Главные вкладки

    Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
    статья (2 класс) на тему

    Карпова Любовь Сергеевна

    В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.

    Автор: Карпова Любовь Сергеевна, учитель начальных классов  

    МОУ СОШ пгт. Атамановка Читинского района Забайкальского края

      « Единственный путь, ведущий к знанию, -  

                                                                                                                это  деятельность»

                                            Б.Шоу 

    Современная жизнь предъявляет к человеку особые  требования, состоящие в умении самостоятельно критически мыслить, в умении видеть проблему и творчески её решать.    

    Модернизация школы ориентирует  на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, на формирование таких личностных характеристик выпускника, как организация собственной деятельности, умение слушать и слышать собеседника, аргументированное отстаивание своей точки зрения, активное и заинтересованное познание мира, способность хранить и передавать ценности общества.

    В таких условиях интеллектуальные и творческие способности обучающихся выступают как средство деятельности, в т.ч. и    проектной, исследовательской, а с другой стороны, сама деятельность выступает средством и фактором развития этих самых способностей.

    В мировой педагогической практике метод проектов    признан одним из эффективных в обучении  школьников: он позволяет рационально   сочетать  теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных задач в совместной деятельности обучающихся.  Этот метод комплексно реализует педагогические принципы самостоятельности и сотрудничества детей и взрослых, деятельностного  подхода, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей действительностью.

    Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного  выполнения той или иной продуктивной деятельности. Под  интеллектуальными способностями понимается память, восприятие, воображение, речь, мышление, внимание. Их развитие – одна из важнейших задач обучения  детей младшего школьного возраста. А творческие способности – это, в первую очередь, способности находить  свой индивидуальный взгляд на повседневные вещи или задачи. Соответственно, чем больше человек знает, чем шире его кругозор, тем легче он сможет рассмотреть исследуемый вопрос  с разных сторон, ракурсов. Способности ребёнка   тесно связаны с общей направленностью личности , с его интересами, склонностью к той или иной деятельности.

    Проблема поиска средств развития интеллектуальных  способностей через  творческую индивидуальную или групповую деятельность актуальна в современном  российском  школьном образовании.   И одним из путей  её решения  выступает проектная деятельность  младших школьников, позволяющая

    • создать  условия для самореализации обучающихся;
    •  развить умение учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию младших школьников;
    • сформировать условия для развития общения, взаимодействия, сотрудничества.

    Можно предположить,  что формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность будет оптимально способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

    Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Говоря о проектной деятельности нельзя не сказать об исследовательской деятельности, т. к. любой проект для обучающихся представляет собой  некое исследование.

    Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность , связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

    Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

    Говоря о проектной деятельности мы как раз чаще всего имеем ввиду  проектно-исследовательскую деятельность.

    Суть школьного исследования в том, что оно является учебным. Главной  его целью является развитие личности, а не получение какого-либо результата, как в науке. Если в науке главной целью является производство нового знания, то в образовании цель исследовательской деятельности -  в приобретении  обучающимися  практического навыка исследования как универсального  способа освоения действительности,  развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции младшего школьника в процессе учения на основе знаний, полученных самостоятельно, и оттого являющихся личностно-значимыми для каждого конкретного обучающегося.

    В настоящее время актуальность  вопроса снижения учебной нагрузки  детей  не вызывает сомнений ни у кого . Проектно-исследовательская деятельность представляет интерес прежде всего своим содержанием и выступает как инструмент повышения качества образования.

    В своей практике  я использую следующие направления работы с обучающимися:

    • применение современных образовательных технологий, метод проектов;
    • применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения;
    • участие школьников в творческих конкурсах   по разным направлениям;
    • проведение классных часов, факультативных занятий, индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями по проектной деятельности.

    Факультативные занятия на основе рабочей тетради «Учусь создавать проект» (авторы Р.И.Сизова, Р.Ф Селимова), начатые в прошлом учебном году, позволили в доступной для первоклассников форме познакомиться с проектной технологией, помогли каждому ребёнку шагать по ступенькам создания собственного проекта.

    Практика показала, что проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего навыками самостоятельной работы, овладевающего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, приобретающего опыт  самообразования.

    Метод проектов в своей работе я использую второй год. Для получения информации об интересах детей применяла методику «Карта интересов младших школьников», которая позволила объективно судить о способностях и интересах детей. Были проведены опросы и среди родителей .

    Подробное изучение метода проектов позволило мне убедиться в достоинствах проектной деятельности:

    • создание образовательной среды, дающей возможность обучающимся  опробовать свои силы в различных направлениях учебной деятельности;
    • развитие универсальных умений обучающихся;
    • повышение мотивации изучения предмета;
    • комплексное восприятие учебных предметов;
    • самостоятельность в принятии решений, возможность поверить в свои силы.

    В ходе практики обнаружились и некоторые недостатки проектной деятельности, такие как:

    • увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на отдельных учащихся;
    • увеличение объёма работы учителя(особенно в условиях низкой подготовленности учащихся);
    • наличие риска неудачно выполненной работы;
    • требование более сложной системы оценивания.

    Первые проекты  в моём классе были с удовольствием выполнены заинтересованными детьми в 1 классе. Это были индивидуальные информационные краткосрочные проекты на интересующие детей темы. Целью их было – собрать информацию и представить аудитории. Ребята класса Алиса Л., Ярослав М., Николай  М. представили уникальные, свои, замечательные продукты деятельности по теме «История вещей. Джинсы». Они с гордостью рассказывали одноклассникам о том, что узнали сами, демонстрировали рисунки и изготовленную  своими руками коллекцию одежды для кукол.

    Во 2 классе во внеурочную проектную деятельность  были вовлечены почти все дети класса. Посмотрев мультфильм «Смешарики.Пин - код» о правильном питании, ребята самостоятельно выбрали для себя микротемы из  большой предложенной темы «Витамины».

    Работа над исследовательским проектом «Витамины» продолжалась в течение 2-ой четверти 2017-2018 учебного года, каждый смог представить результат своего труда, проявил себя как учёный, художник, скульптор, поэт. Особого внимания заслужили работы Ярослава, Виктории, Ильи и Ивана, одноклассники заметили, что ребята действительно потрудились, добывая новые знания. Проект имел не только информационную, но и практико-ориентированную направленность, выражающуюся в формировании у школьников навыков здорового образа жизни.

    Позиция равнодушия родителей к проектной деятельности детей, конечно, не способствует представлению качественных продуктов проектов, но, несмотря на это, дети пытаются всё сделать самостоятельно. В проекте «Моя семья», вызвавшем большой интерес детей, из-за отсутствия поддержки  родителей смогли реализоваться лишь немногие ученики. Данный проект будет продолжен темой «Генеалогическое дерево моей семьи». Особый интерес вызывают у ребят проекты по окружающему миру, а также творческие работы на уроках технологии и изобразительного искусства.

    В феврале 2018 года было проведено родительское собрание на тему «Проектная деятельность в школе», после которого  родители стали пытаться содействовать проектной деятельности обучающихся. В 3-ей четверти дети примут участие в групповых проектах по забайкаловедению.

    Уже сейчас, во 2 классе, ребята пытаются самостоятельно выполнять мультимедийные презентации в качестве продукта проекта. Очень гордятся  они своей работой, получая высокую оценку результатов своего труда от одноклассников.

    Таким образом, сравнительно небольшой опыт моей работы по внедрению метода проектов в обучение младших школьников показал, что использование проектно-исследовательской деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний и прочность их усвоения, приобретение уникального опыта, невозможного при других формах обучения, формирование навыков самостоятельной работы, навыков работы в группе, умения работать с различными источниками информации. На данном этапе в классе изменяются межличностные отношения. Ребята стали  больше проявлять взаимопомощь, осознавать личную ответственность за общее дело. Обучающиеся  с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, проводимых в школе, занимают призовые места – это один из показателей того, что дети чувствуют уверенность в своих силах, приобретённую именно в проектной деятельности.

    Считаю важным учить детей без большого принуждения. Многие ребята к 3-ей четверти 2 класса стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию, а это – залог его прочного усвоения, залог развития интеллектуальных способностей.

    Уровень знаний детей повышается, они стремятся это продемонстрировать, выражая желание принимать участие в различных олимпиадах.

    Очень важно, что  на завершающем этапе проектной деятельности обучающиеся получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют, что они доставили радость одноклассникам, учителю, родителям, понимают значимость своей работы. Возникает потребность познания нового, ещё неизвестного. Дети видят, что существует много вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются и развиваются их  творческие способности.

    Активное вовлечение ребят в проектную и исследовательскую деятельность в моём классе продолжается и, я уверена, что это будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, и мои выпускники начальной школы:

    • обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения возникающих проблем;
    • расширят свой кругозор и интеллектуальное развитие ;
    • приобретут умения анализировать, сравнивать, обобщать;
    • научатся отстаивать свою точку зрения;
    • обретут эмоциональную устойчивость, желание творить и делиться этим с другими

    что соответствует характеристикам портрета выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС, т.е. конечной цели всей моей работы как учителя.

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

    «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

    Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...