Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.
статья

Зубарева Юлия Васильевна

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зубарева Юлия Васильевна

E-mail: u-zoobareva220988@mail.ru

МБОУ Суховская СОШ

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема: Проектной деятельности как средства развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы.

Актуальность статьи является проблема формирования и развития коммуникативной компетенции: неумение формулировать собственное мнение и позиции, неумение строить конструктивный диалог, неумение общаться со своими сверстниками, так как времени,  предусмотренного  общеобразовательной программой  на развитие устной речи, недостаточно.

Главная задача - сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию посредством проектной деятельности на уроках русского языка в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы. Считаю, что

Цель работы: выявить возможности развития коммуникативных  способностей учащихся через использование проектной деятельности.

Задачи:

-  изучить особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников;

-  внедрить в практику работы учителя технологию проектной деятельности, способствующей развитию коммуникативной компетенции младших школьников.

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделить пристальное внимание. От коммуникативной компетенции во многом  зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное  благополучие в классном коллективе.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, проектная деятельность.

Не секрет, что 60- 70% учебного времени занимает речь учителя. Это связано с объективными причинами. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение [1 с. 46].

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать  свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают с первых дней обучения в школе. С первых страниц учебников «Азбуки» я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать    свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.…

Этому способствует учебно-методический комплекс «Школа России». Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектного метода учителями начальной школы, как на различных уроках, так и во внеурочное время, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене.

Однако внедрение учителем начальных классов проектного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности.

Готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений [3с. 234].

Начиная с  1 класса ведётся подготовка. В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют формирование коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных проектов как наиболее распространённых.

К таким умениям, по моему мнению, относятся:

  • работа над развитием речевого аппарата;
  • уточнение и обогащение словарного запаса и работа над связной речью;

Для развития речевого аппарата предлагаются такие упражнения. Например,

-назовите звук, который изменил слово.

СЫЧ-СЫТ-СЫР-СЫН-САН-СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ

КАСКА-МАСКА-МИСКА-КИСКА-ЛИСКА-ЛЕСКА-ЛАСКА-БАСКА;

-замените первый звук в слове на звук [х]. Прочитайте новые слова.

САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ;

Для формирования правильной речи использую такие упражнения:

-договорить слова в рифмовках (Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей) и т.д;

-согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой карандаш, моя книга);

- уточнение и обогащение словарного запаса и работа над связной речью;

-беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);

-этимологический анализ слова.

Выполнение любого учебного и внеучебного проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений, базовых и необходимых на этапе введения в проектную деятельность, выделяю следующие:

  • умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);
  • умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);
  • умение составлять план своей работы и следовать ему;
  • умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т. ч. адресовать информационный запрос к учителю и другим взрослым).

С первых занятий знакомлю детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. С 1-го класса практикую проектно-исследовательские задания: игра — исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой.

Например,  Азбука, Горецкий В.Г. Проект «Алфавит. Выставка букв» Проект по русскому языку по теме «Скороговорки» в 1 классе.

Во 2 классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяю те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект... Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Со 2 класса с детьми организую тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.

Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.

Русский язык, 2 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Проект с. 119 «И в шутку и всерьез»

В 3 классе исследовательские задания усложняются. Также дети знакомятся с этапами работы над проектом.

Составляем кластер «Этапы работы над проектом»

1-й этап. Погружение в проект

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то получится новое, а именно...» и т. д.

2-й этап. Организационный

На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению.

3-й этап. Осуществление деятельности

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.

4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект, короткометражные кинофильмы и прочее.

5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории  в виде доклада, дискуссии, и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы.

Пятый и шестой этапы, пожалуй, самые сложные, так как именно здесь выявляются степень социальной значимости проделанной работы, чувства личной и коллективной ответственности. Именно на этом этапе учителю важно так построить процесс рефлексии, чтобы у каждого участника проектной деятельности обязательно появилась позитивная мотивация к дальнейшей социально значимой, исследовательской или частично- экспериментальной деятельности [7 с. 86].

Русский язык, 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Проект «Зимняя страница». Данный поект позволяет формировать умение подбирать текстовую информацию, выделять главное, умение самостоятельно, творчески работать по теме.

К 4-му классу учащиеся должны научиться:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;
  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;

По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать определённую свободу в работе, т. к. только собственные интересы, предпочтения и цели, реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции, развивать их коммуникативные навыки.

Проект "Говорите правильно!" 4-й класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. с. 28, 2 часть

Цель этого проекта – учиться правильно говорить, обратить свое внимание на общение в быту при этом прививая любовь к родному языку.

В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для развития коммуникативных способностей учащихся. Планируя каждый урок, выделяю три составляющих:

  • коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
  • индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.

В связи с этим, уроки проводятся с использованием разных форм сотрудничества. Самыми эффективными считаю работу в парах, группах. В процессе такой организации деятельности присутствует поиск идей и обмен мнениями. Работа в группах позволяет мне вникнуть в общение, увидеть каждого в работе.

Особую роль в формировании коммуникативных навыков отвожу индивидуальному разговору. Для этого на начальном этапе использую план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово из плана. Такая внутренняя подготовка ребенка способствует снятию напряжения, волнения и способствует в дальнейшем формированию монологического ответа у доски.

Формы представления результатов проектов: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, журналы, макеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков, сценарии праздников, коллекции, эмблемы, гербарии, поделки, публикации в школьной газете.

Примерные критерии оценок проектной деятельности (проекта, т. е. готового продукта).

— самостоятельность работы над проектом;

— актуальность и значимость темы;

— полнота раскрытия темы;

— оригинальность решения проблемы;

— выразительность выступления и культура речи;

— степень раскрытия содержания проекта в презентации;

— использование средств наглядности, технических средств и ИКТ;

— качество ответов на вопросы.

Для исследования влияния проектной деятельности на развитие коммуникативной компетентности младших школьников совместно с психологом школы была проведена диагностика. Использовался опросник, позволяющий выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя навыки позитивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, навыки самооценки и понимания других. В эксперименте участвовали учащиеся 4-го класса МБОУ Суховской СОШ в количестве 16 человек, в котором проектная деятельность систематически осуществляется с 1-го класса. И учащиеся 8-го класса, в котором данный вид деятельности используется эпизодически.

В таблице 1 представлены результаты проведенного исследования.

Таблица 1

Коммуникативные навыки

Уровень сформированности навыков

4 класс

8  класс

Навыки позитивного отношения к собственной личности

55%

40%

Навыки позитивного общения

50%

40%

Навыки самооценки и понимания других

60%

30%

Из данных таблицы следует, что в 4-ом классе количество обучающихся с высоким уровнем исследуемых навыков значительно больше, чем в   8-ом классе.

В целом диагностика показала, что уровень сформированности коммуникативной компетентности на момент исследования выше у учащихся 4-го класса. Таким образом, можно сделать вывод: организация проектной деятельности в начальной школе оказывает положительное влияние на:

- навыки позитивного отношения к собственной личности;

           - навыки позитивного общения;

           - навыки самооценки и понимания других.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения большинство обучающихся обращаются к учебникам, другой учебно  - методической, дополнительной и специальной литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающихся в области проблем коммуникации.

У каждого ребенка есть интересы и способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно младшие школьники отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной исследовательской деятельности. Значит, одна из задач учителя  использовать этот сензитивный период и  сформировать устойчивую положительную мотивацию к проектной деятельности как средства развития коммуникативных компетенций обучающегося.

Стартовая диагностика в 1-ом классе показала, что дети охотно выполняют задания воспроизводящего характера, но не имеют внутренней мотивации к выполнению заданий творческого  и исследовательского характера. Анализ результатов диагностики позволил констатировать: у учащихся недостаточно сформированы необходимые для этой работы умения. Детям сложно индивидуально или совместно ставить новую задачу, увидеть проблему, отобрать пути ее решения, работать с информацией,  у них не сформированы умения соотносить результат своей деятельности с образом, им сложно оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, они не могут скоординировать разные точки зрения для достижения общего результата

Повторная диагностика уровня сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников уже  к концу 1-го класса, показала, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, он значительно повысился, по сравнению с тем периодом, когда еще у детей не была сформирована проектно-исследовательской деятельность.

Выполнение заданий диагностики требует от детей развития коммуникативных компетенций. Что говорит о положительных результатах в формировании коммуникативных навыков обучающихся.

Данная диагностика проводится каждый год в начале и конце учебного года, что позволяет отслеживать динамику развития положительных результатов использования данного опыта.

Из данных диаграмм видно, что использование метода проектов как средства развития коммуникативных компетенций обучающихся начальных классов имеет положительный результат.

Наряду можно отметить, что повысилась обученность и качество знаний школьников.

К тому же  обучающиеся стали участниками и победителями в различных мероприятиях.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков в проектной деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских умений опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.

Литература

  1. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.
  2. Овчарова, Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. – М.: ТЦ Сфера, 1995.
  3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  4. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.
  5. Котова, С.А. Индивидуальные характеристики педагога начальной школы, влияющие на его копинг-стратегии // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 31.
  6. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – СПб.: Речь, 2002.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов. – СПб.: Речь, 2004.

Zubareva Yulia Vasilyevna

MBOU Sukhovskaya SOSH

Project activity as a means of developing the communicative competence of younger schoolchildren in a multicultural educational environment of primary school.

This article deals with the problem of project activity as a means of developing the communicative competence of younger schoolchildren in a multicultural educational environment of primary school. The relevance of the article is the problem of the formation and development of communicative competence: the inability to formulate one's own opinion and positions, the inability to build a constructive dialogue, the inability to communicate with one's peers, since the time provided by the general education program for the development of oral speech is not enough.

The main task is to form students' communicative competence through project activities in Russian language lessons in a multicultural educational environment of primary school. I believe that The purpose of the work: to identify opportunities for the development of students' communicative abilities through the use of project activities. Tasks: - to study the peculiarities of the formation of the communicative competence of younger schoolchildren; - to introduce into the practice of the teacher's work the technology of project activities that contribute to the development of the communicative competence of younger schoolchildren.

Communicative competence belongs to the group of key ones, i.e. those of particular importance in a person's life, therefore, close attention should be paid to its formation. The process of adaptation of a child to school, in particular his emotional well-being in the classroom, largely depends on the communicative competence.

Keywords: communicative competence, project activity.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативных УУД младших школьников

Проектная деятельность являются эффективным средством развития коммуникативных УУД младших школьников. В процессе многоплановой работы учащиеся могут успешно работать в группах,  легко и быстро у...

Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

УМК                «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» - это принципиально новый УМК, включающий элементы компетентностного подхода.  У     ...

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников в игровой деятельности. Рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникати...

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...