областной акции «Живи, лес!» на протяжении целой недели ребята приносили собранные жёлуди в класс. Собранный нами урожай мы отправили в лесничество. Жёлуди будут посажены там, где необходимо восстанавливать леса после пожаров, вредителей.

          Конечно, работая над исследовательскими проектами, учащиеся начальных классов не могут еще проявлять большую самостоятельность ни на одном этапе проектирования. Вся работа выполняется под руководством учителя и родителей.

Готовясь к празднику Победы, учащиеся сделали вывод, что Великая Отечественная война не обошла стороной ни одной семьи, и задумались о том, что они могут сделать в память о погибших. Ребята решили участвовать в проекте «Зелёная аллея памяти».

Для реализации проекта класс разделился на группы «экологов», «историков», «дизайнеров». В реализации проекта активное участие принимали участие и наши родители, никто не остался равнодушным к этому мероприятию.

Дизайнеры вместе с родителями участвовали в конкурсе поделок, посвящённых годовщине Победы в Великой Отечественной войне.                    

             Экологи подбирали растения для посадки около памятника на территории школы. Мы остановились на берёзках, которые считаются символом памяти о погибших героях. Посадка аллеи способствует озеленению территории вокруг памятника на территории нашей школы.

             Все учащиеся начальной школы писали сочинения о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. «Историки» побеседовали со своими родственниками, записали интервью, заполнили анкеты. Так мы узнали, в каких военных действиях времён Великой Отечественной войны принимали участие их прадеды и прабабушки.                            

В ходе реализации проекта ребята самостоятельно подбирали и заучивали стихотворения о Великой Отечественной войне. На уроках технологии ребята сделали открытки для ветеранов и пригласили ветеранов посетить нашу «Зелёную аллею памяти».

Работа над проектом объединила детей и взрослых одной целью.

Они активно работали над реализацией проекта: собирали семейные фотографии военных лет, брали интервью у бабушек и дедушек, вместе с родителями сочиняли стихи. 9 мая они несли Вахту Памяти около памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны, вместе с родителями приняли участие в шествии «Бессмертный полк». С целью ознакомления учащихся с информацией о культурных, исторических и природных памятниках, была совершена экскурсия в город Волгоград.

Ребята заворожённо смотрели на эти огромные списки погибших людей и понимали, почему воздвигнут этот памятник. Царящая тишина, вечный огонь, солдаты на посту заставили задуматься и почувствовать ответственность за то, что мы сейчас имеем в жизни.

        Система работы МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» доказывает:

  • Повысился уровень знаний обучающихся.
  • Увеличилось число детей, участвующих в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, дети чувствуют уверенность в своих силах.
  • Изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей. Учебный материал рассматривается как самостоятельно добываемая важная для них информация.
  • Появился устойчивый познавательный интерес, который способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, развитию логического мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

C:\Users\1\Desktop\конфрен\конф 4.jpegC:\Users\1\Desktop\конфрен\конф1.jpeg  C:\Users\1\Desktop\конфрен\конф9.jpeg   C:\Users\1\Desktop\конфрен\конф6.jpeg    C:\Users\1\Desktop\конфрен\конф3.jpeg                     

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото0278.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

О значении проектной деятельности в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников...