«Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности обучающихся»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Азиханова Голлия Зуфяровна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_azihanovoy_g.z.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

                                 

                                         

                         

«Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности обучающихся»

           Азиханова Голлия Зуфяровна , МБОУ «СШ № 8» ,учитель начальных классов

г. Нижневартовск

2016 год

                                                           

                                              Содержание

1. Проект как оптимальный метод обучения и воспитания.

2. Особенности проекта как метода обучения.

3. Цель, процесс и результат проекта.

4. Проект для учителя – средство решения задач обучения и воспитания.

5. Типы проектов.

6.Список литературы.                                                                                                        

                        

                                

                                                                                        

                                                                                        

                                                                                        

                          Проект как оптимальный метод обучения и воспитания.

         Важнейшая задача обучения и воспитания  детей – их успешная социальная адаптация. Школа ,выполняя социальный заказ, - обучение и воспитание будущих граждан ,отражает особенности состояния общества и формирует у учащихся терты личности ,которые будут востребованы в их взрослой жизни. Динамично меняющееся российское общество предъявляет современной школе новый социальный заказ ,значительно отличающийся от того ,которым он был совсем недавно.

         Ещё в недалёком прошлом обучение ,в основном, было нацелено на передачу ,усвоение и воспроизведение готовых знаний. Сегодня жизнь ставит перед человеком совершенно новые проблемы ,решение которых невозможно найти в уже имеющемся опыте старших поколений. Всякий раз приходится заново искать способ решения этих проблем. Не случайно популярный сегодня компетентностный подход в образовании выдвигает на первое не информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Обрести компнтентность можно лишь при самостоятельной постановке проблемы ,осуществлении её исследования ,поиске необходимых для её решения знаний. Способом развития необходимых   компетентностей в ходе обучения становится специально организованная деятельность учащегося ,обеспечивающая его мотивацию, развитие универсальных умений (например ,умение в области исследования ,самообразования, коммуникации) и готовности к самостоятельному действию. Компетентность  отличается тот узкопредметного умения тем ,что реализуется при решении новых задач, включает в себя умения применять свои знания и опыт в нестандартных ситуациях. Все эти задачи реализуются  при организации проектной деятельности учащихся.

         Именно проектная деятельность позволяет школьнику научиться распознавать проблему, преобразовывать  её в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его  добиваться результата и ,оглянувшись назад ,анализировать свои успехи и промахи, чтобы не допускать их в будущем.Эти специфические умения: проблематизация, целеполагание ,планирование ,самоализ ,рефлексия т.п.развиваются в ходе реализации в учебном процессе деятельностных технологий обучения и ,прежде всего ,проектной деятельности.

         Итак проектный метод- один из самых оптимальных методов обучения и воспитания ,так как позволяет учесть возрастные особенности и потребности школьников ,повысить учебную мотивацию.

                           

                                Особенности проекта как метода обучения.

           Большинство авторов ,дающих определение проекта ,выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего ,это наличие проблемы ,которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

          Проект обязательно должен иметь ясную ,реально достижимую цель. Цель проекта- это всегда  решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное ,неповторимое воплощение. Этим воплощением выступает проектный продукт ,который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

         Предварительное планирование работы весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на этапы со своими промежуточными задачами ,определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный план с указанием сроков реализации каждого этапа.

           Письменная часть- отчёт о ходе работы  ,в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы  проекта) ,все принимавшиеся проблемы с их обоснованиями ,все возникшие проблемы и способы их преодоления ,анализируется собранная информация ,проведённые   эксперименты  и наблюдения ,приводятся результаты опросов ,подводятся итоги ,делаются выводы ,выясняются перспективы проекта. Непременное условие проекта –его публичная защита , презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы  и показывает её результаты ,но демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта ,приобретённую компетентность.

                                     

                                          Цель, процесс и результат проекта.

       Проектная деятельность в равной степени вовлекает в свою работу и ученика и учителя. Для ученика –это возможность максимального раскрытия  своего творческого потенциала. Это деятельность ,которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы ,приложить свои знания ,принести пользу ,показать достигнутый результат. Это деятельность ,направленная    на решение интересной проблемы  ,сформулированной самими учащимися.Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. – носит практический характер ,имеет прикладное значение ,и значим для самих открывателей.

           

                  Проект для учителя – средство решения задач обучения и воспитания.

 Вся работа над проектом должна осуществляться учащимися  самостоятельно. Однако в зависимости от возраста ,индивидуальных особенностей ,имеющегося у ребёнка опыта учителю следует оказывать автору проекта дозированную помощь. Для этого нужно определить ,в какой роли учитель будет участвовать в проектной работе. Он может быть:        руководителем проекта ,который несёт серьёзную ответственность за ход и результат работы .В таком ситуации учащийся может быть не слишком инициативным ,так как это привычное для него отношения учитель – ученик ,делегируют ему минимальную самостоятельность и ответственность;

          экспертом –знатоком ,источником информации по проблеме проекта ,который предоставляет необходимые сведения и даёт советы ,когда автор проекта обращается за ними. Здесь учитель находится в несколько отстранённой позиции ,пробуждая учащегося проявлять максимум активности ,быть инициатором работы ;

      суперпровизором – который не является экспертом по теме проекта ,лишь вдохновляет автора на работу и создаёт условия для её успешного осуществления. В такой ситуации учащийся становится истинным и единоличным автором проекта , и в полной мере несёт ответственность ,как за успех ,так и провал своей работы. Правильно выбранная позиция учителя в значительной степени определяет успех проекта ,как метода обучения и воспитания.         Выстраивая взаимодействие с учащимися ,следует учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. В связи с этим возникают две крайности: полностью предоставить учащегося самому себе или ,наоборот ,значительно ограничить его самостоятельности ,постоянно вмешиваясь ,направляя ,советуя – лишая ,таким образом, ребёнка инициативы в работе.

          Педагогическая тонкость здесь заключается в том ,что ребёнок должен чувствовать ,что проект – это его работа ,его создание ,его изобретение ,реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть ,что учитель с уважением относится к его точке зрения ,даже если она не совпадает сего.

          Здесь  следует вспомнить идею Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития :только то ,что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым ,завтра он сможет сделать самостоятельно.        Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания и навыки ( предметные и общеучебные ) и усовершенствовать уже имеющиеся.

 

                         

                                                Типы проектов

        1. Практико –ориентированный проект.

          2. Исследовательский проект.

          3. Информационный проект.        

          4. Творческий проект.

          5. Игровой или ролевой проект.


Заключение.

         Итак, проектный метод- один из самых оптимальных методов обучения и воспитания ,так как позволяет учесть возрастные особенности и потребности школьников ,повысить учебную мотивацию.

        Проектная деятельность в равной степени вовлекает в свою работу и ученика и учителя. Для ученика –это возможность максимального раскрытия  своего творческого потенциала. Это деятельность ,которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы ,приложить свои знания ,принести пользу ,показать достигнутый результат. Это деятельность ,направленная    на решение интересной проблемы  ,сформулированной самими учащимися.Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. – носит практический характер ,имеет прикладное значение ,и значим для самих открывателей.

Список использованной литературы:

  1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. – Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012
  2. Носов Н.Н. Живая шляпа. – М.: Стрекоза-Пресс, 2007.
  3. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. / М.: Современник, 1997.
  4. Родная речь. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Климанова Л.Ф. / – М.: Просвещение, 2008.
  5. Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? – Москва: Первое сентября. 2010.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса

«При разработке федеральных государственных  стандартов второго поколения приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, у...

Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....